Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:53, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть механизм функционирования и дальнейшие пути развития кредитно-банковской системы в условиях перехода к рынку, проанализировать ее состояние, проблемы и недостатки.
Актуальность выбора темы связана с видением автора проблем функционирования кредитно-банковской системы в современных условиях ввиду необходимости контроля уровня инфляции, курса рубля по отношению к иностранной валюте и ужесточения требований органов, регулирующих банковскую сферу.
Введение……………………………………………………………….………….
Глава 1:
Современная кредитная система России:
Содержание, структура и элементы кредитной системы России…...
Типы кредитных систем………………………………………………..
Элементы и признаки банковской системы…………………………..
Особенности развития банковских систем России………………….
Этапы формирования кредитной системы Российской Федерации:
Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г…..
Структура кредитной системы СССР в 1925 г…………..................
Структура кредитной системы СССР………………………………..
Структура кредитной системы СССР в сер. 80-х гг………………...
Структура кредитной системы РФ на кон. 1992 г…………………...
Структура кредитной системы РФ на кон. 1994 г…………………..
Роль кредитной системы в развитии рыночной экономики России. Способы государственного регулирования (система денежно-кредитного регулирования и её элементы)……………………………………………………..
Глава 2:
Современная кредитная система России XXI века………………………..
Количество банков в России XXI века……………………………………..
Процентные ставки в банках………………………………………………...
Основные проблемы современной кредитной системы России XXI в…..
Заключение…………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..
В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшая сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно за счёт подобной деятельности. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска банки активизируют работу как по обслуживанию основной производительной деятельности предприятий, так и по долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы преимущественно за счёт своих традиционных процентных поступлений. Банки, не принявшие меры, не учитывающие изменение ситуации, неизбежно оказываются в трудном положении – теряют клиентов, несут убытки, в конечном счёте перестают существовать.
Банковская
система выступает как
Все эти признаки свойственны и российской банковской системе, которая находясь в переходном периоде, тем не менее является развивающейся системой. Взаимодействия между звеньями банковской системы приобретает более разносторонний характер, улучшается нормативная база её деятельности.
Банковская
система не изолирована от окружающейся
среды, напротив, она тесно взаимодействует
с ней, представляет собой подсистему
экономической системы. Будучи частью
общего, банковская система функционирует
в рамках общих и специфических банковских
законов, подчиняется общим юридическим
нормам общества. Акты банковской системы,
хотя и выражают особенности банковского
сектора, могут входить в общую систему,
как и сама банковская система, только
в том случае, если не противоречат общим
устоям и принципам и позволяют строить
общую систему как единое целое.4
История
кредитной системы прошла несколько
этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная
система развивалась по капиталистическим
законам, которые отражали соответствующую
социально-экономическую формацию. По
структуре, функциям и операциям она приближалась
к модели кредитной системы ведущих капиталистических
стран того времени. В Российской империи
существовала трехъярусная кредитная
система, состоявшая из следующих звеньев.
В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтому аккумуляционною - мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основном коммерческие банки.
В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерство финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале
С
20-х годов новая экономическая политика
обусловила восстановление кредитной
системы, но в довольно усеченной форме.
Был создан Госбанк, стали функционировать
акционерные и кооперативные коммерческие
банки. К 1925 г. была восстановлена кредитная
система, структура которой выглядела
следующим образом.
Структура
кредитной системы была представлена
тремя ярусами и выражала новые
социально-экономические
В
новой структуре кредитной системы
отсутствовали страховые
В
последующие годы кредитная система
претерпела дальнейшие изменения под
влиянием кредитной реформы 30-х годов,
когда были ликвидированы все
виды собственности, кроме государственной.
Кредитная система была превращена
в одноярусную, или однозвенную
систему, выражая социально-экономические
потребности того времени, связанные с
осуществлением планов индустриализации
и коллективизации. Кредитная система
начала функционировать в рамках командно-административной
системы управления экономикой. Она была
представлена всего лишь тремя банками,
сберегательными кассами и двумя страховыми
организациями.
В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.
Второй банк страны - Стройбанк сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроем сельского хозяйства.
Банк
для внешней торговли занимался
кредитованием внешней
Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов.
Госстрах
монополизировал страховые
Все
аккумулированные денежные средства указанных
организаций создавали так
Длительное
командно-административное функционирование
кредитной системы показало ее слабую
эффективность, особенно в условиях обострения
финансово-экономических проблем в стране
к началу 80-х годов. Кредит по существу
перестал играть роль активного инструмента
воздействия на научно-техническое
обновление экономики. Большая часть кредитов
исполняла роль второго бюджета, так как
кредиты не возвращались предприятиями.
В результате многие кредиты списывались
или шел процесс перекредитования предприятий.
В особенности это относилось к большому
количеству планово-убыточных предприятий
и сельскому хозяйству. Процент за кредит
оставался на довольно низком уровне,
что не стимулировало к взаимной эффективности
ни банки, ни предприятия. Все это нарушало
главную сущность кредита- плату за кредит
и его возвратность. Поэтому в середине
80-х годов в связи с реорганизацией управления
экономикой была проведена банковская
реформа, которая выразилась в создании
крупных отраслевых специализированных
банков.
Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.
Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.
Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.
Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.
Монопольное положение спец банков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.
В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными последствиями банковской реформы.
Информация о работе Современная кредитная система России XXI века