Теоретические аспекты исследования денежного обращения и денежной массы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основе анализа современного состояния денежного обращения и денежной массы в Российской Федерации разработать направления совершенствования денежного обращения и денежной массы
Для достижения указанной цели поставлено решение следующего ряда задач:
- рассмотреть понятие, сущность и структуру денежного обращения и денежной массы;
- выявить современные проблемы организации денежного обращения и денежной массы в России

Содержание

Введение 5
1. Теоретические аспекты исследования денежного обращения и денежной массы 7
Сущность и структура денежного обращения 7
1.2 Экономическое содержание денежной массы 14
1.3 Проблемы организации денежного обращения и денежной массы в России 19
Современное состояние денежного обращения и денежной массы в Российской Федерации 23
Анализ динамики и современных тенденций развития наличного и безналичного денежного обращения в РФ 23
Оценка динамики и структуры денежной массы в РФ 29
Анализ основных тенденций и особенностей состояния денежного обращения и денежной массы на региональном уровне 32
Направления совершенствования денежного обращения и денежной массы 39
3.1 Пути совершенствования порядка формирования и регулирования денежной массы в России 39
3.2. Направления развития денежного обращения РФ 41
3.3. Зарубежный опыт регулирования денежного оборота и денежной массы и возможности его использования в России 48
Заключение 54
Список использованных источников 58

Работа состоит из  1 файл

курсовая Денежное обращение и денежная масса.doc

— 1.10 Мб (Скачать документ)

Различные варианты такой  техники были представлены на выставке фирмами De La Rue и Omron.

Как правило, с такими машинами работают по два кассира на каждую. Однако в выступлении представителя организации, поставляющей это оборудование, предлагался и вариант организации банковского отделения, выполняющего все операции с клиентами по принципу самообслуживания. Отметим, что почти вся техника для обработки банкнот, выпускаемая сегодня на рынок и предлагаемая к использованию в коммерческих банках, по требованию заказчика может быть оснащена системой сенсоров, осуществляющих проверку подлинности по любому из перечисленных выше вариантов.

Таким образом, необходимо отметить, что основными тенденциями в  совершенствовании кассовых операций являются улучшение взаимодействия центральных, коммерческих банков и  других структур, осуществляющих коммерческие кассовые операции со значительными объемами наличности, разработка и внедрение новых схем, функциональных и структурных изменений, использование современного оборудования для обработки денежной наличности и разнообразных систем управления денежными потоками, а также изучение потребностей клиентов.

 

3.3 Зарубежный  опыт регулирования денежного  оборота и денежной массы и  возможности его использования  в России

 

При всем многообразии методов статистического учета  денежной массы в большинстве  стран с развитой рыночной экономикой применяется следующий набор основных денежных агрегатов:

М1 – включает наличные деньги в обращении и  средства на текущих банковских счетах; М2 –состоит из М1 плюс срочные и  сберегательные вклады в коммерческих банках (до четырех лет);

М3 –содержит  агрегат М2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях;

М4 –состоит из агрегата М3 плюс депозитные сертификаты  крупных коммерческих банков.

Качественный  состав денежных агрегатов неоднозначен в различных странах, что обусловлено  как традиционно сложившимися теоретическими представлениями о деньгах, о соотношении налично-денежного и безналичного компонентов в совокупном денежном обороте, денег и финансовых активов, так и спецификой денежно-кредитной системы и используемыми методами ее регулирования центральным банком. Так, в США в составе денежной массы присутствуют четыре основных денежных агрегата: М1–наличные деньги вне банковской системы, дорожные чеки, депозиты до востребования (без межбанковских и остатков на счетах казначейства), так называемые прочие чековые депозиты; М2–агрегат М1 плюс срочные и сберегательные депозиты (до 100 тыс. долларов), однодневные евродолларовые депозиты резидентов США с суммы взаимных фондов денежного рынка; М3–агрегат М2 плюс срочные евродолларовые депозиты резидентов США в зарубежных филиалах американских банков; L–(агрегат ликвидности) агрегат М3 плюс запас сберегательных бонов (облигаций) краткосрочных государственных обязательств, коммерческих бумаг и банковских аспектов вне банковской системы.

В Японии центральные банки используют 4 денежных агрегата. При этом наиболее широкий агрегат М4 включает в себя наряду с наличными деньгами в обращении, средствами на текущих и срочных депозитах в коммерческих банках также и средства, вложенные в один из видов краткосрочных ценных бумаг, - в депозитные сертификаты.

Во Франции  используется 10 денежных агрегатов, в  Великобритании – 5, в Италии – 4, в  Швейцарии – 3, в Германии – 3. Несмотря на различие качественного состава  денежных агрегатов и их разное количество, в последние годы наблюдается тенденция к универсализации финансовых рынков, которая предопределила постепенное сближение и состава денежных агрегатов.

Каждая страна, являющаяся членом Международного валютного  фонда, рассчитывает денежный агрегат  М1 согласно разработанной Фондом методологии–М1 включает наличную денежную массу и все виды чековых вкладов. Наряду с ним рассчитывается более широкий показатель денежной массы– “казиденьги”, то есть срочные и сберегательные счета банков и наиболее ликвидные инструменты финансового рынка.

Исходя из задачи регулирования платежеспособного  спроса в экономике центральные  банки определяют целевые ориентиры (таргеты) роста денежной массы в  обращении, в связи с чем подобного  рода практика получила название“денежное  таргетирование”. Целевые ориентиры на прирост денежной массы стали применяться в 70-е гг. в связи с усилением инфляционных процессов, а также введением режима плавающих валютных курсов, который ослабил влияние внешних факторов на динамику денежной массы. Целевые ориентиры представляют собой установление верхних и нижних пределов изменения объема денежной массы, то есть введение прямых ограничений. Важное значение для эффективного регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров имеет порядок их установления– или в виде контрольных цифр (Франция), либо “вилки” (США), либо прогноза (Япония). В различных странах целевые ориентиры устанавливаются на неодинаковые сроки: в Великобритании наиболее целесообразным был признан одногодичный срок денежного таргетирования, рассматриваемый как оптимальный для возможного взаимного погашения возникающих временных колебаний процентных ставок; в Японии прогнозы ожидаемого роста целевого денежного агрегата публикуются в начале каждого квартала; в Италии целевые ориентиры устанавливаются сроком на 1 месяц с учетом сезонных и некоторых других временно действующих факторов.

Основной метод  регулирования денежного оборота, используемый центральным банком, - проведение им кредитных, инвестиционных и валютных операций. Центральный  банк полностью определяет величину денежной массы М0, создавая деньги и изымая их из обращения непосредственно в ходе своих операций. В условиях относительно стабильного оснащения расчетов, действенности установленных для коммерческих банков нормативных показателей между величинами М0, М1 и М2 прослеживается довольно высокая корреляционная связь. Это позволяет центральным банкам контролировать любой из показателей денежной массы посредством изменения денежного агрегата М0. Тем самым центральные банки полностью контролируют объем денежной массы в обращении, оперативно регулируя ее величину в зависимости от целевой установки.

В различных  странах и в различные периоды  в качестве целевых ориентиров выбирались разные показатели денежной массы.

Выбор того или  иного денежного агрегата в качестве регулирования обычно определяется конечной целью денежно-кредитной политики. Так, агрегат М1 ассоциируется с масштабами покупательной способности физических лиц. Более широкие денежные агрегаты М2 и М3 включают в себя значительную часть финансовых активов, которые не могут использоваться немедленно. В зависимости от того, какие цели преследует центральный банк, - только лишь снижение темпов инфляции или достижение экономического роста, для ориентира выбирается тот или иной денежный агрегат. Например, в Великобритании центральный банк устанавливает денежные ориентиры“ на широкую денежную массу”по большому кругу показателей. Уже в начале 70-х гг. Банк Англии усилил внимание к контролю за денежным обращением как к средству макроэкономического регулирования. В 80-е гг. в связи с принятием имевшей антиинфляционную направленность Среднесрочной финансовой стратегии Банк Англии поставил перед собой задачи уменьшения объема денежной массы, а также последовательного сокращения государственных расходов, заимствований для покрытия дефицита госбюджета и уменьшения самого дефицита. Решение столь неоднозначных задач потребовало и выбора адекватного денежного агрегата для таргетирования. Таковым был признан агрегат М3, содержащий все элементы, влияющие на развитие инфляционного процесса, и в то же время связанный с фискальной политикой посредством включения в него требований государственного сектора. В Германии целевой ориентир устанавливается на более “узкую”денежную массу. В качестве денежного ориентира Бундесбанк избрал агрегат, который он назвал“Центральные банковские деньги (ЦБД)”. Данный агрегат, приближающийся по своему качественному составу к М3, имеет некоторые особенности. ЦБД включает в себя наличные деньги в обращении и минимальные резервы коммерческих банков, депонированные в центральном банке. Эти резервы калькулируются на базе разработанного коэффициента и отражают разные виды банковских обязательств по отношению к резидентам с учетом неодинаковой степени ликвидности различных видов депонентов. Главным преимуществом использования ЦБД по сравнению с М3 является то, что центральный банк несет ответственность за увеличение денежной массы, а также имеет возможность проследить вклад самого Бундесбанка в создание денежной массы. Другим достоинством этого показателя является наличие необходимых статистических данных для расчета на ежедневной основе объема наличных денег и обязательных резервных требований коммерческих банков.

Наиболее “узкая”денежная  масса определяется в Швейцарии. Первоначально Швейцарский национальный банк выбрал в качестве официального целевого ориентира денежный агрегат М1, но с 1981 г. перешел на использование нового целевого денежного агрегата– “Корректирующие деньги центрального банка (КДЦБ)”, представляющего собой среднемесячную величину, рассчитанную на основе ежедневных показателей денежной базы, с поправкой на“транзитные колебания в банковских остатках”. Агрегат находится под строгим контролем Швейцарского национального банка и “очищается”от случайных изменений, возникающих в результате внесения поправок банками в свои балансы.

В США долгое время в качестве целевого ориентира  использовался денежный агрегат  М1, который, по мнению Совета управляющих  ФРС, наиболее точно характеризовал размеры денежной массы. В 1979 г. ФРС перешла к установлению целевого ориентира также для М2 и М3, а в 90-е гг. полностью отказалась от таргетирования М1. Необходимость использования того или иного метода регулирования количества денег в обращении не подвергается сомнению ни в одной стране и у ведущих международных кредитно-финансовых организаций. Вместе с тем результаты установления целевых ориентиров на прирост денежной массы оцениваются неоднозначно, поскольку желаемой четкой корреляции между денежным регулированием и общими результатами развития экономики не прослеживается. Тем не менее ведущее развитие страны намереваются и в дальнейшем прибегать к денежному таргетированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В соответствии с поставленной целью и задачами курсового исследования анализ теоретико-методологических основ и прикладных аспектов денежного обращения и денежной массы позволил сделать ряд следующих выводов:

  1. Анализ теорий денежного обращения и денежной массы и их регулирования позволяет сделать вывод о том, что теоретические взгляды на проблему регулирования денежного обращения и денежной массы изменялись вместе с изменением общественно-экономических систем. Особенности регулирования денежного обращения в России обусловлены социально-экономическими, политическими особенностями развития государства и общества в различные периоды экономического развития. В результате осуществления демократических преобразований в современной России и тенденций развития международной интеграции, регулирование денежного обращения важно не только на федеральном уровне, но и на республиканском уровне.
  2. Исследование и обобщение теоретических представлений о денежном обращении и денежной массе показали, что в экономической науке недостаточно исследованы и проработаны вопросы регулирования денежного обращения и денежной массы и отсутствует единый подход к пониманию данной экономической категории. Таким образом, денежное обращение - это, прежде всего, непрерывный процесс движения денег, обслуживающий кругооборот товаров и услуг, а так же осуществление расчетов и платежей в наличной и безналичной формах, денежная масса — совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.
  3. Сравнительный анализ современного состояния кредитно-банковского регулирования денежного обращения и денежной массы показал, что с развитием общественных отношений и демократизацией общества значительно повысилась роль денежно-кредитной политики, которая не только определяет современное кредитно-банковское регулирование денежного обращения, но и является основой стабильного экономического роста. Таким образом, денежно-кредитная политика представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
  4. Проблема недостаточной проработки вопросов регулирования денежного обращения и денежной массы кроется в том, что отечественные ученные рассматривали данный вопрос с учетом административно-планового подхода. Научный сравнительно-правовой анализ международной практики позволяет сформулировать основные пути совершенствования применяемых методов регулирования денежного обращения и денежной массы, а именно: совершенствование рынка государственных бумаг, в связи с чем необходимо сокращать количество операций на рынке ценных бумаг, что будет способствовать развитию систем посреднических структур, развитию инфраструктуры и технического обслуживания по осуществлению операций. Таким образом, предложение денег не будет расти, не будет бюджетного дефицита и денежный рынок стабилизируется; необходимо поддерживать норму обязательных требований на оптимальном уровне, для этого необходимо совершенствовать банковскую систему. Таким образом, необходимо, в первую очередь создать законодательную основу развития банковской системы; в условиях развития экономики КР целесообразно проводить «политику дешевых денег», т.е. снижение операций Национального банка на рынке ценных бумаг, снижение нормы обязательных требований и снижение учетной ставки; использовать такие инструменты денежно-кредитной политики, как установление "кредитных потолков" на кредитные вложения; валютном рынке; выпуск депозитных сертификатов центрального банка и ломбардное кредитование; соблюдение основных принципов организации денежной системы, т.е. централизованное регулирование со стороны государства; наличие механизма планирования и прогнозирования денежного оборота; достижения равновесия на денежном рынке; поскольку денежная эмиссия имеет кредитный характер, эмитированные денежные знаки должны быть обеспечены материальными активами; центральный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется правительству.
  5. Обосновано, что количество принципов организации денежной системы определяется особенностями развития страны. В их числе: обязательность исполнения кассовой дисциплины. В связи, с чем необходимо совершенствовать нормативно-правую базу в области денежно-кредитного регулирования; необходимо максимально уменьшить разницу между наличными и безналичными расчетами. Для этого необходимо отказаться от практики административного ограничения ликвидности отдельных финансовых активов, включая наличные деньги и депозиты. Требуется создать условия, при которых держать свободные денежные средства в банковской системе будет выгодно как физическим, так и юридическим лицам. Без этого сформировать эффективно функционирующий денежный рынок невозможно; необходимо совершенствование законодательной базы в области валютного регулирования, в частности, возможного ужесточения требований по выдаче лицензий на осуществление обменных операций с иностранной валютой, поскольку функционирование большого количества обменных бюро не позволяет должным образом осуществлять контроль за денежным обращением, а, наоборот, способствует развитию мошенничества, развитию «теневого» рынка, укрытию от уплаты налогов и так далее; перейти к рыночному механизму рефинансирования, который предполагает необходимость исключить использование централизованных кредитов на льготных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [www.consultant.ru];
    2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. (с изм. и доп. от 15.02.2010 N 11-ФЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [www. consultant.ru];
    3. Послание Президента РФ Федеральному собранию, 2008 // Официальный сайт правительства РФ. Режим доступа: [http://www.gov.ru];
    4. Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год // Официальный сайт председателя правительства РФ. Режим доступа: [http://www.premier.gov.ru];
    5. Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010-2011 годов. // Официальный сайт ЦБ РФ. Режим доступа: [http://www.cbr.ru];
    6. Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011-2012 годов // Официальный сайт ЦБ РФ. Режим доступа: [http://www.cbr.ru];
    7. Азрилиян А.Н. Экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2009. -1152с.;
    8. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки.: учебник, М.:КНОРУС, 2008. - 559 с.;
    9. Виноградов Д.В. Дорошенко М.Е. Финансово-денежная экономика: учебное пособие, М.: Изд.дом ГУВШЭ, 2009. – 828 с.;
    10. Федеральная служба государственной статистики. Финансы России: статистический сборник 2008: , М.:Росстат, 2008.- 455 с.;
    11. Федеральная служба государственной статистики// Официальный сайт Росстата РФ. Режим доступа: [http://www.gks.ru] ;
    12. Свободная энциклопедия «Википедия» / Режим доступа Режим доступа: [http://ru.wikipedia.org/wiki/];
    13. Мартыненко В.В. Социально-политическая изнанка монополии денежной власти в России //Наука. Культура. Общество.- 2006.- № 4. - с. 3–12 //Наука. Культура. Общество.- 2006. - № 5. - с. 96–110// Режим доступа [http://www.martynenko-info.ru];
    14. Мартыненко В.В. Социальная философия денег // Вопросы философии. – 2008. - №11. - с. 143–154 // Режим доступа [http://www.martynenko-info.ru];
    15. Гамза В.А Россия и Китай: результаты монетарной политики // Аналитический банковский журнал. – 2007. - № 06 (145). – с. 28-39
    16. Гамза В.А. Инфляция в России: аналитические материалы // Банки и кредит. -2012. - № 9.- с. 58-70;
    17. Алексашенко А. Банк России загадывает загадки. Комментарий // Кризис. Государство. Бизнес. Высшая школа экономики. – 2009. - № 34 – с. 16-17;
    18. Смирнов С. Управляемое свободное плавание? Комментарий // Кризис. Государство. Бизнес. Высшая школа экономики. – 2009. - № 36 – с. 11-13;
    19. Статистические данные Банка России// Официальный сайт ЦБ РФ, раздел «Статистика».- Динамика денежной массы (М2). – Основные показатели денежного обращения. – Структура и отдельные показатели деятельности кредитных организаций. - Структура наличной денежной массы в обращении по эмиссионному балансу за 2008 -2012 гг// Режим доступа: [http://www.cbr.ru];
    20. Сёмин А. Ставка рефинансирования // ООО «Центр экономических проектов» // Режим доступа: [http://umito.ru/index.php?p=71];
    21. Романов А. Экономика РФ переживает глубочайший спад за 15 лет (Данные о ВВП за 2009 г.) // Информационный портал «Новый регион Москва». - 01 февраля 2010 г. // Режим доступа [http://www.nr2.ru/moskow/267934.html] ;
    22. Новости. За 2012 год денежная база РФ в широком определении выросла на 15,9% (Данные о денежной базе за 2012 г.) // Информационный портал «РосФинКом». – 18 января 2012 г. // Режим доступа [http://rosfincom.ru/news/547486.html].

Информация о работе Теоретические аспекты исследования денежного обращения и денежной массы