Теоретические основы управления качеством кредитного портфеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:45, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие теоретических основ управления качеством кредитного портфеля, рассмотрение характера современной практики управления качеством кредитного портфеля и формулирование основных направлений по ее совершенствованию.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы управления качеством кредитного портфеля
1.1 Понятия кредитного портфеля и его качества
1.2 Система элементов оценки качества кредитного портфеля
1.3 Функции и основные элементы системы управления кредитным портфелем банка
II. Анализ современной практики управления качеством кредитного портфеля и ее оценка
2.1 Современные подходы к управлению качеством кредитного портфеля
2.2 Анализ качества кредитного портфеля банка
III. Проблемы и направления современной практики управления качеством кредитного портфеля
3.1 Проблемы оценки качества и управления качеством кредитного портфеля
3.2 Направления развития системы управления качеством кредитного портфеля
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Система коэффициентов для сводной оценки качества кредитного портфеля
Приложение 2. Содержание элементов методики оценки качества сегмента кредитного портфеля в части ссуд юридическим лицам
Приложение 3. Классификация банковских рисков
Приложение 4. Классификация ссуд исходя из формализованных критериев оценки кредитных рисков
Приложение 5. Условный расчет размера кредитного риска
Приложение 6. Обновленная система оценки кредитоспособности хозяйствующих субъектов

Работа состоит из  1 файл

кредитный портфель-диплом.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

3. Регулирования – механизмов  надзора со стороны государства  и Банка России за осуществлением  банками кредитных операций (посредством разработки законодательных и нормативных актов); проведения внутренних мероприятий по доработке имеющихся структур, процедур, регламентов, политик, объемов проведения операций.

4. Контроля – системы мероприятий,  направленных на выявление отклонений  в соблюдении банком законодательных  норм и нормативных актов Банка  России, внутренних положений и инструкций, отрицательных тенденций в деятельности банка, а также на устранение таких отклонений.

Деятельность любой кредитной  организации необходимо начинать с  оценки конкурентной позиции банка  и разработки стратегии развития. Стратегия кредитной организации должна представлять собой совокупность программ по долгосрочному и устойчивому развитию в соответствии с целями банка. Выбор направлений и объемов деятельности банка должен осуществляться с учетом возможностей формирования своей ресурсной базы и поддержания собственного капитала на адекватном масштабу деятельности уровне. При этом, банковские активы должны позволять банку формировать постоянный доход, позволяющий покрывать банковские расходы и формировать прибыль.

Разработанная стратегия является основой его кредитной политики. Стратегическую позицию банка в кредитном процессе необходимо определять на основе расчета показателей сильных и слабых сторон. К сильным сторонам кредитования можно отнести: высокую квалификацию персонала; хорошее знание клиентов, имеющих длительные отношения с банком; хорошие результаты от развития кредитных операций; высокая репутация банка; возможность расширения кредитования через филиальную сеть; кредитное обслуживание преуспевающих клиентов и финансово-промышленных групп; участие банка как уполномоченного агента в финансировании государственных программ.

Слабые стороны в сфере кредитования могут складываться из: убытков от кредитования; ограниченного объема ресурсов для кредитования; слабой диверсификации кредитного портфеля; неадекватного информационного обеспечения руководства банка и подразделений, ответственных за управление кредитными рисками; концентрации кредитных рисков на заемщиках в отраслях, находящихся в тяжелом состоянии.

Именно развитие банком сильных сторон в сфере кредитования позволит обеспечить ему реализацию кредитной стратегии и, в конечном итоге, развить свои конкурентные преимущества.

Кредитная политика регулирует отношения между банком и клиентом в целях удовлетворения взаимных интересов. В банковской практике кредитная политика обычно разрабатывается на текущий год в виде отдельного положения, которая вступает в силу после утверждения уполномоченным органом управления банка (общим собранием акционеров/участников или Советом директоров).

Данный документ должен содержать: основные принципы кредитования; распределение  полномочий при принятии кредитных  решений; систему лимитов; процедуры  оценки качества активов; кредитный  мониторинг; порядок информирования руководства об ухудшении кредитоспособности заемщиков; порядок урегулирования непогашенной в срок отчетности; требования к финансовому состоянию заемщиков и видам принимаемого по кредитам обеспечения, порядок оценки обеспечения; порядок бухгалтерского учета выданных кредитов; порядок формирования процентных ставок.

Кредитная политика может дополняться  отдельными регламентами банка по различным  аспектам кредитования, например: о  кредитовании отдельных категорий  заемщиков с учетом вида и формы  кредита, его обеспечения; о связанных  кредитах; о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам и другие; о работе с проблемными кредитами. Во внутренних документах банка должна быть раскрыта информация о самом процессе кредитования, а именно: перечень документов, необходимых для оформления кредита; порядок рассмотрения кредитных заявок; лимиты кредитования; порядок предоставления и погашения кредитов, обслуживание долга; отражение в учете.

Качество управления кредитным  портфелем во многом зависит от правильного  определения организационной структуры банка и правильного взаимодействия всех подразделений, в том числе участвующих в процессе кредитования, предусматривающих:

- распределение функций и обязанностей  между органами управления банка  (собранием акционеров, Советом директоров, Правлением) и руководителями структурных подразделений;

- наличие утвержденных внутренних  документов, определяющих цели и задачи каждого подразделения банка, а также должностных инструкций сотрудников банка, содержащих их права, обязанности, подчиненность, подотчетность и уровень ответственности;

- системы выявления (идентификации), измерения (оценки) и мониторинга  банковских рисков; информационного  обеспечения подразделений банка,  ответственных за принимаемые риски;

- механизмы определения степени  влияния на показатели деятельности банка "стрессовых" ситуаций (стресс-тестирование).

Для управления кредитным процессом  в банке создается специальный аппарат, который состоит из нескольких внутренних подразделений, имеющих свой уровень компетенции, свои функции и задачи.

Ведущим звеном в любой организационной  структуре кредитной организации  является Совет директоров (Наблюдательный Совет), от которого во многом зависит  эффективность работы всей системы  оценки банковских рисков, включая  кредитного риска. Именно на Совет директоров возлагается ответственность за деятельность банка в целом и успешную реализацию разработанной стратегии развития, а также за последствия реализации необоснованной кредитной политики. Применительно к системе управления кредитованием, Совет директоров обязан осуществлять общее руководство кредитным процессом путем утверждения стратегических направлений развития кредитной политики банка; осуществления контроля за ее реализацией; контроля за подбором квалифицированных менеджеров банка; за наличием в банке систем управления рисками и внутреннего контроля, адекватных масштабам деятельности и величине принимаемых рисков.

Роль исполнительных органов кредитной  организации, или ее топ-менеджеров (Правления, исполнительного директора, комитетов), заключается в создании механизмов и инструментов реализации утвержденной Советом директоров стратегии развития банка, в том числе кредитной; систем мониторинга и управления рисками; обеспечении формирования полной и точной информации для принятия управленческих решений.

При этом действия Совета и Правления  банка, в целях устранения конфликта  интересов, должны быть четко разграничены между собой. Особенно это касается функций мониторинга, контроля и  оценки рисков, которые должны быть независимыми от лиц, связанных с их возникновением.

Определение целевых рынков кредитования, параметров и структуры кредитного портфеля, установление уровня процентных ставок по кредитным операциям, а также принятие решений о выдаче крупных кредитов и их реструктуризации закрепляются, как правило, в функциях Кредитного комитета банка.

Основной центр тяжести всей работы по кредитованию сосредоточен в кредитном подразделении банка (департамент или управление/отдел - в зависимости от объемов бизнеса  банка), которое проводит работу по формированию кредитного портфеля, непосредственному кредитованию клиентов, анализу ссудной задолженности и кредитного портфеля в целом, контролю за обеспеченностью ссуд, разработке механизмов анализа и оценки качества кредитного портфеля. Кроме того, при наличии в структуре банка филиалов и дополнительных офисов, осуществляют контроль за их деятельностью по вопросам кредитования. Задачами данного подразделения также являются подготовка заключений и предложений Кредитному комитету для рассмотрения вопросов о выдаче ссуд.

Часть функций кредитного процесса входит в круг полномочий планово-экономического подразделения банка, например, связанных  с планированием и регулированием ресурсной базы банка, в том числе  определением объемов и сроков кредитования; соблюдением предельно установленных значений по кредитованию (лимитов, нормативов).

Кроме основных подразделений кредитной  организации, участвующих в кредитовании, в данный процесс вовлечены и сопровождающие его подразделения как, например: юридическая служба, которая отвечает за соответствие кредитных сделок банка действующему законодательству и за возможность реализации принятого по кредиту обеспечения; операционное подразделение, осуществляющее операции с выдачей/погашением кредитов и их бухгалтерский учет; отдел автоматизации, ответственный за установку и сопровождение программного обеспечения, в том числе по кредитным операциям; подразделения управления рисками и внутреннего контроля.

При определении банком организационной  структуры должна быть построена  эффективная и безопасная система передачи информации на различных уровнях управления банком, в том числе, кредитным процессом. В частности адекватный поток информации предполагает: обеспечение менеджмента необходимыми сведениями о принятых кредитных рисках и их влиянии на текущее состояние банка; обеспечение руководителей среднего и низшего звена, а также рядовых сотрудников информацией о стратегии банка и кредитного политики, о порядке и процедурах выполнения кредитных операций; обеспечение по горизонтали доступа к информации, которой владеет одно подразделение банка, другим его заинтересованным подразделениям; обеспечение безопасности информационных систем.

Немаловажное значение в системе  управления кредитным портфелем  должно отводиться самой организации процесса кредитования и наблюдению за кредитом. Так, процесс кредитования состоит из нескольких этапов: предварительной стадии (переговоров о кредите), рассмотрения конкретного проекта, оформления кредитной документации (при положительном решении и выдаче), использования кредита.

На первом этапе происходит первоначальный анализ рисков, когда в ходе переговоров  банка с потенциальным клиентом выясняется, насколько кредитование данного клиента будет соответствовать кредитной политики банка, какова цель получения кредита, за счет каких средств предполагается погашать задолженность по кредиту и процентам.

На этапе рассмотрения кредитной  заявки выполняется наиболее сложная  для банка задача – оценка кредитоспособности заемщика на момент выдачи кредита и прогнозирование на будущее его финансового положения и денежных потоков. На данном этапе банк получает информацию о непосредственной деятельности клиента и его реальных финансовых возможностях. Основными источниками информации о заемщике являются его финансовая отчетность (по юридическому лицу) либо справки о доходах (по физическому лицу), а также иная информация о клиентах, указанная ими в анкетах на получение кредита или собранная банком.

В настоящее время, в связи с  принятием Федерального закона от 30.01.2004 №218-ФЗ "О кредитных историях" набирает темпы деятельность кредитных бюро, целью которых является сбор, хранение и предоставление на законных условиях заинтересованным лицам сведений о заемщиках. Однако система обмена информацией между банками и кредитными бюро пока не работает должным образом.

На этапе использования кредита  осуществляется наблюдение за кредитными операциями (мониторинг) и контроль. Наблюдение устанавливается: за соблюдением  лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой процентов, полнотой и своевременностью погашением основного долга; продолжается работа по анализу кредитоспособности и финансового положения заемщика; при необходимости корректируются сроки и условия кредитования.

Оценка кредитоспособности заемщика на этапе использования кредита отличается от ее первоначальной оценки на этапе рассмотрения заявки. Во-первых, по времени совершения – оценка перед выдачей и после выдачи; во-вторых, по целевому назначению – для идентификации кредитного риска перед принятием окончательного решения о кредитовании и измерении риска в течение срока кредита; в-третьих, по периодичности – оценка кредитоспособности перед выдачей кредита носит разовый характер, в период наблюдения – систематический. Можно выделить четвертое отличие – по объему: так, при расчете кредитоспособности оцениваются все показатели надежности заемщика и обеспечения кредита, а в процессе наблюдения изучаются только факторы изменения (осуществляется перепроверка обеспечения, условий кредитования, своевременности погашения кредита и уплаты процентов). Однако, на мой взгляд, последнее отличие применимо лишь к ссудам, объединенным в портфели однородных ссуд, по которым производится расчет совокупной (по отдельным портфелям) величины кредитного риска на основании данных о хорошем обслуживании долга (финансовое положение заемщика в таких случаях переоценивается только при появлении у банка какой-либо негативной информации о нем). В отношении индивидуальных кредитов, анализ финансового положения заемщика и оценка его кредитоспособности должны осуществляться банком по всем параметрам систематически.

Контроль за кредитом, хотя и является составным элементом третьего этапа  кредитного процесса, но охватывает все  его стадии (предварительную, рассмотрения, наблюдения). В ходе осуществления контроля за кредитными операциями обязательна проверка следующих аспектов:

- выполнения требований банковского  законодательства и нормативных  актов Банка России по регулированию  кредитных операций (в том числе,  в части соблюдения обязательных  нормативов и построения систем управления рисками и внутреннего контроля);

- соблюдения условия кредитного  соглашения;

- кредитоспособности заемщика;

- состояния и изменений ссудной  задолженности, обеспечения;

- оценка качества ссуды;

- контроль за проблемными кредитами, разработка соответствующих мероприятий по работе с такими кредитами;

- проверка заемщика на месте;

- соблюдение работниками банка,  в рамках установленных полномочий, кредитной политики, внутренних  положений и механизмов по  кредитованию; культуры кредитования.

Одним из элементов системы управления кредитным портфелем является управление персоналом, предусматривающее такие основные направления, как расстановку кадров, систему подготовки и переподготовки кадров; механизмы оплаты труда, мотивации, поощрения.

Информация о работе Теоретические основы управления качеством кредитного портфеля