Теории денег и их использование на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание

В работе освещена история возникновения кейнсианства и монетаризма, причины перехода от одной теории к другой, а также применение данных теорий в Казахстане и других странах мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………..5
1.1 Кейнсианская теория денег…………………………………………………..5
1.2 Монетаристский подход……………………………………………………...7
2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ РЕЗЕРВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА....................................................................................................................12
2.1 Государственное регулирование экономического роста………………….12
2.2 Дискреционная денежно-кредитной политики государства по стимулированию экономического роста……………………………………….13
2.3 Методы недискреционной фискальной и денежно-кредитной политики по стимулированию темпов экономического роста………………………………17
3. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………….....21
3.1 Уровень инфляции и динамика цен на товары и услуги в 2011 году…….21
3.2 Потенциал, модель и возможности экономически устойчивого роста экономики Казахстана…………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ДКБ.docx

— 135.22 Кб (Скачать документ)

     В свою очередь, изменение уровня цен  — это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы  будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.

     4. Причинно-следственная связь между  предложением денег и номинальным  объемом ВНП осуществляется не  через процентную ставку, а непосредственно.  Тем самым известны как бы  «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М.Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию —«портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.

     М. Фридмен отмечает, что каждый человек  привыкает к определенной структуре  своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения  привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и  финансовые активы. Совокупный спрос  возрастает, и, в конечном счете, это  приводит к росту ВНП.

     5. Исходя из этого, М.Фридмен  выдвинул «денежное правило»  сбалансированной долгосрочной  монетарной политики, а именно: государство  должно поддерживать обоснованный  постоянный прирост денежной  массы в обращении. Величина  этого прироста определяется  уравнением М.Фридмена: 

     DМ= DР+ DY, 

     где DМ — среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; DY— среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; DР — среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции— из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

     Монетарное  правило М.Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы  в обращении — в пределах 3—5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого  увеличения денежного предложения  свыше 3—5% в годбудет происходить  раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3—5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

     Денежное  правило М.Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики в США  и Великобритании (рейганомика и  тетчеризм) с конца 70-х годов. Так  называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к  зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был  достигнут темп роста ВНП на уровне 3—5% в год.

     В заключение отметим, что современные  теоретические модели денежно-кредитной  политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором  учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде  в денежно-кредитной политике сегодня  преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия  непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования. 

 

      2. Денежно-кредитные резервы государственного стимулирования и регулирования экономического роста

     2.1 Государственное  регулирование темпов  экономического роста

 

     Государство играет значительную роль в регулировании  экономического роста. Следует рассмотреть, какие меры денежно-кредитного государственного регулирования наилучшим образом  могут стимулировать этот процесс.

     1. Кейнсианцы рассматривают экономический  рост преимущественно с точки  зрения факторов спроса. Обычно  они объясняют низкие темпы  роста неадекватным уровнем совокупных  расходов, которые не обеспечивают  необходимого прироста ВНП. Поэтому  они проповедуют низкие ставки  процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования  капиталовложений. При необходимости  финансово-бюджетная политика может  использоваться для ограничения  правительственных расходов и  потребления, с тем чтобы высокий  уровень капиталовложений не  приводил к инфляции.

     2. В противоположность кейнсианцам,  сторонники «экономики предложения»  делают упор на факторы, повышающие  производственный потенциал экономической  системы. В частности, они призывают  к снижению налогов как к  средству, стимулирующему сбережения  и капиталовложения, поощряющему  трудовые усилия и предпринимательский  риск. Например, снижение или отмена  налога на доход от процентов  приведет к увеличению отдачи  от сбережений. Аналогичным образом,  если облагать подоходным налогом  суммы, идущие на выплаты по  процентам, это приведет к ограничению  потребления и стимулированию  сбережений. Некоторые экономисты  выступают за введение единого  налога на потребление в качестве  полной или частичной замены  личного подоходного налога. Смысл  этого предложения состоит в  ограничении потребления и стимулировании  сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

     3. Экономисты разных теоретических  направлений рекомендуют и другие  возможные методы стимулирования  экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют  индустриальную политику, посредством  которой правительство взяло  бы на себя прямую активную  роль в формировании структуры  промышленности для поощрения  экономического роста. Правительство  могло бы принять меры, ускоряющие  развитие высокопроизводительных  отраслей и способствующие перемещению  ресурсов из низко производительных  отраслей. Правительство также могло  бы увеличить свои расходы  на фундаментальные исследования  и разработки, стимулируя технический  прогресс. Рост расходов на образования  также может способствовать повышению  качества рабочей силы и росту  производительности труда. При  всей многочисленности и сложности  возможных методов стимулирования  экономического роста большинство  экономистов едины в том, что  увеличение темпов экономического  роста является весьма непростой  задачей, - капиталоемкость и склонность  к сбережениям нелегко поддаются  мерам регулирования.

     2.2 Дискреционная денежно-кредитная политика государства по стимулированию экономического роста.

     Денежно-кредитная  политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию  правительственных доходов и  расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как. например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

     Современная денежно-кредитная политика определяет основные направления использования  денежных ресурсов государства, методы финансирования и главные источники  пополнения казны. В зависимости  от конкретно-исторических условий  в отдельных странах такая  политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные денежно-кредитные  методы регулирования экономики.

     К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

     а) затраты на расширенное воспроизводство;

     6) непроизводительные расходы государства; 

     в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.:

     г) проведение структурной политики;

     д) содержание военно-промышленного комплекса  и т.п.

     С помощью косвенных методов государство  воздействует на денежно-кредитные  возможности производителей товаров  и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система  налогообложения. Изменяя ставки налогов  на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство  стремится добиться возможно более  устойчивых темпов экономического роста  и избежать резких взлетов и падений  производства.

     К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает  предпринимателей от уплаты налогов  с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Так, в  ФРГ в начале 70-х годов по ряду отраслей промышленности на амортизацию  разрешалось списывать до 20—30% стоимости  основного капитала в год. В Великобритании в первый год введения в эксплуатацию нового оборудования можно было отчислять в фонд амортизации 50% стоимости новых орудий производства.

     Однако  в этих случаях амортизация списывается  в размерах, значительно превышающих  действительный износ основного  капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого  оборудования продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудшает условия реализации продукции и сокращает покупательную  способность населения.

     В зависимости от характера использования  прямых и косвенных методов различают  два вида фискальной политики государства:

     а) дискреционную;

     б) недискреционную.

     Дискреционная (лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение  в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство  учитывает следующие проверенные  на практике функциональные зависимости  между финансовыми переменными  величинами.

     Первая  зависимость: рост государственных  расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции  и занятость трудоспособного  населения. Важно учесть, что государственные  расходы влияют на совокупный спрос  так же, как и инвестиции (действуют  как мультипликатор инвестиций, который  разработал Дж. Кейнс): мультипликатор государственных расходов МG показывает, насколько возрастает валовой национальный продукт DВНП в результате увеличения этих расходов DG: 

 

     DВНП=DG ´ MG 

     Естественно, что при уменьшении государственных  затрат G сокращается объем ВНП.

     Другая  функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов  уменьшает личный располагаемый  доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем  выпуска продукции и занятость  рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию  покупательских расходов, выпуска продукции  и занятости.

     Изменение налогообложения дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздействует на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход, однако, часть  его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.

     Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства  для воздействия на экономический  цикл. Разумеется, эта политика различается  на разных фазах цикла.

     Например, при кризисе проводится политика экономического роста. В интересах  роста ВНП увеличиваются государственные  расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением  налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был  больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

     Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), правительство проводит политику сдерживания  деловой активности — сокращает  государственные расходы, увеличивает  налоги. Эти меры сочетаются таким  образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП. 

     2.3 Методы недискреционной фискальной и денежно- кредитной политики 

     Второй  вид политики — недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который  без содействия государства устраняет  неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными  встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

Информация о работе Теории денег и их использование на современном этапе