Теории денег и их использование на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание

В работе освещена история возникновения кейнсианства и монетаризма, причины перехода от одной теории к другой, а также применение данных теорий в Казахстане и других странах мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………..5
1.1 Кейнсианская теория денег…………………………………………………..5
1.2 Монетаристский подход……………………………………………………...7
2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ РЕЗЕРВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА....................................................................................................................12
2.1 Государственное регулирование экономического роста………………….12
2.2 Дискреционная денежно-кредитной политики государства по стимулированию экономического роста……………………………………….13
2.3 Методы недискреционной фискальной и денежно-кредитной политики по стимулированию темпов экономического роста………………………………17
3. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………….....21
3.1 Уровень инфляции и динамика цен на товары и услуги в 2011 году…….21
3.2 Потенциал, модель и возможности экономически устойчивого роста экономики Казахстана…………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ДКБ.docx

— 135.22 Кб (Скачать документ)

     На  фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном  налогообложении еще быстрее  увеличиваются суммы налогов. В  этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются  выплаты пособий по безработице  и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический  рост.

     На  фазе кризиса налоговые поступления  автоматически уменьшаются и  тем самым сокращается сумма  изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты  социального характера, в том  числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность  населения, что помогает преодолению  спада экономики.

     Из  сказанного видно, сколь большое  место занимает налогообложение  в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных  направлений фискальной политики государства  является совершенствование налогового законодательства и практики сбора  налогов.

     Возьмем для примера наиболее важную разновидность  налогов — подоходный налог, который  устанавливается на доходы физических лиц и на прибыль фирм. Как определяется величина этого налога?

     Сначала подсчитывается валовой доход –  сумма всех доходов, полученных физическими  и юридическими лицами из разных источников. Из валового дохода по законодательству обычно разрешается вычитать: а) производственные, транспортные, командировочные и  рекламные расходы; б) различные  налоговые льготы (необлагаемый минимум  доходов; например, в США в 1990 г. этот минимум составил 2050 долл.; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.). Таким образом, облагаемый налогом доход — это разница между валовым доходом и указанными вычетами.

     Важно установить оптимальную налоговую  ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:

     твердые, которые устанавливаются на единицу  объекта независимо от его стоимости (например, автомашину);

     пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов  независимо от размеров доходов;

     прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.

     Практика  показывает, что при чрезвычайно  высоких ставках налогов подрываются  материальные стимулы к труду  и новаторству. Непомерное возрастание  в 60—70-е годы в западных странах  налогового бремени привело к  отрицательным последствиям. Оно  вызвало «налоговые бунты», широкое  уклонение от налогов, способствовало утечке капиталов и бегству получателей  высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

     Как известно, в 70-е годы неоконсерваторы  выдвинули теорию предложения. Ее авторы установили, что рост налогообложения  оказывает неблагоприятное воздействие  на динамику производства и доходов. Увеличение налогов за счет повышения  их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений  в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов, а затем это может сопровождаться также сокращением общей суммы  бюджетных доходов. В итоге высокие налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и сбережения.

     Основной  задачей хозяйственной политики представители теории предложения  считают определение оптимальных  ставок налогообложения и налоговых  льгот и выплат. Снижение налогов  рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономический  рост и борьбу с инфляцией. Оно  усилит стремление получать большие  доходы, окажет стимулирующее влияние  на рост производства и увеличит покрытие денежной массы товарами.

     Группа  американских специалистов во главе  с А. Лэффером изучила зависимость  суммы налоговых поступлений  в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лэффера (рис. 1). 

     

     Рисунок 1 - Кривая Лэффера 

     Группа  А. Лэффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

     Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50—70%. Американцы говорят, что  при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

     Эмпирические  исследования теоретиков предложения  в какой-то мере подготовили налоговые  реформы в США и других странах. В течение 80-х — начале 90-х годов  в ведущих странах Запада проводились  радикальные налоговые реформы. Цели этих реформ — ввести более  равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог  на прибыли компаний, снизить прогрессивность  налогообложения, ликвидировать ряд  налоговых льгот. Все стороны  налогообложения регулируются едиными  исчерпывающими законами, которые принимают  национальные парламенты 

 

      3. Анализ темпов экономического роста и перспектив развития Казахстана 

     3.1 Уровень инфляции  и динамика цен на товары и услуги в 2011 году

     Инфляция  в Республике Казахстан в июне 2011 года составила 0,3%

     Цены  на продовольственные товары и платные  услуги за прошедший месяц увеличились  по 0,2%, непродовольственные – на 0,7%.

     в процентах, прирост

  
  Июнь 2011г. к Январь-июнь

2011г. к

январю-июню

2010г.

маю

2011г.

июню

2010г.

декабрю

2010г.

декабрю

2005г.

Все товары и услуги 0,3 8,4 5,1 69,4 8,4
Продовольственные товары 0,2 12,6 8,0 84,2 12,6
Непродовольственные товары 0,7 5,3 2,5 47,0 5,4
Платные услуги 0,2 6,3 4,1 72,9 6,2
 

     В прошедшем месяце повышение цен  отмечено на хлебопродукты и крупяные изделия на 0,7%, а на пшено –  на 6,2%, гречневую крупу – на 5,3%, перловую – на 1,8%, муку – на 1%, макаронные изделия – на 0,6%, хлеб – на 0,2%. Прирост цен на картофель составил 3,9%, мясо и птицу – 1,1%, кофе, чай  и какао – 0,6%, фрукты – 0,5%, масла  и жиры – 0,3%. Уровень цен на яйца стал ниже на 9,6%, овощи свежие – на 5,5%, молоко сырое – на 1,9%.

     Цены  на одежду и обувь увеличились  на 0,2%, бытовые текстильные изделия  – на 0,3%, посуду – на 0,5%, строительные материалы – на 0,7%, сжиженный  газ – на 1,1%. Бензин подорожал  на 5,7%, дизельное топливо – на 7,1%.

     Уровень цен на услуги культуры стал выше на 0,2%, ресторанов и гостиниц – на 0,3%, парикмахерских – на 0,4%, здравоохранения  и дошкольного образования –  по 0,5%, пассажирского транспорта –  на 1,4%.

     В сфере жилищно-коммунальных услуг  тарифы на центральное отопление  и содержание жилья повысились по 0,1%, канализацию – на 1,2%, холодную воду – на 1,4%, сбор мусора – на 2,7%, а на горячую воду снизились на 1,6%.

     Изменение цен на потребительские товары и  услуги

     в процентах, прирост

     

     Индекс  потребительских цен, характеризующий  уровень инфляции, показывает изменение  цен на товары и услуги, приобретаемые  населением для личного потребления. Набор товаров и услуг включает 508 позиций. Регистрация цен производится по выборочной сети предприятий торговли и сферы услуг различных форм собственности во всех областных  центрах, столице и определенному  кругу городов и районных центров. Используемая для агрегирования  система весов в части их расходов рассчитывается на основании материалов обследований домашних хозяйств за предшествующий год.

     С января 2011 года при построении ИПЦ  доля продовольственных товаров  составляет 38,8%, непродовольственных  – 31,4%, платных услуг – 29,8%.

     Цены  предприятий-производителей промышленной продукции в июне 2011г. снизились  на 3,4% 

     Цены  предприятий-производителей промышленной продукции в июне 2011г. снизились  на 3,4%

     Индекс  цен предприятий-производителей промышленной продукции в июне т.г. относительно мая составил 96,6%. Произведенная  продукция подешевела на 3,6%, цены на услуги производственного характера  остались без изменения. Снижение цен  наблюдалось в горнодобывающей  промышленности на 4,8%, обрабатывающей – на 0,7%.

     Изменение цен предприятий-производителей промышленной продукции в процентах, прирост +, снижение –

  
  Июнь 2011г. к Январь-июнь

2011г. к

январю-июню

2010г.

маю

2011г.

июню

2010г.

декабрю

2010г.

декабрю

2005г.

Промышленная  продукция, включая услуги производственного  характера -3,4 32,9 20,7 119,7 26,9
Произведенная продукция -3,6 35,1 22,0 125,1 28,5
Средства  производства 1,4 7,4 8,7 73,5 6,1
Продукция промежуточного потребления -4,2 37,9 24,0 131,6 30,4
Потребительские товары 0,4 16,7 9,4 79,3 16,6
Услуги  производственного характера 0,0 6,9 5,5 51,8 6,9

     В прошедшем месяце уменьшение цен  отмечено на конденсат газовый на 7,9%, металлические руды – на 6%, нефть  – на 4,6%, топливо дизельное –  на 3,5%, их увеличение – на пропан и  бутан сжиженные на 8,2%, мазут топочный – на 8%, бензин – на 4,7%.

     Цены  на драгоценные металлы за месяц  снизились на 7,3%, медь – на 5,4%, алюминий – на 3,5%, ферросплавы – на 2,4%, на свинец – повысились на 10,2%, прокат черных металлов и цинк – по 0,6%.

     Мясо  птицы подешевело на 4,7%, крупы –  на 3,3%, рыба – на 1,2%, сахар – на 1%, мука пшеничная – на 0,9%, растительное масло подорожало на 2,5%, маргарин –  на 1,6%, напитки – на 1,2%, молочные продукты – на 0,8%.

     Производство  продуктов питания / Производство продуктов  нефтепереработки

     

     Цены  на продовольственные товары в июне 2011г. по сравнению с июнем 2010г. выросли  на 12,6%

     В июне 2011 года по сравнению с соответствующим  месяцем 2010 года цены на крупы выросли  в 2,2 раза, масла и жиры – на 23,4%, муку – на 22,9%, сахар – на 18,7%, фрукты и овощи – на 15%, молочные продукты – на 11,2%, макаронные изделия –  на 9,8%, кофе, чай и какао – на 8,9%, кондитерские изделия – на 7,5%, хлеб – на 4,8%, алкогольные напитки  – на 4,7%.

     Прирост цен на мясо и мясопродукты за названный  период составил 15,2%. Уровень цен  на баранину стал выше на 19,5%, конину –  на 10,8%, мясо птицы – на 10,2%, колбасные  изделия – на 9,8%, свинину –  на 5,2%.

     3.2 Потенциал, модель  и возможности  экономически устойчивого роста экономики Казахстана

  Высшим  национальным приоритетом Республики Казахстан является создание эффективной национальной экономики, способной обеспечить высокий уровень жизни населения страны и достойное место Казахстану среди других стран мира. Для реализации этой цели Республика Казахстан располагает большими потенциальными возможностями. К ним относятся не только богатые запасы минерально-сырьевых ресурсов, которые пользуются спросом на мировом рынке, но и наличие достаточно развитого по сравнению со многими странами производственно-экономического потенциала, высокий общеобразовательный уровень населения, наличие квалифицированных кадров. Эффективное использование этих факторов в рамках долгосрочной стратегии экономического и социального развития страны может способствовать не только выходу Казахстана из продолжающегося социально-экономического кризиса, но и созданию условий для вступления республики на траекторию устойчивого развития.

Информация о работе Теории денег и их использование на современном этапе