Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:49, курсовая работа
В работе освещена история возникновения кейнсианства и монетаризма, причины перехода от одной теории к другой, а также применение данных теорий в Казахстане и других странах мира.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………..5
1.1 Кейнсианская теория денег…………………………………………………..5
1.2 Монетаристский подход……………………………………………………...7
2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ РЕЗЕРВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА....................................................................................................................12
2.1 Государственное регулирование экономического роста………………….12
2.2 Дискреционная денежно-кредитной политики государства по стимулированию экономического роста……………………………………….13
2.3 Методы недискреционной фискальной и денежно-кредитной политики по стимулированию темпов экономического роста………………………………17
3. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………….....21
3.1 Уровень инфляции и динамика цен на товары и услуги в 2011 году…….21
3.2 Потенциал, модель и возможности экономически устойчивого роста экономики Казахстана…………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33
Под
устойчивым развитием страны, в данном
случае, мы понимаем такое развитие,
которое обеспечивает социальную стабильность
общества, экологическую безопасность
и экономическую эффективность.
Достижение макроэкономического равновесия
и выход на траекторию устойчивого
экономического роста требуют достаточно
продолжительного времени и этот
период зависит от стартовых социально-
Таким
образом, главной целью государственной
экономической политики является достижение
динамичного общеэкономического равновесия
как главного условия для вывода
экономики страны на траекторию устойчивого
развития. Очевидно, что отдельные
экономические цели общества, на решение
которых должна быть направлена текущая
и перспективная
Поэтому
структуризация целей экономической
политики позволяет выявить насколько
сильно отдельно взятые цели зависят
друг от друга, определить те из них, достижение
которых находится под угрозой
и невыполнение которых грозит наибольшей
опасностью для национальной экономики.
В настоящее время преобладает
мнение, что наиболее уязвимым участком
экономики является высокий уровень
инфляции. В соответствии с этим
макроэкономическая политика, проводимая
в Казахстане, в качестве своей
главной цели определила подавление
инфляции до нескольких процентов в
год, т.к. согласно неолиберальной концепции,
оживление инвестиционной деятельности
и начало экономического роста однозначно
увязывается с подавлением
При постановке задачи выхода Республики Казахстан на траекторию устойчивого экономического роста в исторически приемлемые сроки мы исходим из предпосылки, что существуют объективные закономерности функционирования переходной экономики как процесса перехода от одного состояния общеэкономического равновесия к другому, рыночному равновесию. Поэтому процесс реформирования экономики советского типа в рыночную имеет свою внутреннюю логику развития, и ее игнорирование препятствует формированию и проведению рациональной экономической политики, направленной на создание эффективной национальной экономики.
В этой связи нами была сделана попытка обосновать, что между уровнем текущей инфляции и темпами роста экономики отсутствует прямая зависимость и контролируемая инфляция может способствовать продолжительному экономическому росту при достаточно высоких среднегодовых темпах инфляции, так как инфляционное давление подталкивает инвестиционный процесс и тем самым помогает экономическому росту.
Как известно, зависимость между темпами экономического роста и изменением уровня инфляции описывается весьма простой формулой:
dX=(dY-dP)/(1+dP), (1)
где: X - объем ВВП в сопоставимых ценах;
Y - объем ВВП в текущих ценах;
Р - средний уровень цен.
Очевидно, что существует пороговый уровень инфляции Q* = dP*, при котором темпы экономического роста n = dХ = 0. При введении понятия "пороговый уровень" инфляции можно утверждать, что существует прямая зависимость между темпами экономического роста и разницей между пороговым и текущим уровнем инфляции:
n = ( Q*-Q)/(1+Q). (2)
Можно
отметить, что соотношение (2) является
универсальным и оно
Введем дополнительно понятие "потенциал экономического роста"
Х = Q* - Q. (3)
Принципиально
важным является то, что создание и
поддержание условий для
В этой связи можно отметить, что из соотношения (2) следует, что чем выше уровень текущей инфляции Q, тем меньше темпы экономического роста при заданном пороговом уровне инфляции Q*, значение которого полностью определяется объективно сложившимися в стране социально-экономическими условиями. Однако, для разных стран со своими пороговыми уровнями инфляции при одинаковых уровнях текущей инфляции, темпы экономического роста будут разными.
Действительно,
при выполнении условия Q < Q* темпы
экономического роста n і 0. Естественно,
что возможны случаи, когда при
увеличении уровня текущей инфляции
будет иметь место и
Поэтому
для каждой страны основные параметры
макроэкономической политики должны разрабатываться
с учетом этих условий, а реализация
стандартных мер
В
соответствии с этим коренным образом
должен измениться подход к выработке
макроэкономической политики как на
долгосрочную перспективу, так и
на ближайший период, формированию
ее краткосрочных и долгосрочных
целей. Исходным пунктом и основной
целью макроэкономической политики
при этом должно стать не снижение
уровня инфляции до 8 - 10 % в год, как
предусмотрено всеми
Максимизация потенциала экономического роста Х=Q*- Q возможна несколькими способами, каждому их которых соответствует своя модель экономической политики.
Первый способ состоит в том, что государство последовательно проводит политику стимулирования совокупного спроса, т.е. пороговый уровень инфляции Q* поддерживается на достаточно высоком уровне путем высоких государственных расходов, направленных на создание новых рабочих мест и более полное использование всех имеющихся в стране факторов производства. При этом рост уровня текущей инфляции и бюджетного дефицита отходят на второй план и рассматриваются как нежелательные, но второстепенные проблемы. Эта модель экономической политики по существу является кейнсианской моделью в ее чистом виде и хорошо зарекомендовала себя при выходе из мирового экономического кризиса в 30-е годы.
Видно,
что кейнсианская модель имеет свои
пределы экономического роста. На первом
этапе ее применения усиление экономической
роли государства способствует экономическому
росту, т.к. значение порогового уровня
инфляции выше уровня текущей инфляции.
Начиная с некоторого момента
времени положительный
Второй
способ предусматривает жесткий
контроль над уровнями текущей инфляции
и бюджетного дефицита. В наиболее
чистом виде такая модель экономической
политики соответствует монетарной
модели. Именно такая модель является
теоретической и
Видно, что и монетарная модель имеет свои пределы роста. Действительно, в результате "шоковой терапии" и проведения жесткой рестриктивной денежно-кредитной политики, уменьшения роли государства в управлении экономикой и снижения государственных расходов, в первую очередь за счет свертывания социальных программ, как показывает международный опыт, удается в приемлемые сроки резко понизить уровень текущей инфляции. Негативным явлением становится то, что при этом также снижается и пороговый уровень инфляции. Поэтому, на первом этапе наблюдается стабилизация экономической ситуации и начинается подъем экономики. Однако текущая инфляция имеет свои нижние границы, которые определяют ее естественный уровень. Поэтому, через какой-то промежуток времени уровни текущей и пороговой инфляции сближаются, потенциал экономического роста данной модели экономической политики исчерпывается и экономика страны вновь оказывается в кризисном состоянии. В этой связи продолжение такой экономической политики на протяжении длительного периода времени также, как и кейнсиансиой, приводит к кризису и продолжительной стагнации.
Для достижения более или менее устойчивого экономического роста и предупреждения экономических кризисов в этой связи, на наш взгляд, необходима сознательная и своевременная смена моделей экономической политики, проводимой государством: с модели с преобладающей кейнсианскими методами регулирования экономики на монетарную, и наоборот. В этом случае теоретически возможно добиться устойчивого экономического роста. На первом этапе для нашего случая для выхода из кризисного состояния реализуется модель экономической политики кейнсианского типа. Не дожидаясь полного исчерпания ее потенциала экономического роста, проводится смена модели экономической политики на другую, в которой преобладают монетарные методы регулирования экономики. Естественно, что при этом не может быть достигнут максимально возможный для данной модели рост экономики. Однако это компенсируется тем, что экономика страны избегает кризисной ситуации. Смена модели проводится в зависимости от складывающейся экономической ситуации и возможных вариантов ее развития в рассматриваемый период. Основными индикаторами, которые могут объективно сигнализировать о накоплении негативных последствий проводимой экономической политики и необходимости ее корректировки для предотвращения экономического спада, могут служить значения текущего и порогового уровня инфляции Q и Q*.
Таким
образом, можно утверждать, что кейнсианская
и монетарная модели не являются антагонистичными,
как представляется в экономической
литературе. Наоборот, они взаимодополняют
друг-друга в рамках экономической
политики, имеющей своей целью
обеспечение устойчивого
Попытка
же стабилизации и вывода экономики
из кризисного состояния чисто монетарными
методами, которые эффективны для
стран, находящихся на правой половине,
на наш взгляд, обречена на провал, т.к.
применяемые методы экономического
регулирования не адекватны сложившейся
экономической ситуации в Республике
Казахстан и ведут к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Различные теории денег выражают развитие взглядов экономистов на сущность денег, их функции и законы денежного обращения и заключают в себе основные требования к денежной и валютной политике. Основные теории денег – кейнсианская и монетаристская, возникнув в XIX-XX вв., модифицировались с развитием капитализма.
Кейнсианская
теория инфляции, обосновавшая необходимость
вмешательства государства в
экономику, в 50-60-е годы и первой половине
70-х годов помогла
Информация о работе Теории денег и их использование на современном этапе