Управление рисками в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение основных видов банковских рисков и принципов их классификации, методов управления рисками, а также определение путей их минимизации.
Предметом исследования курсовой работы является изучение содержания риска коммерческого банка и способов управления им. В качестве объекта исследования был выбран ЗАО «Абсолютбанк».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКИХ РИСКОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
5
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ 11
2.1 Управление кредитным риском в банке 12
2.2 Управление риском ликвидности в банке 14
2.3 Управление процентным риском в банке 16
2.4 Управление валютным риском в банке 17

3. УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ В ЗАО «Абсолютбанк»
21
3.1. Краткая характеристика ЗАО «Абсолютбанк» 21
3.2. Система управления банковскими рисками в
ЗАО «Абсолютбанк»

23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧОНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Управление рисками в комерческом банке.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

     «Стать  лучшим банком для среднего и малого бизнеса»

     Система ценностей:

     Понимать  и предвидеть запросы клиентов, а  не только качественно предлагать существующие на сегодняшний день услуги.

     Качественно и быстро удовлетворять запросы клиентов.

     Максимально учитывать интересы клиентов.

     При возникшем спросе на услугу, которую  мы сегодня не можем предложить, суметь быстрее, чем банки-конкуренты реализовать эту услугу.

     Своевременно  реагировать на изменение конъюнктуры  рынка и концентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях.

     Формировать высокую репутацию банка, выполняя предыдущие пункты, улучшать ее каждый день.

     Клиент, один раз воспользовавшийся услугами банка и не пришедший снова  – это чрезвычайное происшествие.

     Лучше научить сотрудника, желающего работать, делать то, что он не умеет сегодня, чем заставить «хотеть работать»  удовлетворяющего по квалификации специалиста. Служебный рост и постоянная работа в банке возможны только у первой категории сотрудников.

     Постоянное  повышение квалификации сотрудников  путем образования, самообразования  является залогом профессионализма персонала банка.

     Любой сотрудник будет выслушан руководством, если у него есть предложения по улучшению работы банка.

     Внутренние  отношения строятся на основе доверия и открытости.

     Быть  гибким и готовым к сотрудничеству.

     Все знают своих клиентов, все стремятся  повысить качество обслуживания, все  стараются продать услуги (Правило 3В) [6] . 
 

     3.2 Система управления банковскими рисками в ЗАО «Абсолютбанк» 

     Система управления банковскими рисками  в Банке построена в соответствии с Политикой ЗАО «АБСОЛЮТБАНК»  в сфере управления банковскими  рисками, утвержденной протоколом Наблюдательного  совета от 30.11.2007 №13, которая определяет стратегию управления, процедуры выявления, измерения (оценки), мониторинга и контроля различных видов риска.

     Система управления банковскими рисками  ЗАО "АБСОЛЮТБАНК" включает в себя следующие этапы:

      - идентификация риска, выявление  его факторов;

     - оценка степени риска (измерение);

     - определение приемлемого уровня  риска, непосредственное управление;

     - контроль уровня риска (текущий  мониторинг, последующий контроль, формирование отчетности), разработка  мероприятий по его ограничению  (снижению).

       Основными методами управления банковскими рисками, которые использует Банк, являются:

      - мониторинг – сбор и анализ  информации, составление прогнозов  развития в отношении операций, заключающих в себе потенциальный  риск;

     - регламентация операций – разработка  процедур проведения операций;

     - диверсификация – взвешенное  распределение активных и пассивных  операций Банка по источникам  привлечения инструментам инвестиций  с целью ограничения рисков  отдельных сегментов рынка;

     - лимитирование – установление  предельно допустимых уровней  рисков по направлениям деятельности Банка, а также четкое распределение функций и ответственности работников Банка;

     -  обеспечение наличия капитала  Банка, достаточного для покрытия  возможных убытков от деятельности  Банка;

     -  хеджирование – проведение компенсирующих риск операций;

     -  принятие (признание) банковских  рисков на приемлемом для Банка  уровне. 

       Непосредственное управление банковскими  рисками в основном осуществляется  на том уровне Банка и в  рамках того структурного подразделения  (филиала) Банка, где риск возникает; контроль банковских рисков – на высших уровнях управления (Общее собрание акционеров Банка, Наблюдательный совет Банка, Правление Банка), а также с помощью функций независимой проверки (внутренний и внешний аудит).

     Высшим  коллегиальным исполнительным органом Банка, ответственным за реализацию процесса риск-менеджмента в Банке, является Правление Банка.

     Руководители  структурных подразделений (филиалов) Банка являются ответственными за организацию  и реализацию процесса управления банковскими  рисками в подчиненных им подразделениях (в рамках функциональных обязанностей, возложенных на них приказами, распоряжениями, должностными инструкциями, доверенностями, Политикой, Положением о соответствующем структурном подразделении (филиале) Банка, иными локальными нормативными правовыми актами), а также за результаты деятельности от принятия банковских рисков.

     Для реализации целей Политики высшие органы управления Банка, коллегиальные органы и структурные подразделения  Банка участвуют в системе  управления рисками в следующих направлениях:

     1) Собрание акционеров понимает  потребность Банка в размере  необходимого для его деятельности  капитала.

     2) Наблюдательный совет Банка понимает  основные банковские риски, присущие  деятельности Банка, под которыми  в целях Политики в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору понимаются кредитный риск, рыночный риск (в т.ч. процентный риск), операционный риск, риск ликвидности; регулярно (но не реже одного раза в год) оценивает эффективность реализации настоящей Политики; утверждает бизнес-план Банка; контролирует деятельность отдела внутреннего аудита.

     3) Правление Банка рассматривает  проект бизнес-план Банка, в  котором учитывается экономическое  окружение Банка, его финансовое  состояние и банковские риски, которым подвергается либо может подвергнуться Банк при реализации данного плана; понимает банковские риски, присущие деятельности Банка; определяет приемлемые уровни банковского риска; предоставляет Наблюдательному совету информацию относительно реализации бизнес-плана Банка.

     4) Отдел внутреннего аудита проводит  независимый контроль функционирования  системы управления банковскими  рисками, определяя соответствие  действий и операций, осуществляемых  работниками Банка, требованиям  действующего законодательства, локальных нормативных правовых актов Банка, отчеты о чем представляет Наблюдательному совету Банка и Правлению Банка; получает (при необходимости) от структурных подразделений (филиалов) Банка на бумажном носителе и (или) в электронном виде документы, отчетность, первичные документы, иную информацию, необходимую для оценки эффективной реализации Политики и контроля системы управления банковскими рисками; осуществляет (при необходимости) разработку и реализацию мероприятий (в том числе, не предусмотренных Политикой) по повышению эффективности системы управления банковскими рисками.

     5) Сектор по управлению банковскими  рисками, в задачи которого  входит контроль за соблюдением  политики и процедур по управлению  за рисками, осуществляет мониторинг  состояния, анализ и оценку банковских рисков в целом по Банку, проведение стресс-тестирования банковских рисков, согласно действующей Политики и нормативных правовых актов Республики Беларусь; идентификацию и анализ факторов, повышающих банковские риски; разработку мероприятий по эффективному управлению и ограничению (снижению) уровней банковских рисков.

     Реформирование  организационной структуры Банка (внедрение новых банковских продуктов) осуществляется с учетом анализа  банковских рисков, потенциально присущих новому структурному подразделению (филиалу) Банка (новому банковскому продукту).

       В 2009 году в Банке на постоянной  основе осуществлялось выявление,  оценка и контроль уровня операционного,  кредитного, рыночного рисков и  риска ликвидности. 

       Оценка уровней рисков Банка в 2009 году, проведенная в соответствии с Политикой:

       Риск ликвидности

       На протяжении всего 2009 года  банком выполнялись все обязательные  нормативы ликвидности, утвержденные  НБ РБ, в связи, с чем уровень  риска ликвидности признается  приемлемым.

     Поддержанию необходимого уровня ликвидности способствовал  рост ресурсов банка, а также высокий  уровень ликвидных активов в  структуре активов банка (из расчета  ликвидности).

     По  состоянию на 01.01.10 показатель соотношения  ликвидных и суммарных активов  банка (при установленном НБ РБ нормативе – не менее 20 %) составил 37,0%.

       Кредитный риск

       На протяжении 2009 года банком  выполнялись все нормативы ограничения  кредитного риска, установленные  НБ РБ. При выполнении всех  обязательных нормативов кредитного  риска, утвержденных НБ РБ, уровень кредитного риска признается приемлемым.

     По  состоянию на 01.01.10 доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, составила 4,5% при  рекомендованном НБ РБ индикативном параметре не более 5,0%.

       Страновой риск

       В 2009 году банк осуществляет  размещение денежных средств  в странах, входящих в рейтинговые  группы «А – D». 

     По  состоянию на 01.01.10 основную долю занимали средства, размещенные в странах  группы «А» - 96,4 % (в том числе, в  Австрии – 49,9%, в Германии – 45,8 %).

     Страны  группы «А» имеют наивысший уровень  надежности, страновой риск отсутствует.

       Валютный риск

       В 2009 году банк выполнял все  установленные НБ РБ нормативы  ограничения валютного риска,  в результате чего уровень  валютного риска признается приемлемым согласно Политике.

       Процентный риск

       На протяжении 2009 банк получал  стабильный чистый процентный  доход (разница между процентными  доходами и процентными расходами). В декабре 2009 года банк заработал  на 49,1% больше чистого процентного  дохода, чем в январе 2009 года.

     Поддержанию стабильного уровня чистого процентного  дохода способствовала высокая доля активов с фиксированной процентной ставкой.

     По  состоянию на 01.01.10 доля активов с  фиксированной процентной ставкой  составила 90,1% в общем объеме активов, по которым банк получает процентный доход, доля обязательств с фиксированной процентной ставкой составила 39,8% в общем объеме обязательств, по которым банк несет процентный расход.

       Операционный риск

       В 2009 году Банк заработал прибыль  5 200,2 млн. руб., что на 31,3% больше, чем в предыдущем году. При этом в 2009 году не выявлено каких-либо существенных потерь (убытков) от воздействия фактов операционного риска. Уровень операционного риска признается приемлемым [6].

       Уровень покрытия рисков банка

       Показатели уровня покрытия рисков  в 2009 году значительно превышали  установленные НБ РБ нормативы:

     - достаточность основного капитала (норматив - не менее 4,0%) – 17,8% по  состоянию на 01.01.10;

     - достаточность нормативного капитала (норматив – не менее 8,0%) – 28,4 % по состоянию на 01.01.10.

       Нормативный капитал банка вырос  на 9,2% в 2009 году.

     Уровень рентабельности капитала составил 20,6%.

       Специальные резервы, сформированные  по активам и условным обязательствам  банка, соответствуют требованиям,  установленным НБ РБ [5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление рисками в коммерческих банках