Значение денежной реформы 1961 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 17:20, курсовая работа

Описание

Документы Российского государственного архива экономики позволяют проанализировать успехи и неудачи денежной политики СССР. Они содержат ценную и ранее недоступную информацию об историческом опыте денежных реформ советского социалистического государства.

Предметом изучения данной работы является проводимая СССР денежно-финансовая политика. Цель работы: рассмотреть предпосылки и проведение денежной реформы 1961 года и, на основании анализа дать заключение о ее результатах. Основные методы, которые использовались в курсовом проекте – анализ библиографических источников
.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Значение и предпосылки денежной реформы 1961 года 4
1.1. Нормативно-правовое регулирование денежной системы СССР 4
1.2. Предпосылки денежной реформы 1961 года 5
Раздел 2. Сущность проведения денежной реформы 1961 года 7
2.1. Цели проведения реформы 7
2.2. Порядок и этапы проведения денежной реформы 1961 года 9
2.3. Роль Госбанка в экономике СССР 15
Раздел 3. Итоги проведения денежной реформы 1961 года 18
3.1. Результаты проведения денежной реформы 18
3.2. Денежно-кредитная политика после 1961 года 21
Заключение 22
Библиографический список 24
Приложения 25
Приложение 1 26
Приложение 2 27

Работа состоит из  1 файл

Значение денежной реформы 1961 года курсовая.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

    2.2. Порядок и этапы проведения денежной реформы 1961 года 

     Одним из первых документов по теме настоящего исследования стало постановление  Совета Министров СССР «Об изменении  масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами», вышедшее в  свет 4 мая 1960 года под № 470. Этим постановлением министерствам и ведомствам СССР предписывалось принять активном участие в крупномасштабной работе по проведению денежной реформы. В число (более 20) таких министерств и ведомств входили Госплан, Советы министров союзных  республик, Министерства СССР (финансов, путей сообщения, морского флота, связи, здравоохранения), Министерства торговли союзных республик, Государственный Комитет Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы, ВЦСПС и др.

     Совет Министров СССР обратил внимание советских и хозяйственных органов на большое «народнохозяйственное значение проводимых мероприятий в области денежного обращения» и обязал обеспечить точное и полное соблюдение установленного порядка пересчета цен, доходов и сбережений населения, обмена денег с тем, чтобы были соблюдены интересы населения и государства. Советские органы были обязаны широко разъяснять населению значение проводимых мероприятий по дальнейшему совершенствованию советской денежной системы, «имеющих важное значение для укрепления хозяйственного расчета, еще большего внедрения бережливости во всей хозяйственной деятельности, повышения покупательской способности советского рубля и тем самым для дальнейшего развития социалистической экономики нашей страны».

     В развитие указанного постановления был издан Приказ по Правлению Государственного банка СССР №ПБ-7сс от 23 мая 1960 г. «О мерах по выполнению постановления Совета Министров СССР «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами»». Данным Приказом предполагалось утвердить: а) план-расчет и количество денежных билетов и монеты образца 1961 г.; б) сводный план завоза новых денег в конторы Госбанка; в) инструкцию о порядке приема, транспортировки, хранения и учета резервных денежных сумм. В Приказе также регламентировалось порядок изготовления новых бумажных денежных знаков и монеты. В соответствии с постановлением от 4 мая 1960 г. №470 «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами» местными советскими и партийными органами начала проводиться работа, о которой постоянно шла информация в центральные партийные органы. В частности, в информации ЦК КП Грузии от 20 августа 1960 г. за подписью его секретаря Ф.Д. Думбадзе сообщалось о том, что основные положения постановления доведены до трудящихся республики путем лекций, докладов и бесед. Перед ними выступали депутаты Верховного Совета СССР - участники сессии, члены ЦК, обкомов, горкомов и райкомов партии, ответственные работники республиканских и местных финансовых органов, а также совнархозов Грузинской ССР. ЦК КП Грузии, Совет Министров Грузинской ССР 17 мая образовали правительственную комиссию для руководства работой по проведению в жизнь решений Совета Министров СССР от 4 мая 1960 г. На нескольких страницах излагались конкретные действия руководителей подразделений и организаций по подготовке денежной реформы.

     Несколько иначе выглядела информация секретаря  ЦК Компартии Молдавии Сердюка. В  ней уделено больше внимания средствам  массовой информации, отмечалось, что  на отдельных предприятиях, стройках и в организациях до сих пор не приступили к перерасчету всех видов заработной платы (по состоянию на 15 августа 1960 года).

     В информации Одесского областного комитета КП Украины, в частности, имеются  такие строки: «Население области  в основном интересуется вопросами: «Не будут ли повышены цены на товары, особенно пользующихся повышенным спросом (телевизоры, холодильники, стиральные машины, автомашины и другие товары)?», «Как будет обстоять дело с ценами на колхозных рынках?», «Какие меры будут приняты, чтобы эти цены соответственно уменьшились 10:1?», «Не будет ли разменной монетой 0,5 копейки?». Особенно много вопросов поступало по технике обмена денег, о порядке пересчета заработной платы, особенно на стройках, заводах и фабриках. Одесский обком сообщал в ЦК КПСС, что до 1 сентября 1960 г. новые деньги будут завезены в 12 отделений Госбанка из 34. В остальные отделения Госбанка завоз денег должен был быть закончен к 20 сентября.

     В фондах РГАНИ (Российский государственный архив новейшей истории) представлен ряд записок ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов КПСС: Узбекистана, Воронежского, Волгоградского, Дагестанского, Ивановского, Калининского, Калужского, Камчатского, Кемеровского, Кировского, Ленинградского, Московского, Орловского, Ростовского, Удмуртского, Чечено-Ингушского, Ярославского обкомов КПСС и Московского горкома. Содержание записок имеет различные акценты, однако, основными являются: сообщения о ходе обмена денег и состоянии торговли в связи с этим, а также анализ политических настроений трудящихся.

     Камчатский  областной комитет партии в своей  информации сообщал, что обмен денег  старого образца на новые проходит по всей области организованно (по состоянию  на 17 января 1961 г.). В области все  обменные пункты работают и почти во всех населенных пунктах деньги обменены. «В городе и районах области, - отмечалось в информации, - торговля по новым ценам идет оживленно. Розничный товарооборот по сравнению с прошлым годом в текущем периоде возрос на 10-15 процентов. Торговля на колхозном рынке проходит в новом масштабе цен. Например, если раньше картофель продавался за 1 кг 2 рубля 50 копеек, то теперь цена на картофель установлена 25 копеек за килограмм».

     В печати стал активно освещаться ход  денежной реформы. Однако, как отмечали в ЦК КПСС, не все средства массовой информации подходили к этому вопросу со знанием дела. С одной стороны, «публикуемые в газетах по этому вопросу материалы в большинстве случаев правильно освещают причины, вызвавшие необходимость проведения указанных мероприятий, их внутреннее и международное значение, подчеркивают устойчивость советского рубля». Однако советское руководство тревожил тот факт, что «некоторые органы печати излагают этот вопрос таким образом, что создают впечатление о наличии в СССР излишка денег в обращении. Отдельные газеты строят различные домыслы о вероятном курсе рубля и его золотом содержании после изменения масштаба цен». Так, в статье В.Маркова «Советский рубль - самая устойчивая валюта в мире» («Советская торговля», №63 от 26 мая 1960 г.) указывалось: «Несоответствие существующего масштаба цен современному развитию уровня нашей экономики выражается, прежде всего, в том, что объем валовой продукции, товарооборота и фонд заработной платы приходится исчислять в сотнях миллиардов и триллионах рублей. Не случайно, поэтому при существующем масштабе цен в обращении у нас находятся огромные денежные массы. Количество денег соответствует потребности денежного обращения страны, но громадное количество купюр и разменной монеты создает известные трудности в кассовых операциях и в расчетах населения».

     В ЦК КПСС считали, что такое изложение  вопроса газетами, несмотря на известные  оговорки, является путанным и наводит  читателей на мысль о том, что  в СССР имеется излишек денег  в обращении. Этого мнения придерживались и представители Госбанка СССР. Учитывая широкий характер выступлений советских печати и радио по вопросам изменения масштаба цен в СССР, Госбанк попросил ЦК КПСС дать необходимые указания о том, чтобы публикации в печати и передачи по радио и телевидению материалов по денежному обращению производились редакциями газет, журналов, радио и телевидения с учетом консультации соответствующих компетентных органов, располагающих по этим вопросам всеми необходимыми материалами. По мнению Госбанка, наряду с указаниями по этому вопросу целесообразно было бы также издать и направить на места материалы в форме консультации. Мнение Госбанка полностью разделялось аппаратом ЦК КПСС. В записке заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК по союзным республикам Л.Ф. Ильичева и заведующего отделом торгово-финансовых и плановых органов ЦК Я. Кабкова в ЦК КПСС указывалось, что отдел  пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам провел 31 мая 1960 г. совещание редакторов центральных газет, журналов и директоров издательств, на которых было заслушано сообщение председателя Госбанка Коровушкина о «проводимых мероприятиях в связи с предстоящим изменением масштаба цен и заменой ныне обращающихся денег новыми деньгами, а также об ошибках, допущенных некоторыми газетами и журналами в опубликованных материалах». В разъяснительную работу активно включилась центральная пресса. Газета «Известия» 2 июня 1960 г. опубликовала статью министра финансов СССР Гарбузова «Наш советский рубль», через несколько дней на эту же тему была помещена статья Коровушкина.

     Во  избежание неточностей и ошибок в публикуемых материалах по вопросам изменения масштаба цен и замены обращавшихся денег новыми деньгами советские руководители посчитали целесообразным поручить отделам пропаганды и агитации ЦК КПСС обратить внимание ЦК компартий союзных республик, обкомов и крайкомов КПСС Российской Федерации на необходимость в материалах по этому вопросу строго руководствоваться положениями, содержащимися в докладе Н.С. Хрущева на сессии Верховного Совета СССР и в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Одновременно правление Госбанка стремилось регулярно информировать ЦК КПСС и Совет Министров СССР о некоторых особенностях денежного обращения в 1960 г. По его оценке, в условиях роста промышленного производства за 11 месяцев 1960 г. примерно на 10%, денежных доходов населения на 6% и розничного товарооборота почти на 9%, количество денег в обращении, в отличие от прошлых лет сократилось на 0,8 млрд. руб. При этом остатки денег на руках у населения сократились еще значительнее - на 2,2 млрд. руб., а остатки денег в кассах торговых организаций и Госбанка увеличились на 1,4 млрд. рублей. В 1960 г. население расходовало на покупку товаров не только сбережения, которые имелись у него на руках, но и часть накоплений, находившихся в сберкассах. Однако, с ноября 1960 г. отлив вкладов населения из сберкасс прекратился и начался приток средств населения во вклады.

     11 января 1961 г. ЦК КПСС был проинформирован  о ходе обмена старых денег  на новые: «Правление Госбанка  докладывает о ходе обмена  старых денег на новые деньги  за первую декаду января 1961 года. За период с 1 по 10 января включительно изъято из обращения старых денег 28,8 млрд. рублей, или 2,88 млрд. рублей в новом исчислении из 5,88 млрд. рублей, находившихся в обращении на 1 января 1961 года. Таким образом, за первую декаду января 1961 года заменено новыми деньгами около половины всей суммы старых денег».

     По  состоянию на 10 января 1961 г. в стране работало 27011 обменных пунктов. В некоторых  районах отдельных областей центральной  части РСФСР - Белгородской, Курской, Орловской, Брянской, на Севере и на Востоке, а также в отдельных областях Украины погодные условия первое время препятствовали регулярной работе отдельных обменных пунктов. В таких случаях местное население оповещалось заранее. По ряду областей и районов вносились предложения о закрытии части обменных пунктов, особенно на селе, однако советское руководство не рекомендовало допускать в этом вопросе излишней поспешности.

     Сведения  о ходе обмена старых денег на новые  по союзным республикам с 1 по 10 января 1961 г. свидетельствовали об активной работе. В связи с этим уместно упомянуть сообщение в газете «Правда» 1 января 1961 г: «В ЦК КПСС и Совете Министров СССР. ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали целесообразным не проводить обмена монеты старого образца достоинством в 1, 2 и 3 копейки на новые деньги и сохранить в обращении эту монету по ее нарицательной стоимости. В связи с этим монета чеканки до1961 года достоинством в 1, 2 и 3 копейки обязательны к приему во все платежи по номиналу наравне с новой монетой указанных достоинств». 

     2.3. Роль Госбанка  в экономике СССР 

     Государственный банк CCCР - эмиссионный, кредитный, расчетный и кассовый центр Советского Союза. Учрежден как Государственный банк РСФСР на основании постановлений ВЦИК от 3 октября и СНК от 10 октября 1921. В 1923 Государственный банк РСФСР был реорганизован в Государственный банк СССР.

     В конце 20-х - нач. 30-х гг. в СССР был  осуществлен комплекс реформ хозяйственного механизма. В результате их проведения сложилась жестко централизованная система управления экономикой страны. Одной из важнейших была кредитная реформа 1930-32 гг. Она началась в апреле 1930 и проводилась в два этапа. Содержанием 1 -го этапа была ликвидация взаимного коммерческого кредита и сосредоточение всего прямого краткосрочного кредитования в Госбанк СССР. Все средства предприятий, как собственные, так и заемные, аккумулировались на едином активно-пассивном контокоррентном счете в отделении Госбанк СССР. Банк должен был следить за размером этого счета и не допускать его превышения. Каждый хозяйственный орган, нуждавшийся в кредите, мог его получить, как правило, лишь в банке на основе кредитных планов.

     При этом банк должен был кредитовать  непосредственно предприятия, входившие в состав объединения (тресты), и союзы кооперации. Для осуществления кредитной реформы требовался пересчет контрольных цифр и квартальных планов кредитования по конторам и филиалам.

     Но  неудовлетворительное планирование на местах, низкий уровень реального  обобществления в подавляющем большинстве  отраслей хозяйства, ориентация всех органов  на максим, темпы роста и невозможность применить жесткие банковские санкции к нарушителям платежной и кредитной дисциплины привели к т.н. «автоматизму кредитования», т.е. беспрепятственному удовлетворению всех заявок хозорганов на кредит.

     Автоматизм  кредитования резко усилил товарно-денежную несбалансированность, ухудшил снабжение средствами производства и предметами потребления. В свою очередь, нарастание дефицита средств производства вело к дезорганизации материально-технического снабжения. В результате в значительной степени ослаблялся централизованный контроль за воспроизводственным процессом в целом. На 2-м этапе - в 1931-32 гг. - в результате принятия ряда постановлений СНК СССР происходило постепенное совершенствование техники кредитования и концепции кредитного механизма.

     С целью урегулирования взаимоотношений  покупателя и поставщика были введены  три формы расчетов - акцептная, аккредитив и с особого счета. Впредь платежи  поставщикам были обязаны производить  сами покупатели за счет собств. оборотных  средств или, в случае необходимости, за счет банковских ссуд.

     Все государственные хозяйственные организации наделялись собственными оборотными средствами, достаточными для обеспечения минимальных запасов сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, незавершенного производства, готовых изделий, а также вложений в расходы будущих лет. Были определены роль и задачи Госбанк СССР и основные принципы кредитной работы.

     Банк  должен был стать расчетной организацией для обобществленного хозяйства, общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов; обеспечить повседневный контроль рублем за выполнением планов производства и обращения товаров и финансовых планов, за накоплением в обобществленном секторе народного хозяйства; способствовать укреплению хозяйственного расчета предприятий и хозяйственных объединений как основного рычага в выполнении планов (количеств, и качеств, заданий) во всем обобществленном секторе. Госбанк СССР при этом предоставлялось право применять к хозорганам, нарушавшим требования договорной, платежной и кредитной дисциплины, кредитные санкции. Т.о., банковский кредит предоставлялся лишь на временные нужды предприятий, причем в каждом случае на строго установленные нужды. Отсюда вытекали и основные принципы кредитования: срочность, возвратность, целевой характер и обеспеченность кредита. Госбанк СССР имел право списывать с расчетного счета хозоргана средства на погашение просроченных ссуд. В мае 1932 были окончательно разграничены функции Госбанк СССР и банков долгосрочных вложений (Промбанка, Сельхозбанка, Всекобанка и Цекомбанка). В результате кредитной реформы деятельность Госбанк СССР окончательно утратила коммерческий характер и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. 
 

Информация о работе Значение денежной реформы 1961 года