Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 10:26, реферат
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
I. Древняя Греция.
1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.
2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-
культурных периодов.
а) крито-микенская культура;
б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);
в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);
г) эпоха классики (V в. до н.э.);
д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).
3. Миф и религия в культурной жизни греков.
4. Литература.
а) Гомер;
б) древнегреческая драматургия;
в) древнегреческая лирика.
5. Искусство.
а) искусство Трои, Крита и Микен;
б) искусство геометрического орнамента;
в) искусство эпохи архаики;
г) искусство классики;
д) искусство эпохи эллинизма.
II. Древний Рим. 1
1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры,
социальная стратификация, от республики – к империи).
2. Возникновение и распространение христианства.
3. Поэзия.
4. Театр.
5. Искусство Древнего Рима.
III. Римская культура в сравнении с культурой греческой.
Содержание
Введение
I. Древняя
Греция.
1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.
2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-
культурных периодов.
а) крито-микенская культура;
б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);
в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);
г) эпоха классики (V в. до н.э.);
д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).
3. Миф и религия в культурной
жизни греков.
4. Литература.
а) Гомер;
б) древнегреческая драматургия;
в) древнегреческая лирика.
5. Искусство.
а) искусство Трои, Крита и Микен;
б) искусство геометрического орнамента;
в) искусство эпохи архаики;
г) искусство классики;
д) искусство эпохи эллинизма.
II. Древний Рим. 1
1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры,
социальная стратификация, от республики – к империи).
2. Возникновение и распространение
христианства.
3. Поэзия.
4. Театр.
5. Искусство Древнего Рима.
III. Римская культура в сравнении с культурой греческой.
Введение
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus - древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре.
В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
I. Древняя Греция.
2. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.
Каждый период в истории
особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И
литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой
в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней
Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж
3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако
воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит
далеко за эти пределы, что говорит об её специфике – специфике культуры,
обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной
парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм), рационализм. Сущность
античного способа отношения к миру определялась специфической, но
естественной и гармонической моделью мира. Центральным событием модели мира
был космос, управляемый богами. В это событие вписывались события великого
и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события
античного человека, на которого возложена божественная миссия. В качестве
основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:
1. античный космизм. Космос предстаёт в единстве противоположных
начал, как фаталистический,
космические дела через
одновременно, чувственный, одушевлённый, разумный;
2. античный пантеизм, в котором космос мыслился как абсолютное
божество, в котором только богам доступны законы природы; с другой
стороны, космос – дом, в котором живёт человек, а боги
антропоморфны, вследствие этого понятны человеку и доступны
влиянию выдающихся личностей, героев.
3. Человек не случайно похож на богов.
Главная черта античной
развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.
2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-
культурных периодов.
а) крито-микенская культура;
У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены. Для этой эпохи
(2 тысячелетие до н.э.) характерна «дворцовая» культура. Отличительной
чертой выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных
комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения административного и
культового назначения. Такого рода дворец – средоточие экономической,
военной и религиозной жизни, центр социальной системы. «Дворец держал на
строжайшем учёте реальные и запланированные поступления (в основном
продукции ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей
силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо
работу…» Документировалась
вся хозяйственная жизнь
и распределение сырья (прежде всего металла) в государственных и частных
ремесленных мастерских, облагаемых государством трудовыми повинностями и
податями, так же как и всё население посёлков, подвластных дворцу. Для
этого требовался большой бюрократический аппарат: целый штат писцов и
различного ранга чиновников. Во главе находился царь-жрец (ванака). В то же
время следует обратить внимание на относительную самостоятельность общинных
поселений и на обособленность отдельных дворцовых комплексов друг от друга
(не случайно они были окружены мощными оборонительными стенами). В
микенском государстве не было необходимости ни в проведении грандиозных
общественных работ, которые, например, проводились в связи с ирригационным
земледелием в Египте, ни в централизованном государстве, монополизировавшем
хозяйственные функции. Однако оставалась общая потребность в обороне,
которую не могло обеспечить ни одно взятое само по себе поселение. В состав
государственного аппарата входил и многочисленный штат военных чинов,
которые руководили, прежде всего, отрядами боевых колесниц. Государство
обладало большими запасами продовольствия, металла и готового оружия,
необходимого для содержания войск. Так что полностью монополизирована была
лишь военная функция: незащищённые поселения общинников зависели от
воинской силы,
сосредоточенной в дворцах-
Во главе бюрократического аппарата находился царь-жрец, что, в
совокупности со свидетельствами о наличии мощного жреческого сословия,
позволяет говорить о теократической природе знати. Теократия – форма
правления, при которой политическая власть принадлежит жрецам, духовенству.
Царь-жрец сам отправлял сложные религиозные обряды, являясь верховным
жрецом среди жрецов главных храмов. Основная священная функция царя-жреца
заключалась в сохранении “священного порядка в природе”, с жизнью царя
ассоциировалась жизнь природы, её порядок. Человек в такой социальной
системе ещё не освободился от религиозного (политеистического)
мировоззрения. Политеизм при наличии жречества превращался в религиозно-
идеологическую систему. Достигнутое к тому времени разделение труда
получало идеологическое обоснование в системе богов – создателей и
охранителей профессий. В религиозных представлениях человека большую роль
играет мифологема судьбы (“предзаданность” судьбы, зависимость от богов).
б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);
В гомеровском обществе отсутствует царь-жрец. Крушение дворцовой
системы “развязало руки” аристократии (басилеям) в борьбе за славу,
доблести и богатство. Гомеровский “басилей” – скорее военный предводитель,
чем облечённый “священными” полномочиями монарх. Власть его неустойчива и
может быть оспорена в отсутствие “басилея”. ” В основе предводительства
лежит не принудительная власть и даже не власть авторитета (т.е.
способность побуждать других к желаемым действиям без применения силы и
даже без угрозы её применения), а престиж, который может быть легко
утрачен, оспорен другим лицом или лицами, короче, не является чем-либо
постоянным”(А.М.Хазанов). Проявления социальной неустойчивости –
соревновательность, “агонистика”.
Основная ценность – воинская доблесть (“арете”), её достижение
регламентируется “героическим кодексом”, достижение славы. Плоды доблести –
честь (“тиме”), которая имеет не только духовный, но и материальный смысл:
это честь владения определёнными благами, это почёт и уважение, связанные с
высоким общественным положением, и вытекающие отсюда материальные выгоды.
Основной формой общественного
(“айдос”) – непосредственная осуждающая реакция народа на отступление
героя от нормы.
в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);
Формируется полис (город-
восторженное отношение как “идеальная форма государственной жизни”, с
присущими ей порядком, свободой и справедливостью. Для античности
“политическое” – синоним “гражданского”. Гражданин (“политес”) города-
государства – полноправный участник в решении всех государственных дел как
внутреннего, так
и внешнеполитического
глаза важность и значимость вопросов, решаемых в общественной сфере, по
отношению к частной жизни граждан: это вопросы войны и мира; хлебной и
торговой политики; организации празднеств и театральных представлений;
распределение пошлин среди торговых, ростовщических и вообще имущественных
кругов; раздача денег малоимущим гражданам;организация общественных работ и
т.д. Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества
и другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении
государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций не
существовало.
Отношения граждан с
Они основываются на том, что в государственной жизни полиса участвует
каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Предполагается,
что он – хозяин дома, ойкоса – частного хозяйства. Он одновременно
выступает и как организатор хозяйства (“ойконом”), и как гражданин
(“политес”). Хотя распространено невмешательство в дела домашние, хорошим
гражданином считается не только тот, кто отличается активностью, но и тот,
кто сумел сохранить отцовское наследство, не отличается мотовством и
расточительностью. Хороший хозяин ойкоса расценивается как хороший
гражданин, и, наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политиком.
Управление домом и участие в общественных делах расценивается как
однопорядковые способности. В ойкосе гражданин управляет трудом рабов или
трудится сам. Задача рабовладельца – распределить технологические операции
между рабами, обеспечить целостность технологического процесса. В
соответствии с этой задачей и распределяются рабы различного уровня: рабы,
привлечённые к управлению трудом (управляющий, ключница), рабы-искусники,
рабы – исполнители чёрной работы.
Полис включал в себя
обработка земли не вызывает затруднений с ведением частного хозяйства.
Препятствия возникают в связи с внешними причинами – необходимостью обороны
от соседних общин. Община, организованная как государство, оказывается