Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 10:26, реферат

Описание

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

Содержание

I. Древняя Греция.
1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.
2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-
культурных периодов.
а) крито-микенская культура;
б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);
в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);
г) эпоха классики (V в. до н.э.);
д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).
3. Миф и религия в культурной жизни греков.
4. Литература.
а) Гомер;
б) древнегреческая драматургия;
в) древнегреческая лирика.
5. Искусство.
а) искусство Трои, Крита и Микен;
б) искусство геометрического орнамента;
в) искусство эпохи архаики;
г) искусство классики;
д) искусство эпохи эллинизма.
II. Древний Рим. 1
1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры,
социальная стратификация, от республики – к империи).
2. Возникновение и распространение христианства.
3. Поэзия.
4. Театр.
5. Искусство Древнего Рима.
III. Римская культура в сравнении с культурой греческой.

Работа состоит из  1 файл

Античная культура.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

Друг Вергилия – поэт Гораций ( 65 – 8 до н.э.). Он опубликовал  свои «Оды»  -

3 книги лирических  стихотворений. Поэму Вергилия  «Энеида»  признали  лучшим

классическим  произведением римской поэзии. В  основе ее  –  миф  о  том,  что

троянец Эней, сын  богини Венеры, - приплыл  в  Италию  после  падения  Трои.

Если Вергилий создал классический римский эпос, то  Гораций  –  классическую

римскую лирику. Он воспевал доблесть предков; однако охотнее он вспоминал  о

древней простоте нравов, учил  наслаждаться  «золотой  серединой»  скромного

достатка, писал  о тоске и радости любви, о  пирушках с друзьями. Едва  ли  не

лучшие стихи  Гораций посвятил прославлению поэзии. Труд Вергилия  и  Горация

проложил дорогу третьему поэту эпохи Августа  – Овидию (  43  до  н.э.  –  18

н.э.). Наиболее значительное его  произведение  –  поэма  «Метаморфозы».  Он

собрал едва ли не все мифы «о превращениях» ( свыше 200  ) и пересказал  в

поэме. Жизнь  Овидия сложилась несчастливо.  Он  сочинял  любовные  элегии  и

мифологические  поэмы,  мало  заботясь  о  прославлении   римской   мощи   и

императорского  имени. Императору Августу это не нравилось, он  сослал  поэта

на окраину империи, к берегам Черного моря. Там Овидий и  умер,  проведя  10

лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю  книгу  -     «Печальные

элегии».

 

4. Театр.

 

       Истоки римского театра восходят  к праздникам сбора урожая,  во  время

которых два хора  ведут диалог,  распевая  веселые и грубоватые  песни –

фесценнины. Более  сложные формы  театральной  игры  –  мимические  пляски  и

аттеланы  (сценки  с  постоянным  комическим   персонажами.   Это   Макк   –

прожорливый  дурак;  Буккон  –  плут  и болтун;  Папп  – богатый,  скупой,

честолюбивый  старик; Доссен – горбун и шарлатан, выдающий себя за  ученого).

Регулярные  представления начинаются в Риме с середины III в. до н.э.  Играют

трагедии на мифологический и исторический сюжеты; комедии, рассказывающие  о

жизни италийских городков. Популярностью пользовалась комедия паллиата.  Она

представляла  собой  новой  переделку  аттической  комедии  на  римский  лад.

Представителем  паллиаты был Плавт (ок. 254 – 184 до н.э.). Римский  театр  –

зрелище, предназначенное для развлечения публики. Актеры  расценивались  как

люди самых  низших  сословий.  Но  некоторые  актеры  пользовались  всеобщим

уважением, например трагический актер I в. до н.э. Эзоп и  его современник  –

комический  актер Росций. Первое время актеры играли без масок, костюмы  были

такими же как  и в  греческом  театре.  В  Риме  долго  не  было  постоянного

театрального  здания. Первый постоянный театр был  построен только в 55 г.  до

н.э. В эпоху  империи сооружается  ряд  театров  (например, театр Марцелла,

вмещавший до 20 тыс. человек), а так же много цирков, напоминающих по  своей

архитектуре   современные   закрытые   стадионы.   В   цирках   устраивались

гладиаторские бои, травля диких зверей и другие  кровавые  зрелища,  которые

стали преобладать в Риме с I в. до н.э. Постепенно они  вытеснили  драму.  С

ними могли  соперничать только аттеланы и мимы.

 

 

 

 

 

5. Искусство  Древнего Рима.

 

       Строителями первых римских храмов  были  этруски  –  северные  соседи

римлян. Они  делали и скульптуры для храма, и статуи. Лишь одна из них  дошла

до нас –  статуя Капмтолийской волчицы, кормящей Ромула и  Рема.  Римляне  не

долго нуждались  в помощи пришлых  мастеров.  Они  научились  строить  храмы,

сооружать мосты, дороги, водопроводы. Они изобрели бетон. Колизей ( 75 –  80

н.э.)  –  гигантский  амфитеатр  в  форме   овальной   чаши.   На   трибунах

располагалось около 50 тыс.  зрителей.  Этот  предок  наших  стадионов  имел

арену, которую  можно было заливать водой и превращать в  бассейн.  Служебные

помещения  располагались  под  зданием  и  занимали  пять  этажей.  Один  из

наиболее совершенных  образцов  архитектуры  –  Пантеон,  храм  всех  богов,

построенный в  Риме  ок.  125  г.  н.э.  Круглое  здание  перекрыто  куполом

диаметром  более  40  метров.  Обязательной  принадлежностью  городов   были

общественные  бани – термы. Обширные  здания  включали  бассейн  с  проточной

водой. В одних  помещениях были устроены ванны с  теплой или горячей водой,  в

других –  раздевальни, парильни. Большие  залы  предназначались  для  занятий

гимнастикой. Имелись  библиотеки, кулуары и галереи  для бесед  и  философских

споров. Характерны для римского искусства и архитектуры  триумфальные  арки,

воздвигавшиеся  в память военных побед, важных событий, в честь  императоров.

К высшим достижениям  относится скульптурный портрет.  Скульпторы  стремились

добиться сходства с оригиналом. Они не приукрашали  людей,  не  представляли

их более  красивыми, чем они были. Первоначально  они  раскрашивали  мраморные

портреты, обозначая  зрачки, подцвечивая губы и волосы. Позже стали  вырезать

на месте  зрачков  углубления,  а  в  бронзовые  головы  вставляли  глаза  из

цветных камней. Древнеримские художники знали  секрет  восковых  красок,  не

тускнеющих  от  времени и не боящихся воды. Особенно любили  римляне  технику

фрески. Важную  роль  играла  мозаика.  Из  мелких  кубиков,  вырезанных  из

разноцветных  камней или отлитых из стеклянной массы, мозаичисты  выкладывали

не только узоры, покрывавшие полы богатых домов, но и картины. Развито  было

и прикладное искусство. Украшения и покрытые рельефом сосуды изготовляли  из

золота и  серебра чеканщики –  торевты.  Из  драгоценных  металлов  чеканщики

умели делать и  статуи. У  египтян  и  сирийцев  римляне  переняли  искусство

изготовления  стекла – прозрачного и цветного, из которого они делали  сосуды

и бусы. Большого мастерства достигли  римляне  в  резьбе  по  камню.  Резные

камни, называвшиеся геммами, украшали ожерелья, перстни,  служили  печатями.

Различаются геммы  двух типов: камии и инталии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Римская  культура в сравнении с культурой  греческой.

 

Древнегреческую и древнеримскую культуры исследователи  объединяют в едином понятии “культура  античности”. В той и другой культурах  обнаруживается немало общего .Так, отмечается, что и там и тут базой развития культуры была в целом однотипная античная гражданская община. Она (весь ее строй) определяла совокупность основных ценностей жизни и культуры, существенно отличную от совокупности ценностей других древних цивилизаций.

Для античной общины, по мнению ее исследователей, было значимо ее изначальное единство, при неразрывной связи блага отдельного человека с благом общины в целом, служить которому – долг каждого ее члена. Греческий полис и Рим представляли собой похожие варианты развития общинного единства.

И в Греции и  в Риме по-разному, но развивалась  идея верховной власти народа, что  совершенно нехарактерно ни для Древнего Египта, ни для древней Месопотамии, ни для других древних цивилизаций. Эта идея реализовывалась в греческой  демократии, в римской республике. И для греков и для римлян (для полисов, города и их граждан) была особо ценной идея свободы и независимости, в противопоставлении рабству.

В Древней Греции и Древнем Риме в жизни общины (полиса, Рима) обнаруживалась ее тесная связь с богами и героями, как бы членами общины, пекущимися о ее делах, подающими знаки своей воли, требующими скорее уважения и почитания, чем истового поклонения. В других древних обществах боги, более грозные, установившие вечный социальный порядок, тоже могли помогать в делах (хотя чаще наказывать), но как бы извне, со стороны, свыше. В Риме, как и в Греции, жречество не сложилось в особое сословие или касту, не претендовало на власть в государстве. В религиозных верованиях античности, в отношении к ним людей оказалась возможной относительная свобода. Во всяком случае религия практически не мешала свободному поиску мысли, становящейся науке, философии. Свобода, как реализуемая ценность, проявлялась и в особенностях политической борьбы и правовых отношений. И для Греции и для Рима стали характерными открытые публичные “схватки”политиков, открытые судебные процессы, стимулировавшие развитие ораторского искусства и логики доказательств.

Однако, при  всей схожести двух античных цивилизаций  и культур, они, как уже было отмечено, существенно разнились. Рим с самого начала своего существования вел, в общем успешные, войны с соседями, варварами. И если греки создавали мифы о происхождении мира, богах и полубогах, то в центре римской мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, его героические представители [8]. Достаточно напомнить римскую легенду о Муции Сцеволе (левше), который демонстрировал мужество и стойкость римлянина, держа руку в огне жертвенника во время разговора с царем варваров Порсенной (с которым Рим вел трудную войну). Римляне были уверены, что победы в войнах достигаются именно людьми. Боги только помогают победить.

Римляне были в  гораздо большей степени воинами, чем греки, разве что, исключая спартанцев. Колоссальные военные успехи Александра Македонского, при всей их значимости, – это все же частность, отдельный всплеск. Римляне вели войны практически постоянно на протяжении истории Рима. Войны же требовали развития железной дисциплины и “добродетелей” воина: мужества, стойкости, верности, суровой непреклонности, гордого достоинства, не допускавших и в мирной жизни шумного “детского” веселья. И в мирной жизни, как и на войне, важнее всего оказывался долг: долг гражданина, долг отца, долг старшего. Римляне были в целом и суровее и прагматичнее, нежели греки. И это сказывалось на всех сторонах жизни, в том числе и жизни религиозной.

 

 

 

Список  литературы:

 

      1. Учебный курс по культурологии.  Под научной редакцией Р.В.  Драча.

      2. История государства и права  зарубежных стран. Крашенинникова  Н.А.

         и Жидков О.А.

      3. История мировой культуры. Чернокозов  А.И.

      4. Детская Энциклопедия. Т.8,11,12.

      5.  История  педагогики.  Н.А.  Константинов,  Е.Н.  Медынский,  М.Ф.

         Шабаева.




Информация о работе Античная культура