Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 10:26, реферат
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
I. Древняя Греция.
1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.
2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-
культурных периодов.
а) крито-микенская культура;
б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);
в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);
г) эпоха классики (V в. до н.э.);
д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).
3. Миф и религия в культурной жизни греков.
4. Литература.
а) Гомер;
б) древнегреческая драматургия;
в) древнегреческая лирика.
5. Искусство.
а) искусство Трои, Крита и Микен;
б) искусство геометрического орнамента;
в) искусство эпохи архаики;
г) искусство классики;
д) искусство эпохи эллинизма.
II. Древний Рим. 1
1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры,
социальная стратификация, от республики – к империи).
2. Возникновение и распространение христианства.
3. Поэзия.
4. Театр.
5. Искусство Древнего Рима.
III. Римская культура в сравнении с культурой греческой.
освободил Прометея. На основе мифологии выросли литература и искусство
Древней Греции. Величественные храмы, скульптуры богов и героев, настенные
росписи украшали города. Древние сказания стали основой творчества многих
греческих историков и писателей. Мифологию греков заимствовал Древний Рим,
где Зевса назвали Юпитером, Афродиту – Венерой, Посейдона – Нептуном и т.д.
Большое влияние мифы оказали на развитие искусства и литературы в Западной
Европе. Мифологические образы оживают под кистью, резцом и пером великих
мастеров эпохи Возрождения. Использовали мифы в своем творчестве русские
художники и поэты. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления
искусства, так или иначе не связанных с мифами. В VI-V вв. до н.э. вера в
человекообразных богов, которым свойственны чувства и переживания людей,
уже не удовлетворяет многих греков, знакомых с достижениями науки и
философии того времени. Философ Гераклит (VI в. до н.э.) считал
первоосновой мира огонь и высшим законом природы – вечный процесс движения
и изменения. Философ-идеалист Платон (V-IV вв. до н.э.) создал учение о
едином боге-творце – демиурге (греческое “мастер”). В III-V вв. н.э.
неоплатоники развили учение о первичном разуме как высшей мировой силе и,
признавая языческих богов, рассматривали их как порождение этой первичной
творческой силы. Но в это время распространяется христианство, вытесняя
остатки языческих верований. Боги и герои мифов превратились в
художественные образы. В их существование никто не верил.
4. Литература.
а) Гомер;
Письменные памятники
в. до н.э. Им предшествовало устное творчество. Первые памятники греческой
литературы – поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”. Наивысшего развития
греческая литература достигла в V в. до н.э. Это время называется периодом
греческой классики. В дальнейшем греческая литература потеряла свою
самостоятельность и чистоту, испытав иноземные влияния. Античная литература
охватывает огромный промежуток времени – 1200 лет, начиная от VII в. до
н.э. и кончая V в.н.э. Греки издавна слагали и рассказывали мифы. Лучше
всех мифы знали аэды - народные певцы-сказители. Они передавали их из рода
в род, изменяли или дополняли древние песни, складывали по их образцу
новые. Поколения аэдов выработали мерный стих - гекзаметр, своеобразный
поэтический язык, богатый старинными словами и оборотами, набор постоянных
эпитетов и развернутых сравнений, готовые выражения для описания часто
повторяющихся действий. Начиная песню, аэд ударял по струнам кифары,
намечая ритм, и нараспев сказывал какой-нибудь эпизод мифа. Желанные гости
на всяком празднестве, аэды пользовались всеобщим почетом. Считалось, что
их вдохновляют ми боги. Аэдом, бродячим слепым певцом, представляли и
Гомера - поэта, который первый стал слагать вместо коротких песен большие
героические поэмы-эпопеи: «Илиаду» – о великой войне греческого племени
ахейцев против малоазиатского города Илиона (Трои) и «Одиссею» -
возвращении после войны одного из греческих вождей, царя Одиссея, из Трои
на родной остров Итаку. Некоторые ученые думали, что «Илиада» и «Одиссея»
целиком написаны одним поэтом; другие полагали, что поэмы эти – соединение
небольших песен аэдов; третьи допускали, что Гомер сочинил небольшую, а
последующие поэты дополнили ее. Действительно, эти поэмы выросли из песен
аэдов, но механическое соединение песен не могло бы образовать таких
цельных и сложных произведений, как поэмы Гомера. Песни, несомненно, были
переработаны, подчинены единому художественному замыслу. Поэмы Гомера –
энциклопедия жизни древних греков. Труд пахаря и кузнеца, народное собрание
и суд, дом и сражение, оружие и утварь, состязания атлетов и детские игры –
все это предстает перед нами. Гомер не пытается воздействовать на чувства
читателей, но, когда он с бесстрастной, почти протокольной точностью
описывает в «Илиаде», как, хватаясь руками за землю, гибнут люди под
ударами копий и мечей, а в «Одиссее» - какие убранства украшают покой
Алкиноя и какие плоды зреют в его садах, это лучше всяких рассуждений
говорит об ужасах войны и о радостях мирной, счастливой жизни. Гомер
завершает вековые традиции искусства народных певцов и открывает первый
этап греческой литературы.
б) древнегреческая драматургия;
Древнегреческий театр
развитии театра сыграл культ бога Диониса, появившийся в VIII-VI вв. до
н.э. Дионис сначала считался богом творческих сил природы. Затем он стал
богом виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального
искусства. Во время процессий в честь Диониса – Дионисий разыгрывались
сценки из жизни бога. В них рассказывалось, как Дионис принес в Грецию
виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и
победе над противником. Изображалось прибытие Диониса из-за моря на увитом
плющом корабле. Его сопровождала толпа ряженных в козлиные шкуры и маски,
изображавшая сатиров – козлоногих спутников бога. Жрец и хор сатиров в
хвалебных песнях (дифирамбах) рассказывали о странствиях и страданиях бога.
Из этой серьезной стороны дионисийских обрядов родилась греческая трагедия.
Слово «трагедия» значит «песнь козлов» (от «трагос» – козел, которого
приносили в жертву Дионису, и «оде» – песнь). Комедия родилась из веселой
карнавальной стороны этих праздников. Из праздников в честь Диониса
родилась и сатировская драма – веселая пьеса с благополучным концом,
названная так потому, что хор в ней составляли сатиры. По мере развития
театра в трагедиях стало рассказываться не только о Дионисе, но и о других
богах, а позднее и о героях – Геракле, Эдипе, Тесее. Хор стал изображать не
спутников бога, а обычных людей. Жизненные мотивы все больше проникают в
трагедию, а в комедии становятся преобладающими. Весной 534 г. до н.э. в
Афинах на празднике великих дионисий состоялось первое представление
трагедии. Автором был первый трагический поэт Феспид. Греческая трагедия
использовала мифологические сюжеты. Но сквозь оболочку мифа драматургии
отражали важные явления того времени. Комедию V в. до н.э. называют древней
аттической комедией. Она соединяла в себе веселую вольность народных
обрядовых игр с постановкой важных вопросов государственной и общественной
жизни. Воспитание молодежи, литературная борьба, вопросы войны и мира,
организация государственных учреждений – эти проблемы поднимались в
комедиях. Острая карикатура, нападки на реальных лиц, полет фантазии –
основные черты комедии. Расцвета театральное искусство достигло в V в. до
н.э. в творчестве трех виликих трагических поэтов: Эсхила (525 – 456),
Софокла (ок. 496 – 406), Еврипида (ок. 480 – 406) и комического поэта
Аристофана (ок. 445 – ок. 385). Их практика была теоретически обобщена
Аристотелем (384 – 322) в трактате «Поэтика». Театр был государственным
учреждением, и организацией представлений заведовали специальные
должностные лица – архонты. Они давали драматургу хор и назначали хорега –
богатого гражданина, который соглашался нести расходы, связанные с
подготовкой спектакля. Представления устраивались три раза в год во время
праздников, посвященных богу Дионису. Представления приняли форму
состязаний. К участию в драматических состязаниях допускались три
трагических и три комических поэта. Каждый трагический поэт должен был
представить тетралогию – три трагедии и одну сатировскую драму, а
комический поэт – одну комедию. Имена победителей – актеров, драматургов и
хорегов заносились в специальные документы. Театры сооружались открытыми и
достигали огромных размеров: театр Диониса в Афинах, вмещал 17 тыс.
человек, а театр в Мегалополе – 44 тыс. В первых трагедиях партии хора
чередовались партией единственного актера. По мере роста интереса к
человеку, его внутреннему миру возникает потребность показать героев с
разными характерами, по-разному решающих жизненные проблемы. Это привело к
введению второго, а затем третьего актера. Диалоги героев увеличились, а
партии хора сократились. Число актеров не превышало трех. Действующих лиц
же было больше, поэтому каждый актер исполнял несколько ролей. Женские роли
играли мужчины. Актеры должны были владеть искусством слова, петь,
танцевать. Трагические актеры играли в масках, закрывавших лицо и всю
голову. Костюмы их состояли из хитона (рубашки до пят с длинными рукавами)
и плаща – короткого (хламиды) или длинного (гиматия). На ногах была обувь
на высокой (до 27 см.) подошве – котурны. Трагический хор состоял из 12-15
человек (комический – из 24) и выступал под предводительством корифея.
Большинство трагедий кончалось гибелью главного героя. Но трагедия не
оставляла впечатления безысходности. Страдания и мужество героев вызывали
восхищение зрителей, учили спокойно встречать удары судьбы и достойно
умирать за общее благо. Персонажи комедий должны были вызывать смех,
поэтому комические маски имели приплюснутые носы, оттопыренные губы,
вытаращенные глаза. Если поэт выводил в комедии своего современника, маска
часть была его шаржированным портретом. Костюмы тоже должны были вызывать
смех. О трагедии IV – III вв. до н.э. известно мало. Комедия этого времени
называется новой аттической. Она изображала только семейно-бытовые
отношения, конец ее всегда благополучен. Комедия стремилась глубже
разрабатывать человеческие характеры, призывала быть внимательнее и добрее
к людям, независимо от их сословного положения. Черты новой комедии нашли
отражение в творчестве Менандра (ок. 343 – ок. 291 до н.э.). Были
популярны зрелища народного театра – мимы. Мим – небольшая сценка бытового
или пародийно-сатирического характера, в которой изображались и рыночные
воришки, и мифологические герои. В мимах выступали не только мужчины, но и
женщины. Актеры играли без масок. В IV-I вв. до н.э. распространение
получил пантомим – представление, напоминающее балет. Мим и пантомим
постепенно оттесняют другие театральные жанры.
От Эсхила дошло 7 трагедий, из которых выделяются “Прометей
прикованный” (часть утерянной трилогии) и трилогия “Орестея” (“Агамемнон”,
“Хоэфоры”, “Эвмениды”). Эсхил – создатель трагедии-оратории, где песнь
хора, песни актера, так называемые монодии, совместные песни хора и
актеров, так называемые коммос, занимали важнейшее место.
Софокл и Еврипид. В трагедиях этих драматургов (трилогии уже не
писали) мировой порядок нарушен. После всех страданий и мучений героев хору
остается только констатировать наличие высших сил, непонятных и
неподвластных человеку, творящих свою справедливость. Слышится пессимизм и
вера в неизбежность слепой судьбы. Трагедии Софокла: “Антигона”, “Эдип-
царь”, “Эдип в Колонне” и др. Софокл – мастер перипетий, т.е. резких
переходов от одной ситуации к другой, от счастья к несчастью, от незнания к
знанию. В трагедиях Еврипида (“Медея”, “Ипполит”, “Гераклиды”,
“Финикиянки”, “Ифигения в Авлиде”) патетика самопожертвования, человеческие
страсти безграничны. Еврипида возмущает бесправие женщины. Хороший человек
для него часто простой человек, честный, свободный земледелец (“Электра”),
верный раб-воспитатель, педагог или рабыня-кормилица. В его попытке
создания не трагических типов, а психологически углубленных характеров
ощущается приближение эллинистической литературы.
Аристофан – создатель
комедии. Его герои – ремесленники и земледельцы, мелкий люд, ничуть не
героические, но ловкие, хитрые, с недоверием относящиеся к продажным
демагогам (“Всадники”) – вождям политических группировок, название которых
со времени Аристофана получило отрицательный смысл. Это крестьяне, жаждущие
мира (“Мир”, “Ахарняне”), горожане – мечтатели, искатели правды, устроившие
птичье государство между небом и землей, откуда изгнаны легкомысленные
поэты, продажные ученые и жрецы (“Птицы”). Мир комедий Аристофана – веселая
буффонада, часто грубая и злая, так как в комедии все позволено и доступно.
Здесь достается всем – незадачливому политику, посредственному поэту и