Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:10, контрольная работа
Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им.
Общее описание античности как типа культуры........................................ 3
Специфика античной мифологии.................................................................. 4
Взаимоотношение людей и богов в античной мифологии......................... 5
Почему античность называют колыбелью европейской культуры........... 7
Античные сюжеты в мировой художественной культуре.......................... 9
Список использованной литературы............................................................ 11
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
ВАРИАНТ
1
Выполнил студент группы Ю-61
Ахметчин
Р.С.
Преподаватель:
Понтюхина
Татьяна леонидовна
Курган,
2010
Содержание:
Общее описание
античности как типа культуры...................... |
3 | |
Специфика античной
мифологии..................... |
4 | |
Взаимоотношение
людей и богов в античной мифологии..................... |
5 | |
Почему античность называют колыбелью европейской культуры........... | 7 | |
Античные сюжеты
в мировой художественной культуре...................... |
9 | |
Список использованной
литературы.................... |
11 |
1.
Общее описание античности как
типа культуры
Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.
Всего три поколения деятелей
культуры Древней Греции
Культура
Древнего Рима, которая во многом продолжила
античные традиции Греции, отличается
религиозной сдержанностью, внутренней
суровостью и внешней целесообразностью.
Практицизм римлян нашел достойное
выражение в
Итак, античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов:
- Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.).
- Второй период связан с захватническими войнами македонских царей - Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-е гг. до н.э.).
-
Третий период относится ко времени расцвета
Римской республики и империи и создании
огромной сверхдержавы, поглотившей и
Грецию, и Македонию.
2.
Специфика античной мифологии.
Под античной мифологией понимается мифология греков и римлян, поэтому в науке часто используется термин «греко-римская мифология», но греческая мифологическая система возникла значительно раньше и послужила основой для римской. Мифология античного мира – своего рода сложный и многоплановый симбиоз мифологий Древней Греции и Древнего Рима, первой из которых принадлежит честь создания большинства мифов и легенд, второму – слава сохранившего это богатство для нас, потомков.
Мифы возникают в дописьменный период и передаются из поколения в поколение певцами-аэдами и рапсодами. Первыми записанными произведениями, основанными на мифологических сюжетах, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VI–VII в. до н.э.). Созданы они значительно раньше. По мнению историка Геродота, Гомер жил за три века до этого, то есть около IX–VIII веков до н.э. В гомеровском эпосе отражены уже сложившиеся к этому времени мифологические представления античных греков об устройстве мироздания. Все сущее образовалось из Хаоса, не являющегося реальным пространством. Первыми появились Гея – земля, Тартар – бездна и Эрос – любовь. От Геи родился Уран (небо), от Урана и Геи – Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и хранителем вселенского порядка.
Миф, таким образом, основан на чувственно-конкретном восприятии мира, одушевлении природы и бессознательных обобщениях, пропущенных через призму привычных представлений о семейно-родственных связях. Миф призван ввести человека в пространство истории и культуры, приобщить к городу и мировой жизни. Единство мифа, мышления и образной фантазии не исключает их самостоятельности. Миф - результат духовной работы многих поколений, концентрат ассоциаций и противоречивых чувств, он питает мысль, фантазию. Мифология ощущается как первичная и древнейшая реальность, насыщенная магической силой.
Мы понимаем, что мифология была для античных народов не наукой и не историей, она регулировала и определяла их повседневную жизнь, связывала их с миром ушедших предков. Божества находились не только на Олимпе, их обнаруживали в живой природе. Мировосприятие античного человека отличалось пантеизмом. В подлинном мифе всегда отражена действительность, в нем образно, в виде фантастических рассказов выражено стремление познать явления природы, обществ, отношения и человеческую натуру. Так, эллины обожествляли Пана, козлоногого, похотливого бога природы. Ему поклонялись в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны. Посвященные ему фаллические статуи, символы, амулеты получили всеобщее распространение, что имело целью повысить плодородие земли. Этого бога окружал целый сомн образов живой природы: кентавры, нимфы, дриады, силены, сатиры. Земледельческое население особо чтило и богиню плодородия Деметру – «мать хлебов», и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле, имевший магический смысл: воздействие на силы плодородия земли. В сельской местности почитали Артемиду – богиню диких зверей. Городское население более чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири и установил измерительные стандарты. Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились величественные статуи, приносились жертвы.
3.Взаимоотношения
людей и богов в античной
мифологии
В основе античной мифологии лежал антропоморфизм, принцип уподобления человеку. Античные боги были созданы человеком по его образу и подобию. Боги были похожи на людей практически во всем: у них были семьи, они, как и люди, были добрыми и злыми, завистливыми и жадными, влюблялись и ревновали. Мир богов отражал все взаимоотношения, которые были в мире людей. Боги, по представлению античного человека, жили рядом с людьми, они часто находились среди людей, они были не над человеком, а с человеком. Боги общались с простыми смертными, могли вступать с ними в любовные отношения. Некоторые древнегреческие аристократы числили в своих предках богов и гордились своим божественным происхождением.
Боги
имели человеческий облик, были красивы,
сильны, а главное – бессмертны.
Им присущи разнообразные
Древние
греки и древние римляне
Ярким примером взаимоотношений богов с людьми является Прометей. Прометею и его брату Эпиметею было предписано вывести людей к свету и снабдить их всем необходимым для жизни. Но неразумный Эпиметей одарил в первую очередь животных, дав каждому какое-то мощное приспособительное средство: клыки, когти, быстроту бега, тонкий нюх, а для людей у него ничего не осталось. Тогда Прометей выкрал огонь из кузницы Гефеста и наделил им человечество. В древности человеческий род постоянно подвергался опасности и легко мог погибнуть. Во-первых, человек, не имевший техники, культуры, был слаб, беззащитен и неразумен перед лицом природы. Во-вторых, Зевс был недоволен людьми и задумал их уничтожение, дабы создать новый человеческий род, более совершенный. Этому помешал Прометей, вставший на защиту человека. (Маркс назвал Прометея самым благородным святым в религиозном календаре). Греки хорошо понимали, что именно знания, умения, техника помогли человеку выжить.
4. Почему
античность называют «
В
разные эпохи античность оказывала
воздействие на другие культуры, поэтому
неслучайно к античности стал возникать
не только эстетический, но и научный
интерес. Это имело место и
в Средневековье, и в эпоху
Возрождения. В эпоху Просвещения,
когда человечество повернулось
лицом к науке, стали появляться
научные работы частных лиц, где
обобщался опыт греческих и римских
открытий. В конце XVIII -- начале XIX веков
античным наследием стали заниматься
уже государства (особенно европейские):
разрабатывались и
В системе исследований античной культуры появляется и такой аспект изучения, как исследование античных традиций и их влияния на европейскую и мировую культуру в целом. Основные черты античного эпоса перенимались средневековыми сказителями, и поэтому можно выделить множество общих черт между античным и средневековым европейским эпосом: