Архитектура и скульптура эпохи возрождения Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:11, реферат

Описание

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века) 6
2.Раннее Возрождение (XV век) 10
3.Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века) 15
4.Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века) 20
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

реферат культуралогия.docx

— 45.47 Кб (Скачать документ)

 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  3

1.Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века) 6

2.Раннее Возрождение (XV век) 10

3.Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI  века)                                                                                              15

4.Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века)   20

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

6.СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     XV и XVI столетия были временем  больших перемен в экономике,  политической и культурной жизни  европейских стран. Переходный  характер эпохи, происходящий  во всех областях жизни процесс  освобождения от средневековых  пут и вместе с тем еще  неразвитость становящихся капиталистических  отношений не могли не сказаться  на особенностях художественной  культуры и эстетической мысли  того времени. Зародившись в  городах Италии это обновление  захватило затем и другие европейские  страны. Термин « Возрождение» (по-французски «ренессанс» по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической эры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная, феодализму культура.

     Эпоха Возрождения отмечена появлением целой  плеяды художников-ученых, среди которых  первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus – «человечный») – течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий не ограниченными духовными и творческими возможностями. В архитектуре утвердились творчески  переработанные принципы античной  ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий.  Искусство еще не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в, то время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная одаренность мастеров Ренессанса — они часто работали в области архитектуры скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в., столицей, итальянского Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили прежнее значение. Архитектура Возрождения - период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как «открытие мира человечества». Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто - XIII век, треченто XIV век, кватроченто - XVI век.

Цель: раскрыть архитектуру и скульптуру Италии  эпохи возрождения.

Задачи: 1)Ознакомится с культурой эпохи Проторенессанс.

              2)Исследовать эпоху Раннее Возрождение.

     3)Изучить, и ознакомится с архитектурой и скульптурой  эпохи        Высокого Возрождения.

          4)Рассмотреть эпоху Позднего Возрождения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века)

       В итальянской культуре XIII – XIV вв. на фоне еще сильных византийских  и готических традиций стали  появляться черты нового искусства  – будущего искусства Возрождения.  Потому этот период его истории  и назвали Проторенессансом (т.е.  подготовившим наступление Ренессанса; от греч. «протос» –«первый»).   Аналогичного  переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В изобразительном искусстве безличное цеховое ремесло уступает  место индивидуальному творчеству. В архитектуре,  скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера, ставшие гордостью эпохи, - Никколо и Джованни Пизано,  Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Джотто ди Бондоне,  творчество которых во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства, заложив основы для обновления. 

        Со  второй половины XIII - в начале XIV в. в  борьбе с местными  феодалами крепнет  флорентийское  бюргерство. Флоренция  одной  из первых превращается в богатую   республику с конституцией, принятой  в 1293 г., с быстро формирующимся  буржуазным бытом и складывающейся  буржуазной культурой. Почти сто  пятьдесят лет просуществовала  Флорентийская республика, нажившая  богатства в торговле шерстью  и шелком и прославившаяся  своими мануфактурами. 

        Изменения в искусстве Италии, прежде всего, сказались в скульптуре. Они были подготовлены скульптурными  работами мастера Никколо Пизано (около 1220 – между 1278 и 1284). Он  родился на юге, в Апулии, но, работая в Пизе, так сроднился  с городом, что получил прозвище  Пизано, с которым вошел в историю  итальянского искусства. В его  работах прослеживается явное  влияние античности. Он, несомненно, изучал скульптурное оформление  позднеримских и раннехристианских  саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла не ее дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов. Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако, кафедра принадлежит уже новой эпохе.

        Никколо стал основателем школы  скульптуры, просуществовавшей до  середины XIV века и  распространившей  свое внимание  по  всей Италии. Конечно,  многое в скульптуре  пизанской школы  еще тяготеет  к прошлому.  В  ней сохраняются  старые  аллегории  и символы.  В рельефах  отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность  фона.  И все же  реформы   Никколо  значимы. Использование  классической традиции, акцентировка  объема, материальности и весомости  фигуры,  предметов,  стремление  внести в изображение религиозной  сцены элементы  реального земного  события создали основу для  широкого обновления искусства.  В 1260-1270 годах мастерская Никколо  Пизано выполняла многочисленные  заказы в городах средней Италии. Новые веяния проникают и в  живопись Италии.  В течение  некоторого времени значительная  роль в этой области принадлежала  художникам Рима. Римская школа  выдвинула одного из крупнейших  мастеров Проторенессанса - Пьетро  Каваллини (между 1240 и 1250 –  около 1330).

          Подобно тому,  как Никколо  Пизано реформировал итальянскую  скульптуру, Каваллини заложил основу  нового направления в живописи. В своем творчестве опирался  на позднеантичные и  раннехристианские   памятники, которыми в его время  был еще богат Рим. Он автор  мозаик (церковь Санта-Мария ин Трастевере; 1291) и фресок (церковь Санта-Чечилия ин Траствере; около 1293).     Заслуга Каваллини состоит в том,  что он  стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения,  которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи «византийской» или «греческой» манере. Он вводил заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм. Культура Италии XIII-XIV веков сложна и противоречива. Многое в ней еще органически связано с общеевропейской средневековой культурой,но одновременно в ней появляются новые черты, предваряющие развитие Ренессанса.

     Развитие  проторенессансных тенденций протекало  неравномерно. Их расцвет приходится на конец XIII и первые десятилетия XIV века. С середины столетия в итальянской  живописи и скульптуре усиливается  влияние готики.

     Готический  стиль возник в архитектуре Италии из Франции в XIII столетии. Он получил  распространение в Северной Италии и Тоскане - области средней Италии, расположенной к северу от Рима. И держался здесь до XV века, существуя  параллельно или переплетаясь с  развивающимся новым стилем Проторенессанса. Однако итальянская готика существенно  отличается от французской. Она ограничивается применением декоративных элементов  готического стиля: стрельчатых  арок, башенок-филиалов, пинаклец, роз. Особенностью итальянской церковной  архитектуры является также возведение куполов над местом пересечения  центрального нефа и трансепта. К  числу наиболее прославленных памятников этого итальянского варианта готики принадлежит собор в Сиене (XIII-XIV вв.). У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века и распространившей свое внимание по всей Италии. Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы. Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства. В 1260-1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии. Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства.Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ. Подлинным реформатором скульптуры, крупнейшим скульптором круга Брунеллески был выдающийся флорентийский ваятель Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди )(ок. 1386-1466). Хотя постепенный отход от готических традиций наметился еще у Лоренцо Гиберти (он создал в бронзе рельефы дверей флорентийского баптистерия), Донателло сделал новый шаг в ренессансных исканиях и смог решить в искусстве многие проблемы европейской пластики. Он впервые создал отдельно стоящую статую (не связанную с архитектурой), был автором первого конного монумента - памятника кондотьеру Гаттамелате в Падуе; воплотил в камне и бронзе красоту обнаженного человеческого тела (рельеф певческой кафедры Флорентийского собора, статуя Давида). 
 
 
 
 

     2.Раннее Возрождение (XV век)

     В первых десятилетиях XV века в искусстве  Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага  Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской  художественной культуры. Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессанского  реализма, существенно отличавшегося от того «реализма деталей», который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. Они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности. В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опору в античности и искусстве Проторенессанса. То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях. Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.

     Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата. С 1439 года, со времени состоявшегося  во Флоренции вселенского церковного собора на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город этот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней Греции. И все же ведущая роль в культурной жизни Флоренции первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству.

     Светлый гений Рафаэля был далек от психологической углубленности  во внутренний мир человека, как  у Леонардо, но еще более чужд трагическому мироощущению Микеланджело. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) прожил долгую, трудную и героическую  жизнь. Его гений проявился в  архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре. Он воспринимал  мир пластически, во всех областях искусства, он прежде всего скульптор. Тело человека кажется ему самым достойным предметом изображения. Но это человек особой, могучей, героической породы. Искусство Микеланджело посвящено прославлению человека-борца, его героической деятельности и страданиям. Его искусству, свойственны гигантомания, титаническое начало. Это искусство площадей, общественных сооружений, а не дворцовых залов, искусство для народа, а не для придворных аристократов. ХV в. – время расцвета в Италии монументальной скульптуры. Она выходит из интерьеров на фасады церквей и гражданских зданий, на площади города, становится частью городского ансамбля. Одна из ранних и самых знаменитых работ Микеланджело – пятиметровая статуя Давида на площади во Флоренции, символизирующая победу юного Давида над великаном Голиафом. Открытие памятника превратилось в народное торжество, потому что флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина и защитника республики.

Информация о работе Архитектура и скульптура эпохи возрождения Италии