Архитектурные стили средневековья - романский и готический

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:00, реферат

Описание

Средние века в Западной Европе — время сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили (романский и готический), новый городской образ жизни, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.
Эта эпоха подарила нам такие памятники архитектуры, как собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548), восьмиугольную дворцовую капеллу, построенную между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в настоящее время – Аахен, Германия), собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.), собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже и множество других.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Художественная культура Раннего Средневековья……………………...5
3. Романский стиль в искусстве и архитектуре……………………………..6
4. Готическая архитектура и искусство……………………………………..10
5. Сравнительная характеристика романского и готическо стилей……….14
6. Знаменитые архитектурные памятники…………………………………..24
7. Заключение…………………………………………………………………29
8. Литература………………………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

История культуры.docx

— 410.22 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СИБАДИ)»

 

 

 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА: «Отечественная история»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

По дисциплине:          История отечественной культуры

Тема: Архитектурные стили средневековья - романский и готический.

 

 

Студентки:                                        Дубровская Александра 

                                                                      Александровна

Преподаватель:                                Сербин Александр Иванович

Курс: 1ПГСсп                                   Шифр: Сз-10-14сп

   

 

Омск 2011

План

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Художественная культура Раннего Средневековья……………………...5
  3. Романский стиль в искусстве и архитектуре……………………………..6
  4. Готическая архитектура и искусство……………………………………..10
  5. Сравнительная характеристика романского и готическо стилей……….14
  6. Знаменитые архитектурные памятники…………………………………..24
  7. Заключение…………………………………………………………………29
  8. Литература………………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Средние века оставили после  себя много грандиозных памятников архитектурного искусства. Беспомощность  строительной техники, отличающая первые столетия средневековья (приблизительно до Карла Великого), сменилась большим  подъемом строительного искусства  в следующие столетия.  
 
За время IX—XII веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля — романский и готический. В соответствии с идеологией эпохи наибольшее количество памятников германской готической архитектуры представлено соборными церквами различных европейских стран. Первый стиль, начавший развиваться при Каролингах, получил свое название оттого, что он являлся подражанием древним римским постройкам. В действительности романский архитектурный стиль был гораздо грубее и несовершеннее, тяжеловеснее, чем античный римский. Толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражают и слабую еще в этот период (IX— XI вв.) строительную технику и самую политическую обстановку постоянных феодальных войн, когда те же церкви легко превращались в крепости, где отсижива- лось от набегов рыцарей местное население.  
 
Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отношении архитектура готическая. Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были большие, с множеством цветных, разрисованных стекол. Обильные выпуклые украшения — статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба — богато украшали здания изнутри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величественные порталы (двери) придавали готическим соборам особую торжественность.  
 
Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье и Арле во Франции, Шлейере, Вормсе, Майнце, Аахене в Германии. Лучшими памятниками готического искусства являются собор Богоматери в Париже, Руанский, Реймский и Шартрский соборы во Франции, Линкольинский собор в Англии, Миланский собор в Италии, Пражский в Чехии и другие.  
 
Из гражданских зданий готической архитектуры наиболее известны городская ратуша в Брюсселе, дом известного французского финансиста XV века Жака Кера в Бурже, королевский замок в Амбуазе (во Франции) и другие.  
 
Кроме романского и готического стилей, средневековая архитектура широко пользовалась еще двумя стилями: византийским в Италии (в Венеции — собор св. Марка, отчасти Дворец дожей и др.) и арабским (мавританским) в Испании (наиболее известный памятник — собор в Севилье, переделанный из арабской мечети).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественная  культура Раннего Средневековья.

Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как  вторжение варваров, закончившиеся  падением Римской империи. Варвары  селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую  общность Западной Европы.

В целом раннее средневековье  было временем глубокого упадка европейской  цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в  господстве натурального хозяйства, в  падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под  натиском бесписьменного языческого мира. На политической карте Европы в этот период преобладали варварские и  раннефеодальные королевства, а  в идеологии наблюдалось полное господство христианской религии, которая  оказывала решающее воздействие  на все стороны общественной и  личной жизни. Это в полной мере относится  и к произведениям материальной культуры.

В эпоху раннего средневековья  в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли  дойти до наших дней. Однако возводили  и фундаментальные каменные постройки, некоторые из которых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеют религиозное, церковное назначение.

Для юго-восточной части  Европы, входившей в состав Восточной  Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, сначала наиболее распространенной формой построек были базилики (в переводе с греческого -«царский дом») - здания удлиненной формы с полукруглым  или граненым выступом в восточной  части - алтарем (апсидой). Бывшие в Древнем  Риме преимущественно общественными  зданиями, теперь они превратились в базиликальные храмы. Затем  стали приобретать все большее  значение здания с центрическим планом - крестово-купольные храмы. В таких  храмах купол, опиравшийся на четыре столба, находился на перекрытии нефов.

Новым архитектурным формам соответствовало и новой внутреннее убранство церквей, включая мозаики, фрески, предметы богослужения, составлявшие в целом определенное художественное единство. Византийская живопись постепенно приобрела символический характер, в ней усилились элементы стилизации и аскетизма, а сама техника изображения  подчинялась строгим правилам.  
В зодчестве центральной части Европы также сказывались античные и византийские каноны, но проявлялась и своя специфика. В еще большей мере это относилось к зодчеству Северной Европы.

Романский стиль  в искусстве и архитектуре

Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь  средневековой архитектуры  с римской. В 11-12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям  церковной службы.

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему  тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский  стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Основой единства романовского стиля  была система развитых феодальных отношений  и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху  наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое  и политическое влияние. Главными покровителями  искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками  и декораторами рукописей - монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского  ландшафта и, размещаясь на холме  или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как  земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания прекрасно  гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты  как бы повторяют и обогащают  естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек романовского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в романовском стили одним из важнейших элементов архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы романовского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже - куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.

Если в раннем романовском  стиле господствовала настенная  живопись, то в конце 11 - начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим  видом храмового декора стали  монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные  на капителях. В зрелом романовском  стиле плоский рельеф сменяется  всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми  эффектами, но неизменно сохраняющим  органичную связь со стеной, вставленным  в неё или как бы вырастающим  из её массива. Эпоха романовского стиля  явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью  композиций, а также различных  отраслей декоративно-прикладного  искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного  ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.

В романской живописи и  скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, "страшный суд" и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка - исторические сюжеты). Для романовского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образов романовского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии".

Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции. Именно здесь находится  наибольшее количество архитектурных  памятников романского стиля. Одним  из самых величественных романских  храмов находится в Бургундии. Там  в XI в. был построен комплекс Клюнийского  аббатства с огромной, самой большой  в Европе тех времен церковью (длина  – 127 м, ширина – 40 м). Монастырь в  Клюни в то время называли «вторым  Римом». Бургундские архитекторы  разработали конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем  стен, увеличить вместимость соборов, достигнуть большой высоты сводов. Для архитектуры центральной  Франции характерны мощь, простота и монументальность. В массивных  церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо. На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны  с античными капителями – отличительные  особенности храмов Прованса. Своеобразная архитектурная школа сложилась  в Нормандии. Внешний облик церквей  Нормандии отличает наличие больших  башен, расположенных по сторонам фасадов  и в центре здания. В XI-XII вв. в Германии началось строительство крупных  соборов в городах на Рейне  – в Вормсе, Шпейере, Майнце. Соборы отличает грандиозность и монолитность, целостность и сплоченность архитектурных  объемов.           

  Собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.) был похож на непреступную крепость. Стены здания толстые и гладкие, окна – маленькие и узкие, похожие на бойницы. Суровость собору придают величественные и грандиозные башни. 
            Скульптурные украшения архитектор Германии использовали редко. Отдельные скульптуры героев библейских рассказов, мифологических животных украшали подоконники, галереи зданий, не сливаясь с архитектурой.    

В романское время в  Германии было создано множество  местных архитектурных школ, из которых  наиболее значительными были рейнская, саксонская и вестфальская. Несколько  центров романского искусства существовало на Апеннинском полуострове. Наиболее известные архитектурные памятники  находятся в Ломбардии, Милане и  Венеции. Культурные традиции были неодинаковы  для различных областей Италии. Для  Рима и центральных районов Италии характерно преобладание античных, а  для южных областей – византийских черт архитектуры.    К выдающимся памятникам романского искусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, баптистерий и колокольню. Строительство собора было начато в XI в. гениальным архитектором Бускето и продолжено в XII в. архитектором Райнальдо.     

Романский стиль в Англии господствовал в конце XI-XII вв. Его  специфической особенностью было соединение в здании типов монастырского  и приходского храмов. Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность  и вытянутость в длину (170 м). Излюбленным  элементом английской архитектуры  были башни.           

  Таким образом, основными особенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание полуциркулярной формы сводов, массивные, тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готическая архитектура  и искусство

Готический стиль - это  художественный стиль, явившийся завершающим  этапом в развитии средних веков  искусства стран Западной, Центральной  и частично Восточной Европы (между  серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как  уничижительное обозначение всего  средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда  для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические  рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась в  странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной  основы сохранялись в идеологии  и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно  культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Информация о работе Архитектурные стили средневековья - романский и готический