Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:00, реферат
Средние века в Западной Европе — время сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили (романский и готический), новый городской образ жизни, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.
Эта эпоха подарила нам такие памятники архитектуры, как собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548), восьмиугольную дворцовую капеллу, построенную между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в настоящее время – Аахен, Германия), собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.), собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже и множество других.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Художественная культура Раннего Средневековья……………………...5
3. Романский стиль в искусстве и архитектуре……………………………..6
4. Готическая архитектура и искусство……………………………………..10
5. Сравнительная характеристика романского и готическо стилей……….14
6. Знаменитые архитектурные памятники…………………………………..24
7. Заключение…………………………………………………………………29
8. Литература………………………………………………………………….30
Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
Городские архитектурные
ансамбли включали культурные и светские
здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная
городская площадь часто
Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.
Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.
На фасадах соборов
варьируются стрельчатые арки и
богатые архитектурно-
На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.
Смелая и сложная каркасная
конструкция готического
В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.
В Готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.
В поздней Готике, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.
Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.
В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.
Сравнительная характеристика романского и готическо стилей
Романский период
Возникновение
Название это появилось только около 1820 г., однако оно достаточно точно определяет, что до середины XIII в. сильно ощущались элементы римско - античной архитектуры.
Историческая характеристика
Романский период на территории
Европы приходится на время господства
феодального строя, основой которого
было сельское хозяйство. Первоначально
все земли принадлежали королю, он
распределял их между своими вассалами,
а те, в свою очередь, раздавали
ее для обработки крестьянам. За
пользование землей каждый был обязан
платить налоги и нести воинскую
службу. Привязанные к земле крестьяне
содержали господ, которые в свою
очередь служили в войсках
короля. Таким образом возникли сложные
взаимозависимые отношения
Поскольку каждый феодал стремился
расширить свои владения, то конфликты
и войны велись практически постоянно.
В результате центральная королевская
власть теряла свои позиции, что приводила
к раздробленности государств. Экспансионистские
стремления особенно наглядно выражались
в крестовых походах и в
порабощении славянского
Строительные особенности
В романской архитектуре
используются различные строительные
материалы. В ранний период не только
жилые дома, но монастыри и церкви
строят из дерева, но основным строительным
материалом в средние века становится
все же камень. Сначала он употреблялся
лишь при строительстве храмов и
крепостей, а позднее и для
построек светского характера. Легко
обрабатываемый известняк, залежи которого
находились в областях вдоль Луары,
давал благодаря своей
В Италии было много мрамора
который особенно часто использовался
для облицовки стен. Разноцветный
мрамор светлых и темных тонов, применяемый
в различных эффектных
Камень был или отесанный
в виде блоков, из которых делалась
так называемая тесовая кладка, или
бутовый, пригодный для кладки стен,
когда требовалось усилить
Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.
Характерные черты
Важной задачей романского
строительного искусства стало
преобразование базилики с плоским
деревянным перекрытием в сводчатую.
Вначале сводом перекрывались небольшие
пролеты боковых нефов и
Свод дает возможность
перекрывать большие
Основой для новых типов
сводов стал старый римский прямой
крестовый свод над квадратным в
плане помещением, получаемый пересечением
двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие
от этого свода, распределяются по диагональным
ребрам, а с них передаются на
четыре опоры по углам перекрываемого
пространства. Первоначально ребра,
возникающие на пересечении полуцилиндров,
играли роль арок - подкружал, что давало
возможность облегчить всю
Информация о работе Архитектурные стили средневековья - романский и готический