Архитектурные стили средневековья - романский и готический

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:00, реферат

Описание

Средние века в Западной Европе — время сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили (романский и готический), новый городской образ жизни, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.
Эта эпоха подарила нам такие памятники архитектуры, как собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548), восьмиугольную дворцовую капеллу, построенную между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в настоящее время – Аахен, Германия), собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.), собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже и множество других.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Художественная культура Раннего Средневековья……………………...5
3. Романский стиль в искусстве и архитектуре……………………………..6
4. Готическая архитектура и искусство……………………………………..10
5. Сравнительная характеристика романского и готическо стилей……….14
6. Знаменитые архитектурные памятники…………………………………..24
7. Заключение…………………………………………………………………29
8. Литература………………………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

История культуры.docx

— 410.22 Кб (Скачать документ)

С развитием стиля готика готическое пространство значительно  изменяется. Если разнообразная в  своих проявлениях романская  архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического  стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью  монашеских орденов цистерцианцев  и доминиканцев и работающих на них  строительных артелей распространяются во все доступные области.   

Уже в поздний романский  период, в первой половине XII в., элементы нового готического стиля возникают  в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где  романская школа отставала в  развитии и где непосредственно  не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому  искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она  появляется в Англии, а в следующем  столетии в Германии, Италии и Испании.

До начала XIV в. преобладала  форма базилики. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в  единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых  помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные  представления, в них велась торговля.

Типы сооружений стиля  готика

Развитие городов привело  к возникновению новых типов  сооружений. На рыночной площади появились  здания ратуши, цехов и гильдий, требовались  здания для торговли мясом и мануфактурой, склады и торговые дома. Возводились  арсеналы, строительные дворы, школы  и больницы. Но прежде всего горожане защищали себя и свое имущество от конкурирующих соседей и нападений  феодалов, строя вокруг города стены  и башни.

 

 

Знаменитые архитектурные  памятники

Готический стиль

                                                         

Собор Парижской Богоматери                          Реймсский собор, Франция

 

                      

Шартрский собор, Франция                      Ка' д'Оро, Венеция

 

        

Миланский собор

Франция

  • Собор в Шартре, XII—XIV вв.
  • Собор в Реймсе, 1211—1330 гг., где короновались французские короли.
  • Собор в Амьене, 1218—1268 гг.
  • Собор Парижской Богоматери, 1163 г. — XIV в.
  • Собор в Бурже, 1194 г.

[править] Германия

  • Кёльнский собор, 1248 г. — XIX в.
  • Мюнстерский собор в Ульме, 1377—1543 гг.

[править] Англия

  • Собор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевства
  • Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне
  • Собор в Солсбери 1220—1266 гг.
  • Собор в Эксетере 1050 г.
  • Собор в Линкольне к. XI в.
  • Собор в Глостере XI—XIV вв.

[править] Чехия

  • Готическая архитектура Праги
  • Собор святого Вита (1344—1929 гг.)

[править] Италия

В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии.

  • Палаццо Дожей, (Palazzo Ducale). Венеция. Был заложен ещё в IX в. как оборонительное сооружение, но несколько раз подвергался пожарам, вследствие чего, много раз перестраивался. Первоначальный квадратный план здания с большим внутренним двором остался почти без изменений, а нынешние фасады приобрели свой декор, напоминающий орнаменты мусульманских сооружений, к началу XV в. Первый сквозной этаж образуется лёгкой аркадой, на втором этаже подхватываемой ажурными колоннами с удвоенным шагом, на которых покоится огромный блок третьего этажа. На протяжении веков только это здание Венеции именовалось палаццо, все остальные дворцы, носили скромное название Ca’ (сокращенный вариант от Casa, то есть просто дом). Здесь размещалась не только резиденция дожа, но также совет Республики, суд и даже тюрьма.
  • Миланский собор, 1386—XIX в. Изначально был задуман такого огромного размера (в нём помещается 40 тысяч человек), что с большими трудностями был частично завершён только к концу XVI в. Строительство началось в 1386 г., а в 1390 г. было объявлено о сборе средств и посильной помощи среди миланцев для ускорения строительства собора. Первоначальный замысел предполагал кирпичную кладку, что можно увидеть и сейчас в северной сакристии собора, но в 1387 г. герцог Висконти, желавший видеть собор великим символом своей власти, пригласил ломбардских, немецких и французских архитекторов и настоял на использовании мрамора. В 1418 г. собор был освящён папой Мартином V, но оставался незаконченным до XIX в., пока при Наполеоне был не завершён фасад. Более пяти веков строился этот собор и, в результате, соединил многие черты архитектурных стилей, от барокко до неоготики.
  • Ка д’Оро (итал. Ca' d’Oro — Золотой дом) в Венеции. Расположенный на Большом Канале этот дворец претерпел множество изменений, а в интерьере осталось очень мало от готического дворца XV века.

Романский стиль

  • Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии
  • Либмургский собор в Германии
  • Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии
  • Аббатство Мария Лаах в Германии
  • Церковь св. Якоба в Регенсбурге
  • Романские церкви в Валь-де-Бой
  • Приорат Серрабоны во Франции

Либмургский собор в Германии

История

  • 910 — Первое упоминание о Лимбурге как «Lintpurc». Город возник около одноимённой крепости. Конрад Курцольд возложил первый камень для основания церкви Св. Георга.
  • 1214 — Признан статус города. Остатки стены 1130, 1230 и 1340 показывают бурный рост города.
  • 1235 — На месте старой церкви воздвигнут Кафедральный Собор (дом) Св. Георга, освящён в 1235. Собор возвышается над старым городом. В доме хранятся сокровища и культурные ценности.
  • 13xx — Построен замок к югу от Кафедрального Собора.
  • 1344 — Падение значения города, чума, пожар, в дальнейшем город перешёл под власть местных правителей, а в 1624 в управление курфюрста Трира.
  • 1827 — в XIX веке город восстанавливает своё значение. С 1806 по 1866 город вошёл в состав герцогства Нассау, а в 1827 Лимбург стал резиденцией епископа.
  • 1886 — C 1862 Лимбург — железнодорожный узел, а с 1886 — центр округа

Аббатство Мария Лаах

Аббатство Мария Лаах (нем. Abtei Maria Laach, лат. Abbatia Mariae Lacensis или Abbatia Mariae ad Lacum) — средневековый немецкий монастырь, находящийся на юго-восточном берегу Лаахского озера, в горах Айфель. Монастырь был заложен в 1093 году пфальцграфом Генрихом II фон Лаах и его женой Адельхайд фон Ваймар-Орламюнде[1], а его строительство окончилось в 1216 году. Современное название он получил в 1863 году.

Монастырский  шестибашенный собор, Laacher Münster, представляет собой сводчатую базилику с внутренним садом перед западным порталом, так называемым парадизом (единственным к северу от Альп), и клуатром начала XIII века, отреставрированным в 1859 году. Он является одним из самых красивых памятников романского зодчества времени Салической династии.

В 1926 году папа Пий XI присвоил храму титул «Базилика минор» (Basilica minor).

Аббатство принадлежит ордену бенедиктинцев. В их владении находятся сельскохозяйственные угодья, возделываемые по принципу экологического хозяйства (полученный урожай продается в местном магазине), Лаахское озеро с туристическими сервисами (кемпинг, прокат лодок, рыбная ловля), отель на берегу озера, садовое хозяйство, небольшой зоопарк, издательство с книжным магазином, ремесленные мастерские с возможностью обучения желающих (например, бронзовое литье, художественная ковка, гончарное и столярное дело, электротехника; ведется и обучение сельскому хозяйству.

Церковь св. Якоба в Регенсбурге

Церковь представляет собой прекрасный пример романской архитектуры: трехнефная базилика с тремя апсидами, башнями на востоке, и трансептом на западе. Галерея, в которой установлен орган, проходит над всеми тремя нефами в трансепте.

Центральный неф отделен от боковых цилиндрическими столбами каменной кладки (не монолитные колонны), их капитали — прекрасные образцы высокой романской скульптуры, изображающие мужчин, львов, орлов и крокодилов, и могут иметь аллегорическое значение. Углы оснований столбов украшены головами менее благородных животных, включая свиньи, собак, ослов, и стервятников.

Под аркой центральной апсиды стоят  три деревянных скульптуры конца  двенадцатого столетия, которые вместе формируют сцену распятия на кресте. Они первоначально стояли на алтаре, но были перекрашены в 1874 и установлены  в их нынешнем положении в 1893. Сама апсида была украшена между 1866 и 1872 баварскими и австрийскими художниками в  романском стиле.

 

 

Заключение

Таким образом, средние века в Западной Европе — время сложных  и трудных поисков мировоззренческих  конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили (романский и готический), новый городской образ жизни, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.

Эта эпоха подарила нам  такие памятники архитектуры, как  собор Сан-Витало византийского  императора Юстиниана в Равенне (526-548), восьмиугольную дворцовую капеллу, построенную между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в настоящее время – Аахен, Германия), собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.), собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже и множество других. 

Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние  века оставили нам важнейшие достижения культуры, в том числе институты  научного познания и образования. Возникла новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Муратова К.М., Мастера французской готики 12-13 вв, М,."Искусство", 1988
  2. Всеобщая история искусств, Т.2, М., "Искусство", 1960
  3. Каптерева Т.П., Искусство Испании, М., "Изобразительное искусство", 1989
  4. Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет. — М.: ОЛМА-Пресс, 2002
  5. 1. М. Т. Кузьмина, Н. Л. Мальцева. "История зарубежного искусства". Москва, 1983.
  6. 2. Кон-Винер. "История стилей изобразительных искусств", Москва, 2000.
  7. 3. Л. Любимов. "Искусство Западной Европы". Москва, 1976.
  8. 4. "Искусство средневековья", справочник. Москва, 1980.

 


Информация о работе Архитектурные стили средневековья - романский и готический