Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 07:46, реферат
Цель настоящей работы изучить основания возникновения буддизма, основы буддизма, его появление в России, исповедование буддизма в России в разные исторические периоды и в настоящее время.
Для достижения поставленной цели будут использоваться периодическая печатные издания, учебные пособия по культурологи и электронные сайты в сети Интернет.
Введение 3
1. Буддизм как культурно-историческое явление 3
2. Буддизм как религия 5
3. Геополитические и социокультурные предпосылки распространения буддизма в Забайкалье и политика Российского государства в отношении буддизма в XVIII веке 9
4. Особенности распространения буддизма в Калмыкии 14
5. Буддизм в Начале XX века 15
6. Буддизм в настоящее время в России. 17
Список используемой литературы: 19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное
учреждение
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени
академика М.Ф.Решетнева
Кафедра
Рекламы и культурологии
Контрольная
работа
По дисциплине: «Культурология»
На
тему:
Буддизм у народов России
Красноярск 2010 г.
Оглавление
Введение
Религия - это особая форма осознания мира, которая обуславливается верой в существование чего-то сверхъестественного, а также под воздействием этой веры заставляет совершать определенные поступки. Именно вера является основным признаком и неотъемлемым элементом любой религии. Любая религия состоит из моральных норм и определенного поведения, различных обрядов и, главное - объединение людей в какое-либо организационное сообщество, например, в церковь или религиозную общину. Все основные религиозные понятия и представления, записаны в специальных священных текстах. Как убеждают яростные религиозные сторонники, эти тексты либо написаны непосредственно из уст бога, либо написанных людьми, которые, по их мнению, уже достигли высшего уровня духовного развития.
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религий. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.).
Необходимость изучение религии, в том числе буддизма, в настоящее время является актуальным вопросом. Начиная с 2009 года религиоведение преподают в школах. Цель введения такого урока – развитие гуманности, толерантности у подрастающих граждан России.
Одно из изречений А. Эйнштейна связано с буддизмом: «Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей — и природных и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, — это буддизм.»
Актуальность изучения буддизма в России заключается в том, что Россия является многонациональным государством. Ряд национальностей, в Бурятии, Колмыкии, Туве, исповедуют буддизм. Кроме этого в последнее десятилетие в России очень много приезжих граждан различных национальностей, которые тоже исповедуют буддизм, в их числе многочисленные граждане Китая. С помощью средств массовой информации до всех граждан России доводятся отдельные сведения об этой религии, и представляются как огромные и необъяснимые возможности верующего человека, которые могут применяться в повседневной жизни: предсказывать погоду, катаклизмы, вызывать дожди, лечить людей и животных и другое. Изучая буддизм можно понять, в чем конкретно заключается смысл данной религии, ее основные цели и задачи, где правда и вымысел о ней.
Цель настоящей работы изучить основания возникновения буддизма, основы буддизма, его появление в России, исповедование буддизма в России в разные исторические периоды и в настоящее время.
Для
достижения поставленной цели будут использоваться
периодическая печатные издания, учебные
пособия по культурологи и электронные
сайты в сети Интернет.
1.
Буддизм как культурно-историческое явление
Буддизм
- одна из трех ( наряду с Христианством
и Исламом ) мировых религий. Возникла
в Индии в 6-5 вв. до н.э. Ее основателем считается
Сиддхартха Гаутама (623-544 г.до н.э.), происходивший,
по преданию, из царского рода племени
Шакьев в Северной Индии. Поэтому одно
из его имен - Шакья-Муни, что значит отшельник,
мудрец из Шакьев. А слово Будда означает
Просветленный. Расцвет буддизма в Индии
приходится на 5 в.до н.э.-5 в.н.э. Но к 12-му
веку индийский буддизм растворяется
в Индуизме. Однако к этому времени буддизм
уже распространился в Юго-Восточной и
Центральной Азии, через Тибет проник
в Китай, а оттуда в Японию (дзен-буддизм
- японская форма т.н. чань-буддизма). В
настоящее время существует множество
течений этого учения, которые возникли,
главным образом, из буддизма Махаяны
(Махаяна -"широкий путь" - одно из
двух основных направлений в буддизме;
второе, Хинаяна -"узкий путь"). Особенно
многочисленны приверженцы направлений
имеющих своим основанием Тибетскую Махаяну.
Эти направления собирательно называют
"Северным" буддизмом (распространены
к северу от Индии).
В нашей стране буддизм, точнее его разновидность
- ламаизм официально был признан в России
в 1741 г., указом императрицы Елизаветы
Петровны. С тех пор он является традиционным
вероучением, например, в Бурятии, Туве
или в Калмыкии. Однако, в последние годы
буддийские общины возникли в Москве,
Санкт-Петербурге и во многих других крупных
городах России. С конца XIX — начала XX в.
последователи буддизма появились в странах
Европы и в США: на сегодняшний день там
представлены практически все сколько-нибудь
значительные направления и школы, существующие
на Востоке. Общую численность буддистов
в мире определить трудно. Примерные цифры
- около 400 млн. мирян, исповедующих буддизм,
и около 1 млн. монахов и монахинь.
Буддизм
это и Вероучение, и философия,
и культурная Традиция. В центре
буддизма - учение о "четырех благородных
истинах": существует страдание, его
причина, состояние освобождения и путь
к нему. Страдание и освобождение понимаются
и как субъективные состояния и, одновременно,
как некая космическая реальность. Страдание
в буддизме эквивалентно желанию и связывается
с пульсацией дхарм. Понятие Дхармы (также
как Колеса Сансары, Нирваны, идея реинкарнации
и пр.) буддизм унаследовал из индийской
философии. Оно имеет несколько значений,
это: 1) вечный моральный закон (абсолют);
2) нравственно-социальные установления
- в этом смысле каждый человек имеет свою
Дхарму (задачу, долг); 3) в буддизме - это
и первичные элементы жизнедеятельности
индивидуума. Освобождение понимается
как выход из Сансары - череды воплощений,
прекращение "волнения дхарм", достижение
Нирваны -состояния несвязности индивидуума
с внешним миром. Возникнув более двух
с половиной тысяч лет назад в Индии как
религиозно-философское учение, буддизм
создал уникальную по масштабности и разнообразию
каноническую литературу и многочисленные
религиозные институты. Возможность широкой
интерпретации философских положений
буддизма содействовала его ассимиляции
с культурами, религиями, идеологиями
разных стран, что позволило ему проникнуть
во все сферы общественной жизни.
В зависимости от точки зрения буддизм
можно рассматривать как религию, философию,
идеологию, как культурный комплекс
и образ жизни. Поэтому без изучения буддизма
невозможно правильно и всесторонне понять
социально-политические, этические и другие
процессы восточных обществ, в которых
были и существуют ныне буддийские
общины. Даже в настоящее время там, где
буддизм имеет влияние, его приверженцы
зачастую уважают религиозные традиции,
авторитет монахов, и деревенских старейшин
больше, чем законы и институты своего
государства. В этом кроется огромная
потенциальная сила буддизма.
Изначальной
формулировкой буддийского
2. Буддизм как религия
Все индийские религии подчинены одному представлению, восходящему к доиндийским временам. И в ведийском, и в староперсидском языках оно обозначено одним и тем же словом со смыслом «закон». Согласно этому подходу все вещи и существа следуют или должны следовать определенному курсу, предписанному им. Этот курс основан на подлинной природе и устройстве существующего мира. Из_за него должным образом встает солнце, сменяются времена года, и каждая индивидуальная часть вселенной выполняет собственное назначение. Такое представление могло сформироваться очень рано при возникновении и развитии контактов индивидов в обществах. Член племени должен действовать при помощи определенных способов, которые считаются выгодными для индивидов -- его сотоварищей и его самого, а ряд других действий ему запрещен. Начиная с позднего ведийского периода, это представление выражается в концепции дхармы, покрывающей любую форму человеческого действия. Она включает в себя нормы нравственного поведения, но сама намного шире, и ее ритуальный аспект отражен в брахманической литературе буддийских и добуддийских времен, посвященной жертвоприношениям.
В VI в. до н.э. люди стали протестовать -- не против дхармы, а против отношения класса брахманов к своим функциям и против того, что брахманы навязывали в качестве дхармы другим слоям общества. Но крайнего востока Индии брахманизм еще не достиг и даже на родине буддизма, вероятно, был достаточно недавним явлением, чтобы столкнуться с противостоянием и встречными претензиями. Претензии шакьев на принадлежность к наилучшей касте, касте воинов, известны; и, хотя в суттах - рассуждениях присутствует почтительное отношение к брахманам, их претензии подвергаются критике и отвергаются. Это не было индивидуальной особенностью буддизма, поскольку нет причин сомневаться в том, что предания о других наставниках и отшельниках - не_брахманах, оставивших мир, отражают реальное состояние дел. Все эти наставники восставали против установившегося представления о дхарме, предлагали новые системы и учения о жизни в мире и пути спасения: от чистого гедонизма и материализма до самых крайних формам самоистязания. Две другие концепции, заимствованные буддизмом из современной ему мысли, -- это догмы о карме, «действии» и сансаре, переселении душ или перерождении.
Это индийские ответы на вечные проблемы страдания и зла. Человек поступает дурно и страдает от этого. Но он может страдать и тогда, когда не сделал ничего очевидно дурного. Значит, что-то дурное было совершено им в прошлой жизни, а если он поступает дурно и на первый взгляд не получает возмездия, он будет наказан за свой грех в другом рождении. Как и все теории, считающие грех и зло достоверной реальностью, доктрина перерождения покоится на вере и в конечном счете на вере в то, что грех непременно будет наказан. Буддизм перенял установившееся верование без возражений. В пользу этой доктрины свидетельствовали даже истории о буддийских архатах, способных узнавать судьбы умерших и об индивидах, вернувшихся с другого света, чтобы предсказать свою судьбу. Итак, когда мир представал как место, где для благоденствия была необходима определенная линия поведения, а индивид был уверен, что за любую свою ошибку он когда-нибудь будет наказан, людям было необходимо знать, какой дхарме следовать и какова истинная природа мира (в той степени, в какой это влияло на их линию поведения). Соперничающие наставники были готовы ответить на эти вопросы, и каждый из них заявлял, что нашел верный путь.
Буддизм лучше всего известен на Западе именно с этической стороны. Именно с этой стороны очевидны величие и оригинальность системы основателя буддизма, рассматривается ли ее отказ от бытовавших тогда представлений или их реформа, предпринятая в ходе исторического развития буддизма, или же отношение ее к другим системам, отмеченное определенным прогрессом в этических идеалах человечества. Это были не просто правила жизни для отшельников, но также и система для мирян, применимая во всех обязанностях повседневной жизни. Кроме того, и в монашеской сангхе сущностной частью обучения того, кто стремится к достижению высочайшей цели в своей настоящей жизни, оставались моральные принципы. У нас нет нужды сомневаться в том, что Будда взял все лучшее из этических учений, что только смог найти. Каждая система возникает на основе предшествующих ей, и сам Будда, согласно традиции, обвинял брахманов в том, что они изменили своей прежней чистой нравственности. Как сказал Брахма Будде при начале его проповеди, в мире было много тех, кто был готов принять новое учение; и к ним откровение пришло с той властностью, которой жаждала их нравственная природа. Кроме того, так как эту Дхамму считали «вечной» и внутренне присущей истинной природе вещей, думали, что Будда вновь открыл истину, которая была почти забыта.
Две черты, отличавшие буддийскую этику, - это практичная и осуществимая система, выработанная для мирян, и искусство, с которым были возвышены и облечены нравственным смыслом практики в современных ей верованиях или ритуалах. В рассуждении, обращенном к брахману Кутаданте, Будда рассказывает, как древний царь захотел совершить великое жертвоприношение и как в конце концов родовой жрец убедил совершить его так, чтобы не были убиты ни быки, ни козлы, ни домашняя птица, ни свиньи или другие живые существа, чтобы для столбов жертвенника не были бы срублены деревья и не была бы срезана трава для подстилки; чтобы не били слуг и рабов, а они делали бы свою работу, не плача и не боясь наказания.
Кутаданта спрашивает, какое жертвоприношение лучше и приносит большие плоды, чем это. Будда говорит, что это подаяние добродетельным отшельникам. Еще лучше -- постоянное подаяние четырехсоставной сангхе, еще лучше -- принятие убежища в Будде, и еще лучше -- соблюдение с добрым расположением сознания изречений для учеников. Это пять моральных правил, обязательных для всех мирян: воздержание от убийства, от присвоения того, что не было дано, от превратного потворства страстям, ото лжи и употребления опьяняющих напитков.