Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 07:46, реферат
Цель настоящей работы изучить основания возникновения буддизма, основы буддизма, его появление в России, исповедование буддизма в России в разные исторические периоды и в настоящее время.
Для достижения поставленной цели будут использоваться периодическая печатные издания, учебные пособия по культурологи и электронные сайты в сети Интернет.
Введение 3
1. Буддизм как культурно-историческое явление 3
2. Буддизм как религия 5
3. Геополитические и социокультурные предпосылки распространения буддизма в Забайкалье и политика Российского государства в отношении буддизма в XVIII веке 9
4. Особенности распространения буддизма в Калмыкии 14
5. Буддизм в Начале XX века 15
6. Буддизм в настоящее время в России. 17
Список используемой литературы: 19
Распространению буддизма способствовала частая миграция в Забайкалье родоплеменных групп из Восточной Монголии. На смену традиционным культам, которые бытовали среди бурятского народа, главным образом шаманизму, пришла более развитая религия, принятие которой ознаменовало новый этап в развитии бурятского общества -становление феодализма.
В 30-х гг. XVIII в. происходило постепенное внедрение буддизма в различные этнические группы населения Добайкалья и Забайкалья. Процесс этот происходил постепенно - вначале буддизм внедрился у селенгинских монголов, затем у хоринцее. в XIX в. - у добайкальских родов левобережья Селенги, у тункинских, баргузинеких и аларских бурят, в XX в. в остальных ведомствах иркутских бурят3. Некоторые роды (например, селенпшекие этнические группы) были знакомы с буддизмом еще со времен утверждения его в качестве официальной религии монголов (XVI в.). В 1712 г. на территорию Забайкалья прибыли 100 монгольских и 50 тибетских лам. бежавших из Монголии от феодальных распрей и междоусобиц. Такое количество образованных представителей буддийского культа довольно быстро оказало влияние на развитие буддизма в Бурятии.
Первоначально буддийские культовые здания представляли собой княжеские молельни-юрты и разборные сумэ (общественные молельни), которые кочевали вместе с прихожанами. Приблизительно в середине XVIII в. началось строительство стационарных дацанов. Вместе с буддизмом у бурят появилась монгольская письменность, усилилось влияние монгольской культуры в целом. До размежевания границы с Китаем (1727 г.) монгольские и тибетские ламы могли свободно перекочевывать на территорию России, заниматься проповеднической деятельностью, а потом возвращаться обратно. После установления границы стал необходим контроль над вероисповедными делами бурят. В 1728 г. С.Рагузинским была составлена "Инструкция пограничным дозорщикам", в которой говорилось о запрете перехода лам на территорию России, об ограничении контактов с Монголией и Китаем и о необходимости налаживания обучения бурятских мальчиков монгольской грамоте и буддийской вере, чтобы впоследствии именно они смогли сформировать штат буддийского духовенства в Бурятии. "Инструкция" явилась первым официальным документом царского правительства, признавшего буддизм и сделавшего шаг в формировании буддийской сангхи в Бурятии.
К 1741 г. в Забайкалье действовали, по официальным документам, 11 "капищ" и 150 лам. Основываясь на реальном количестве лам и буддийских молелен, официальные власти подготовили материалы, которые вошли в Указ императрицы Елизаветы Петровны (1741 г.). Согласно этому указу, все вероисповедные дела бурят были регламентированы и оформлены юридически. Был определен штат буддийского духовенства в Бурятии (150 штатных лам), допускалось существование 11 "ламских капищ", также предписывалось всех наличных лам привести к присяге на верноподданство России, взять с них обязательство не переходить границу и не иметь сношений с "заграничными людьми" под угрозой смертной казни. Этот указ официально признавал наличие буддийского вероисповедания в России; ламы выделялись в особое сословие и освобождались от ясака.
Главным ламой стал Наван-Пунцук из Цонгольского рода, была утверждена главная Кильгонтуйская, или Цонгольская, кумирня. Все это способствовало официальному признанию буддизма "дозволенной религией".
Устав М.М.Сперанского, генерал-губернатора Сибири, об управлении инородцами (1822 г.) упорядочил взаимоотношения бурятского общества с Российским государством, ограничив вмешательство чиновников в управление бурятами.
На основании этого Устава "ламайское духовенство" было подчинено местной полиции наравне с прочими инородцами, но была сохранена свобода богослужения по "ламайским" обрядам и обычаям, было разрешено строить "молитвенные дома" с позволения губернского начальства.
"Кочующие
инородцы", к которым относились
практически все восточные
Идея создания единой сангхи бурятского буддизма, отделенной от монгольской буддийской сангхи, осуществлялась по инициативе царского правитсл; ства, заинтересованного прежде всего в упрочении позиций 1'оссии в Забайкалье и в установлении контроля над зарубежными связями бурят. Царская администрация нуждалась также в регулярном сборе ясака со своих подданных. После присоединения Забайкалья к Российской империи административно-политическая система бурятского общества стала развиваться под воздействием русской государственности, однако в продолжение долгого времени в социальной жизни бурятам разрешалось править по собственным законам.
Важным центром забайкальского буддизма являлся Цонгольский дацан (1741 г.). первоначально "кошмовый" (передвижной); в середине XVIII в. его настоятелем становится Дамба Дорши Заяев (преемник Пунцука), который получил от царского правительства титул Главного Бандидо-хамбо-ламы всех буддистов, обитающих на южной стороне Байкала. Между дацанами в конце XVIII в. происходила борьба за первенство. В 1809 г. резиденцией верховного главы буддистов становится Гусиноозерский дацан. В первой половине XVIII в. увеличивается количество дацанов, а к концу века в Забайкалье насчитывалось уже 16 дацанов с 617 ламами, не платящими ясака. В некоторых родовых общинах к XIX в. на 100 мирян приходилось 50 лам.
4. Особенности распространения буддизма в Калмыкии
В конце XVI- начале XVII в. Буддизм начинает распространяться среди калмыков на территории России. Калмыки в ходе истории имели тесные и прямые связи с Тибетом, что наложило отпечаток на особенности их буддизма. Наиболее интенсивными эти контакты были в период существования Калмыцкого ханства.
В период правления Аюки-хана (1672-1724) усиливаются контакты Калмыцкого ханства с Тибетом. В 1718 г. Из Тибета прибыл Шукур-лама, который становится главой калмыцкого духовенства и сангхи. Калмыцкое ханство и буддийская сангха пользовались достаточной политической и экономической самостоятельностью, такая же самостоятельность была представлена калмыкам в социально-экономических вопросах.
События 1771 г. Нанесли мощный удар по буддизму и в целом по социально-политической автономии Калмыцкого ханства.
Екатерина II особым рескриптом упразднила автономию Калмыцкого ханства. С этого момента политика правительства становится более решительной, и постепенно территория Калмыкии превращается во внутреннюю провинцию России.
В конце XVIII- начале XIX в. Российское правительство проводит реформу управления калмыцким народом, в ходе которой была упразднена ханская власть. Сословные права буддийского духовенства продолжали регулироваться Уложением 1640 г. Однако вместо единого духовного лидера калмыков (представителя Далай-ламы) в каждом калмыцком улусе стали избирать собственного верховного ламу.
До 1771 г. В Калмыкии так и не сложился окончательно единый буддийский центр, и решающую роль в формировании и оформлении буддийской сангхи сыграли органы царской власти. Окончательно оформилась буддийская сангха в Калмыкии в XIX в. В результате появления юридических документов. Буддизм Калмыкии и буддизм Бурятии стал официально признанной на российской территории конфессией и попал в число так называемых терпимых вероисповеданий.
В начале XX века калмыцкие буддисты стали активнее контактировать с Бурятией и через нее с монгольским буддизмом. Это влило новые силы в развитие калмыцкого буддизма. В калмыцких хурулах появляются буддийские философские школы по типу тибетских, монгольских и бурятских, зарождается обновленческое движение, имевшее просветительный характер.
5. Буддизм в Начале XX века
XX
век принес буддизму короткий
и яркий период расцвета. Он
ознаменовался появлением
После Февральской революции 1917 г. Временное правительство "нашло возможность обратиться к насущным вероисповедным проблемам 'многоконфессионалъного Российского государства. Первым таким актом "Йилась форма присяги, в которой учитывались конфессиональные особенности военнослужащих (в том числе и буддистов). Наиболее важным было постановление Временного правительства "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений" (20 марта 1917 г.), в 'бром было провозглашено равенство в правах всех граждан России ависимо от национальности и вероисповедания; оно отменяло все аннчения и регламентации того или иного вероисповедания, венствующее положение православия. Постановление "О свободе овести" (14 июля 1917 г.) по существу дополняло и конкретизировало предыдущий документ, не внося ничего существенно нового.
Для буддийских регионов этот период явился периодом наивысшего расцвета буддизма - строительства новых хурулов и дацанов, нового всплеска в развитии обновленческого движения, второй этап которого датируется 1917-1929 гг. Строятся новые хурулы в Калмыкии (в Багацохуровском. Яндыковском, Манычском. Малодербетовском улусах и др.), многие "заштатные" хурулы обретают официальный статус, основываются молитвенные кибитки. Расцвет буддизма происходит не только у астраханских калмыков, но и у донских, уральских, оренбургских, большинство из которых считались крещеными.
Временное правительство готовило новый законопроект о положении буддизма в России вместо все еще формально действовавших правил и положений. В связи с этим была создана специальная комиссия (во главе с профессором С.Котляревекнм. заместителем министра исповеданий и комиссаром Временного правительства, в нее же входил востоковед и буддолог С.Ф.Ольденбург, который был министром народного просвещения во Временном правительстве). В комиссию были делегированы представители от буддистов, в том числе Л.Доржиев. В законопроекте уже определенно звучало стремление реформировать буддизм, в нем говорилось о выборности и коллегиальности административной системы управления сангхой. об участии в управлении не только духовенства, но и мирян; об ограничении роскоши духовенства, чрезмерных поборов и т.д.
Этот проект был одобрен III Общебурятским съездом (1917 г.), однако он не был реализован. Произошла Октябрьская революция. Территории Бурятии и Калмыкии оказались охваченными борьбой за установление советской власти и гражданской войной. Произошла интервенция японцев на Дальнем Востоке.
20-е
годы XX в. в Курятин и Калмыкии
явились недолгим "золотым веком"
буддизма в России. Были отменены
все прежние регламентации и
ограничения. началось бурное
развитие религиозной жизни.
В 30-х гг. на защиту буддийской системы образования и подготовки новых кадров духовенства пытался встать А.Доржиев, к тому времени являвшийся полномочным представителем Тибета в СССР и защищенный (на весьма недолгое время) дипломатическим иммунитетом. В течение ряда лет он неоднократно обращался в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, к Председателю Центрального исполнительного комитета М.И.Калинину с заявлениями, просьбами, ходатайствами о необходимости восстановления религиозного обучения мальчиков - будущих лам как условия существования буддизма на территории СССР. А.Доржиев обращался к М.И.Калинину с просьбой сохранить буддийские школы при дацанах и дать возможность обучать мальчиков с 7 лет по добровольному желанию их и их родителей буддийскому учению. Он также обращался в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, в местные и союзные органы советской власти с многочисленными заявлениями и просьбами относительно положения буддизма в Бурятии, Калмыкии, Ленинграде. Все эти обращения остались без ответа.