Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:55, контрольная работа
Культурологическая революция перевернула наши воззрения. Культурология утверждает, что люди ведут себя тем или иным образом потому, что родились и воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение людей определяется не физической конституцией, генетическим кодом, идеями, желаниями, надеждами или страхом, не процессом социального взаимодействия, а внешней, экстрасоматической культурной традицией. Индивиды, рожденные в тибетской языковой традиции, будут разговаривать по-тибетски, а не по-английски.
Министерство Образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство образования
Иркутский
Государственный Технический
Факультет
права, социологии и СМИ
По дисциплине: Социальная антропология.
На тему:
Культура
и её функции.
Выполнила:
студентка группы соц-03-1
Шулаева А. И.
Проверил:
доцент к.ф.н.
Оглавление:
Так уж сложилось среди ученых, что некоторые понятия, прежде всего самые общие, а потому и самые фундаментальные, выступают предметом исследования сразу нескольких дисциплин. К ним, несомненно, относятся три самых знакомых слова, с которыми мы каждый день, а нередко и несколько раз за день, встречаемся в своей повседневной жизни, а именно общество, культура и человек (личность). К примеру, экономической сферой общества занимается исключительно или преимущественно экономика, и никто другой не пытается подвергать сомнению ее законное право на монополию. То же самое можно сказать и о политической сфере общества, освещаемую политологией.
До недавнего времени культурой занимались все гуманитарные области - философия, лингвистика, антропология, искусствознание и др. Каждая выделяла собственный угол зрения или аспект культуры, полагая, что только так можно анализировать явление в целом. Одни ученые считали главным в культуре язык, другие мировоззрение и духовную жизнь человека, третьи - художественные произведения и памятники культуры, четвертые - традиции и обычаи народа, корни которых уходят в племенное прошлое человечества. Каждая наука по-своему была права, однако их размежевание в 20 веке достигло критической черты. Культуру разобрали на множество фрагментов и областей, которые плохо состыковывались друг с другом. Философы считали, что только они способны постичь сущность культуры, а представители других дисциплин, скажем социальной антропологии, возражая философам, утверждали, что такого понятия вовсе не существует: на земном шаре десятки тысяч конкретных культур и стран, а абстрактное понятие <сущность культуры> - скорее из области домыслов, нежели эмпирических фактов.
Наконец, в 1990-е годы в России специальность <культурология> официально вошла в систему высшего, а затем среднего специального и школьного образования. Появились госстандарты, которые отображали ключевые понятия новой отрасли знания, программы общих и специализированных курсов, учебники и учебные пособия, кафедры и институты. Новая сфера гуманитарного знания заявила себя как интегрирующая, т.е. Соединяющая в единое целое разрозненные знания, наука.
Хотя ныне культурология признана на всех уровнях образования и науки, дискуссии о ее предмете и месте в системе научного знания продолжаются. О предмете и месте культурологии не сложилось единого мнения. Условно в таком споре можно выделить две противоположные позиции - изоляционисткую, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход и интегративистскую, в основании которой лежит убеждение, что культурология - синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.
Что касается первой, изоляционистской точки зрения, то она заключается в редукции (сведении), а затем и подмене культурологии другой наукой, например философией культуры, искусствознанием, социологией культуры или антропологией. Многие учебники, выпущенные в 90-е годы под именем культурологии, представляют собой на самом деле книгу о мировой художественной культуре, излагающей историю искусства с первобытных времен до Средневековья и Нового времени. Но мировая художественная культура (МХК) - это самостоятельная дисциплина, а, будучи включенной, в состав культурологии, она выступают только одним из ее подразделов. Точно также подразделом является философия культуры, антропология и социология культуры. Каждая в отдельности эти науки не способны исчерпать предмет культурологии во всем его многообразии.
В
Оксфордском словаре
Лесли
Уайт дал методологическое обоснование
и определил границы культурологии. Ее
содержание он разъяснил следующим образом:
Культурология
(culturology) - ветвь антропологии, рассматривающая
культуру (институты, технологии, идеологии)
как специфический порядок
Люди, жившие в дописьменную эпоху, уже осознавали тот факт, что они отличаются друг от друга своими обычаями, речью и верованиями. Однако даже столь утонченные люди, какими были греки аристотелевского периода, не имели в своем распоряжении термина, эквивалентного нашему слову "культура". Его в научный оборот ввел Э. Тейлор - родоначальник английской антропологии. Он понимал под культурой "совокупность знаний, верований, искусств, законов, обычаев и других умений, приобретенных человеком как членом общества. Он внес окончательную ясность в понимание того факта, что культура - исключительная собственность людей".
До
того как появилась культурология
в качестве научной дисциплины, в
изучении культуры преобладали чуждые
ей подходы, а именно биологические,
психологические и
Культурологическая революция перевернула наши воззрения. Культурология утверждает, что люди ведут себя тем или иным образом потому, что родились и воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение людей определяется не физической конституцией, генетическим кодом, идеями, желаниями, надеждами или страхом, не процессом социального взаимодействия, а внешней, экстрасоматической культурной традицией. Индивиды, рожденные в тибетской языковой традиции, будут разговаривать по-тибетски, а не по-английски.
Если поведение людей задано культурой, то чем же тогда определяется сама культура? Ответ очевиден. Культуру надо рассматривать как процесс sui generis, т.е. Имеющий причиной самого себя. Иначе говоря, культурология, в отличие то других наук, изучает только такие культурные явления, которые порождены опять культурными причинами.
Атом
нельзя понять, рассматривая лишь его
компоненты. Атом - это система, которую
следует понимать в терминах ее самой.
Свойства сахара несводимы к свойствам
атомов карбона, водорода и кислорода;
молекулы функционируют как молекулярные
системы. Живую клетку нельзя рассматривать
в терминах составляющих ее молекул, а
биологический организм - в терминах клеточного
вещества. Индивиды или организмы не выявляют
свойств общества. Каждый тип системы
существует в терминах собственной структуры
и функционирования, в терминах собственных
принципов и законов. Люди и общества суть
социокультурные системы, они, как и прочие
системы, должны рассматриваться в собственных
терминах.
Изоляционистский подход грешит тем недостатком, что он сводит культурологию только и только к циклу гуманитарных знаний, напрочь игнорируя другую составную - социальное знание. Чем же они различаются?
К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведении, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки - формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное знание. Другой критерий разграничения двух родов наук учитывает тот факт, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных главным выступает как раз элиминирование от ценностей, культурных и духовных артефактов.
Социальное знание построено на эмпирических фактах, которые добываются при помощи опроса, наблюдения, анализа документов и эксперимента, затем обрабатываются статистическими методами, после чего полученные тенденции и закономерности выстраивают в цепочку формально-математических моделей. Так поступают экономисты, социологи, психологи, а в недавнее время и антропологи. Но философы и искусствоведы поступают иначе. То, что они изучают, и то, как они это делают, не поддается математической обработке. Недаром говорят, что предмет исследования у философов индивидуален и не повторим, а у социологов - социален и типичен. В гуманитарном знании на первом месте стоят ценности, а в социальном - факты. Это серьезное расхождение, и культурологии, образовавшейся на их пересечении, приходится с этим считаться.
Заявив о своей обобщающей роли, культурология вынуждена соблюдать правила игры двух столь непохожих миров - социального и гуманитарного знания. Культурология в равной мере принадлежит тому и другому, но платой за промежуточную позицию стала двойственность ее методологического основания. Если хотите, даже противоречивость позиции.
Культурология вынуждена мириться с подобным противоречием, считая его не своим недостатком, а своим достоинством. В нашей литературе сейчас все чаще высказываются в пользу интеграционистского подхода к культурологии. Его сторонники понимают культурологию как синтетическую область знаний, возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Ее фундамент заложили В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер, М.Вебер, Г. Зиммель, Р. Кронер, Э. Трельч, К. Манхейм, К. Ясперс, Т. Лессинг, Э. Гуссерль и др. Современные последователи интеграционистского взгляда против сведения культурологии исключительно к философии культуры или к истории искусства:
"Существует
мнение, что культурология - это
только теория культуры, а история
культуры соотносится с ней
как конкретная историческая
наука с теоретическим знанием,
"Культурология,
скорее, - некоторое суммарное
Интеграционистский подход, на наш взгляд, имеет определенные преимущества перед изоляционистским хотя бы уже потому, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской культурологии будет повторяться то, что давно известно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интеграционистский подход, по всей видимости, заложен и в "Государственном образовательном стандарте", где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специализации "Культурология" отнесены: теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык.
Культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если культурология несводима к антропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не входит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими методами, теоретическими и эмпирическими достижениями.
Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний)