Гламур как феномен современной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:03, реферат

Описание

Анализируется феномен гламура в проблемном поле современных гуманитарных наук. В реферате изучается происхождение гламура как феномена со¬временной культуры, осмысливаются его методологические проблемы и перспективы в современном постиндустриальном обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………...……………3
Истолкование термина «гламур»……………………………..……….………5
Происхождение термина «гламур» ……………………………..……………6
Современное значение термина «гламур»…………………………………....9
Изучение гламура………………………………………………..……..……..11
Проявления гламура…………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Реверат.docx

— 48.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный

технический университет» 

Институт КПМТО

Кафедра «Культурология» 
 
 
 
 
 

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине «Культурология»

Гламур  как феномен современной культуры 
 
 
 
 
 
 

Студент группы 1ХТб-1                                                           А.А. Брянский

Преподаватель                                                                         Н.Ю. Костюрина 
 
 
 

2011 

Содержание

Введение…………………………………………………………...……………3

Истолкование  термина «гламур»……………………………..……….………5

Происхождение термина «гламур» ……………………………..……………6

Современное значение термина «гламур»…………………………………....9

Изучение гламура………………………………………………..……..……..11

Проявления гламура…………………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………19

Список  литературы…………………………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение 

    Анализируется феномен гламура в проблемном поле современных гуманитарных наук. В реферате изучается происхождение гламура как феномена современной культуры, осмысливаются его методологические проблемы и перспективы в современном постиндустриальном обществе.

    В последнее десятилетие прошлого века, и особенно - в начале XXI века - гуманитарное знание, интегративная  природа которого изначально побуждала  исследователей к междисциплинарному диалогу, существенно расширило  границы научного осмысления мира. Рубеж XX-XXI вв. в гуманитарных науках оказался отмечен важнейшим событием: произошла «переделка» научной оптики, переключение внимания ученых на феномены культуры повседневности, изучение практик жизни «обычного» человека. Опыт человека, получаемый во время повседневной жизни, стал значимой проблемой и одной из наиболее бурно и перспективно развивающихся тем в современной культурологии. Такая «переделка» характерна не только для зарубежной культурной антропологии, в которой подобные исследования стали проводиться раньше, но и для отечественной науки.

    В англоязычной же гуманитарной науке  было зафиксировано появление нового феномена - стиля жизни, обозначаемого как «гламур». Несмотря на то, что гламур представляет собой достаточно молодой феномен в проблемном поле современных гуманитарных наук, к настоящему времени уже накоплен довольно обширный материал по этой проблеме. В современной публицистике и научной литературе публикуются статьи и интервью с размышлениями экспертов, что представляет собой гламур в современной культуре, издаются монографии

и фотоальбомы, посвященные проявлениям этого  феномена.

Однако  исследователь гламура в современной  культуре сталкивается с

3

несколькими проблемами. Во-первых, в литературе, так или иначе освещающей появление этого феномена, отсутствует четкое определение того, что подразумевается под этим термином. Предметная область применения дефиниции «гламур» еще не определена и находится в процессе становления. Во-вторых, в немалом количестве источников по этой проблеме оценочный и эмоциональный подход превалирует над научным анализом, что затрудняет их использование в научном исследовании. Наконец, при упоминании термина «гламур» и его производных авторы часто довольствуются формальными описаниями его внешних проявлений, не касаясь сущностных предпосылок возникновения гламура и его функционирования в современном постиндустриальном обществе. Таким образом, в сфере интересов исследователя феномена гламура оказывается ряд вопросов. Во-первых, это проблема истолкования термина и место гламура в проблемном поле современных гуманитарных наук. Во-вторых, это вопрос о сущностных предпосылках возникновения гламура и законах его функционирования в современном обществе, и наконец, в-третьих, возможность и оправданность применения различных методологических подходов при исследовании гламура. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 

        Истолкование  термина «гламур» 

    Ключевой  вопрос, который помогает прояснить  исследователю смысловые коннотации и область применения термина «гламур» в современной культуре, - вопрос о его происхождении и условиях его использования в европейских языках. Этимология термина «гламур» ведет историю от западноевропейского Средневековья, когда латынь выступала как первооснова для множества более молодых национальных языков. Так, в средневековой латыни предок термина «гламур» grammatica обозначал не только правописание в собственном смысле этого слова, но трактовался шире - как синоним слов «обучение, изучение». Аналогичный смысл сохранился за ним и при миграции во французский язык. В частности, этим же термином обозначали изучение магических искусств, владение алхимией, колдовством, магией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

    Происхождение термина «гламур» 

    С течением времени латинский первоисточник grammatica распался на два слова. За первым из них - grammaire - сохранилось учебно-филологическое значение, другое слово - grimoire - стало обозначать колдовскую книгу, сборник заклинаний. Впоследствии у слова grimoire (в русской транскрипции «гримуар») возникло и несколько переносных значений: «неразборчивая рукопись, неразборчивый почерк» и «бестолковщина, тарабарщина». Слово гримуар в значении «книга заклинаний» было заимствовано и в русский язык.

    В английском языке слово grammatica фиксируется в XII веке как прибывшее из французского языка. Здесь французское grammaire превратилось в среднеанглийское gramarye и, наконец, в grammar. И в этом адаптированном варианте рассматриваемый термин не только обозначал грамматику, но и сохранял более общее значение «обучения» и производного от него «изучение колдовства, оккультных наук».

    Наконец, в шотландском языке слово grammar подверглось диссимиляции и превратилось в glamour. В шотландском, как и во французском языке, из одного слова получилось два. Сохранившее английскую форму grammar обозначало грамматику, a glamour стало обозначать магию, колдовство.

    Как отмечает М. Руссо в своей статье «От "грамматики" до "гламура"», слово glamour фиксируется в таком  значении с 1720 года. Слово быстро стало  популярным и проникло из шотландского в литературный английский язык благодаря  произведениям Вальтера Скотта, где оно употребляется в поэме «Песнь последнего менестреля». Термин «гламур» в значении «магия, волшебство» используется и в английской

литературе XIX века. В это же время у слова glamour постепенно развивается новое  значение - «обаяние, очарование, привлекательность».

    6

    Новый поворот в биографии изучаемого слова происходит в 30-х 

годах XX века, когда в США значение слова glamour конкретизируется, превращаясь в «привлекательность, основанную на очаровании и красивой внешности». Отсюда же ведут свое происхождение устойчивые выражения glamour guy, glamour girl, glamour boy и прилагательное glammy. В итоге в современном английском языке слово glamour имеет несколько значений. Оно по-прежнему включает в себя изначальный смысл «волшебство, чары, чарующая сила»: to cast a glamour over значит «очаровать, околдовать». Другое его значение - «шарм, обаяние,  очарование, привлекательность». В современном английском языке употребим и глагол to glamour. Он может быть переведен как «зачаровывать, околдовывать, пленять, покорять», а также (особенно в виде устойчивого выражения glamour up) «приукрашивать, расхваливать». Однокоренной глагол to glamorize имеет значение «восхвалять, рекламировать; давать высокую оценку; приукрашивать, идеализировать».

    Как мы видим, история слова glamour не уникальна. Изменение значений слова от «колдовства» до «привлекательности» происходило  не раз. Например, русское слово обаяние  образовано по сходной модели: оно происходит от глагола «баять», что значит «говорить» в значении «произносить заклинания, колдовать». А слова «околдовать», «обворожительный» часто используются в речи, когда обсуждается, например, вопрос о женской привлекательности.

    Итак, в европейских языках термин «гламур» ведет свою этимологию от старо-шотландского «glamour», и в Средневековье он толкуется  как «колдовство», «чары». Современный  язык изменил смысловое содержание этого термина, и в сознании современного человека гламур скорее связан со стилем жизни или стандартом красоты, нежели с «магическими воздействиями».

В то же время авторитетный британский исследователь  Стивен Гандл,

7

автор фундаментальной монографии «История гламура», опубликованной в 2008 году, предлагает иной вариант происхождения термина  «гламур». Согласно Гандлу, термин glamour произошел от слова glimbr, что в переводе означает «великолепие». И действительно, великолепие (в первую очередь как внешний опознавательный знак стиля) представляет собой неотъемлемую характеристику изучаемого нами феномена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8

    Современное значение термина «гламур» 

    Термин  «гламур» в настоящее время является настолько популярным не только в  англоязычной речи, но и в русскоязычной  повседневной речи, что журнал «Русский язык в школе» в апреле 2005 года посвятил этому иноязычному слову отдельную статью «О слове гламур и его производных». Как пишет автор статьи Е. В. Михайлова, при более чем десятилетней истории употребления этого слова в русском языке, первая словарная фиксация этого заимствованного слова происходит лишь в 2005 году. Это словарная статья «гламур» в «Толковом словаре иноязычных слов» Л. П. Крысина. Однако первое употребление слова гламур, по данным автора статьи, относится еще к 1992 году. Таким образом, языку потребовалось 13 лет для того, чтобы рассматриваемое слово стало значимой частью повседневной картины мира и получило авторитетное толкование в словаре: «Гламур - англ. glamour обаяние, чары, роскошь, шик; фр. glamour обаяние, привлекательность. Внешний блеск (в одежде, украшениях, косметика и т.д.), внешняя привлекательность. Гламурный - внешне привлекательный, шикарный».

    Как констатирует Е. В. Михайлова, рассматриваемому слову и его производным в русском языке свойственна размытость определений, нечеткость, «двойственность значений». При анализе контекстов словоупотребления возникает три семы, проясняющие значение этого слова:

    • Шик, шарм, блеск;

    • Соответствие требованиям моды и престижности;

    • Лакировка, приукрашивание действительности, конъюнктурность.

    Таким образом, гламур в современном русскоязычном употреблении неразрывно связывается с клиповым мышлением, нерасчлененностью на визуальный и вербальный ряд. Показательно, что значение слова гламур в

10

русском языке приобретает оценочную роль, и на первый план в толковании выходят не «очарование» и «шарм», а «поддельность», «искусственность», подчеркивается симулятивная природа гламура. Как пишет Е. В. Михайлова, «в эволюции значения корня гламур- в какой-то степени проявляется русская ментальность: гламур, который должен был бы толковаться как роскошь, блеск, очарование и элегантность, ассоциироваться с богатством и успехом, приобрел в русском языке негативную окраску и стал означать излишнюю красивость, фальшь и конъюнктурность».

Как мы видим, лишь спустя полтора десятка  лет после первого факта употребления слова «гламур», это явление было осознано как требующее словарной фиксации и определения с точки зрения языкознания. В настоящее время гламур, понимаемый нами как чрезвычайно противоречивый, но целостный феномен, является весьма актуальной темой в современных, гуманитарных науках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    10

    Изучение  гламура 

    В проблемном поле современной гуманитаристики  изучение гламура представлено с  различных методологических позиций. В частности, гламур изучается на основе базовой категории стиля  жизни, которая понимается как одна из наиболее важных, константных характеристик  жизни современного человека. Категория стиля, использовавшаяся ранее только как исторически ориентированная и отсылающая к определенному времени в истории искусства, распространяет свое влияние и на жизнь современного человека.

    В последней трети XX века появляются исследования, в которых ведущим инструментом научного анализа становится именно эта фундаментальная категория. Дефиниция «стиль» в современных гуманитарных исследованиях применяется не только при описании памятников искусства, но и в тех случаях, когда анализируются мотивации и поведение человека. Подобное расширительное толкование категории стиля, таким образом, увеличивает предметную область применения термина. Использование дефиниции «стиль» становится закономерным и при описании памятников искусства различных исторических периодов, и при анализе практик повседневности современного человека. Так современные науки о человеке модулируют от искусствоведческой проблематики в предметную область культурологии, а более точно - культурной антропологии. Например, с подобным культурологическим, а не чисто искусствоведческим толкованием категории стиля мы сталкиваемся в работе Д. Хебдиджа о субкультурах и значении стиля, созданной в конце 70-х гг. XX века.

Информация о работе Гламур как феномен современной культуры