Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:20, контрольная работа
В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы
Введение........................................................................................................
1. Зарождение городской культуры. Её суть………………………….....
2. Городская литература……………………………………………………..
3. Творчество жонглеров и зарождение театрального искусства……
4. Задание……………………………………………………………………...
Заключение...................................................................................................
Список используемой литературы………………………………………....
С XIII в. широкое распространение получает особый жанр драмы в стихах - моралите - аллегорической пьесы, имеющей нравоучительный характер. Персонажи пьесы-моралите олицетворяли христианские добродетели и пороки. К XV в. пьесы-моралите претерпели большие изменения. Хотя сюжет их оставался основанным на христианских темах, они стали аллегорическими драмами, исполняемыми профессиональными актерами. Прямолинейность и назидательность морали сохранились, но усиление комического элемента, введение в представление музыки создавало форму народной драмы.
Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры.
Даже литургическая драма, т.е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которые разыгрывали в помещении церкви ее слушатели, по мере развития городов, становится все более светской. Примерно с середины XII в. театральные действия разыгрывались уже не на латинском, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни.
В это
же время развивается театральное искусство
и в Англии. Одновременно здесь начинает
развиваться и драматический жанр - моралите,
назидательная аллегорическая драма,
главное в которой было изображение борьбы
доброго и злого начал за душу человека.
В ней участвовали персонажи, олицетворяющие
человеческие чувства и качества - Любовь,
Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние,
Скупость, Лесть и др.
Çàäàíèå.
Æàíðû ñðåäíåâåêîâîé
ëèòåðàòóðû.
Äëÿ ñðåäíåâåêîâîé ëèòåðàòóðû õàðàêòåðíî ìíîãîîáðàçèå æàíðîâ - ýòî è ãåðîè÷åñêèé ýïîñ, è ðûöàðñêàÿ ëèòåðàòóðà, è ñîëíå÷íàÿ ïîýçèÿ òðóáàäóðîâ è ìèííåçèíãåðîâ, è áàñíè è ïîýçèÿ âàãàíòîâ.
Âàæíåéøåé ñîñòàâíîé ÷àñòüþ ôîðìèðóþùåéñÿ ïèñüìåííîé êóëüòóðû ñòàë ãåðîè÷åñêèé ýïîñ, çàïèñàííûé â XII - XII ââ.  ãåðîè÷åñêîì ýïîñå Çàïàäíîé Åâðîïû ñóùåñòâóþò äâå ðàçíîâèäíîñòè: èñòîðè÷åñêèé ýïîñ, è ôàíòàñòè÷åñêèé ýïîñ, áîëåå áëèçêèé ê ôîëüêëîðó. Ýïè÷åñêèå ïðîèçâåäåíèÿ XII âåêà ïîëó÷èëè íàçâàíèå «поэмы о деяниях». Вначале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами жонглерами. Знаменитая «песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», в которых главными являются патриотические мотивы и чисто «Рыцарский дух».
В рамках рыцарской культуры в XII веке появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин «роман» первоначально означал только стихотворный текст на живописном романском языке в отличие от латыни, а затем он стал использоваться для названия определенного жанра. Первые рыцарские романы появились в культурной англо - норманнской среде в 1066г. Зачинателем легенд о подвигах короля Артура, о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его - Ланселот и Персеваль, Пальмерин - воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов, особенно бретонского цикла были поиски святого Грааля - чаша, в которую по преданию была собрана кровь распятого Христа. Бретонский цикл романов входит и «прекрасная повесть о Тристане и Изольде».
Крупнейшими представителями жанра XI века был французский проект Крестьен де Труа. Он даже предсказывал легенды Артурского цикла и воплощал их в своих «романах и стихах». Произведения Крестьен де Труа «Эрек и Энида», Ивейн, или Рыцарь Льва», «Ласелот, или Рыцарь телеги» и др. относятся к лучшим образцам куртуазной западноевропейской литературы.
Солнечный французский прованс стал родиной поэзии трубадуров, возникший при дворах феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ дамы. Среди трубадуров преобладали рыцари среднего достатка, но встречались и представители феодальной знати, и выходцы из плебейской среды. Основными чертами поэзии были элитарность и камерность, причем любовь к прекрасной даме выступала в виде своеобразной религии или культурного действия. Альба -- поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания; пастурель -- лирическая песнь о встрече рыцаря с пастушкой; кансона - наиболее сложное по строению поэтическое произведение, соединяющее разные стихотворные размеры, сирвента - стихотворение на моральную и политическую тему, и тенсона - стихотворные диспуты.
6)http://www.ref.by/refs/41/
ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
С XII в. в Западной Европе
наблюдается активный рост средневекового
города, на базе которого формируется
своя идеология, свое представление о
человеке, о смысле жизни. Население города
было пестрым: здесь селились не только
ремесленники и торговцы, но и духовные
лица, рыцари, школяры, бывшие крестьяне,
обездоленная беднота. Вбирая людей разных
сословий, профессий, психологических
складов, город приобщал их к иному стилю
жизни. Человек города был более свободен,
и многое зависело от его личной инициативы,
предприимчивости, находчивости. Город
был и местом вопиющих контрастов; здесь
рядом находились святая церковь и шумный
рынок, особняк богача и хижина поденщика,
храм науки и кабак.
В городе был особый
темп жизни, здесь формировался новый
тип человека. Излюбленные занятия дворян
-- война, турниры, празднества -- вызывали
осуждение у горожан, и они шутили: "Когда
Адам копал землю, а Ева пряла, кто был
дворянином?" Человек города умел ценить
производительный труд. Мерой личности
становился не ратный подвиг, а творение
рук мастера.
Городская литература,
достигшая высокого расцвета а XIII-- XIV вв„
имела свое неповторимое лицо. Если сравнить
эту литературу с литературой рыцарской,
то все здесь по-иному. Материалом городской
литературы был не идеальный, далекий
от реальности мир рыцарства, а повседневный
быт, обычно неприкрашенно-грубый. Героем
этой литературы были не безупречный рыцарь
и его прекрасная дама, а купец, школяр,
ремесленник, клирик, вор, бродяга. Рыцарь
был озабочен обретением духовных ценностей,
горожанин -- материального достатка. Бороться
горожанину приходилось не с великанами
и чудовищами, а с понятными всем житейскими
невзгодами. И одерживал новый человек
победу, полагаясь не на силу и мужество,
а на хитрость, сметливость, предприимчивость.
Городская литература ярко отражает разногласие
средневекового города: в ней сосуществуют
рассудительность; и дурачество, резкий
смех и суровое назидание. Многоцветие
тонов средневековой городской литературы
находит отражение в многообразии ее жанровой
палитры.
Интересно отметить,
что в городской литературе, столь открыто
обращенной к реальным ценностям мира,
очень большое значение имел язык аллегории.
Традиции аллегорической поэзии уходят
к истокам средневековой литературы и
связаны с именем христианского поэта
Аврелия Пруденция (348 -- после 405 гг.). В
поэме "Психомахия", завоевавшей
большую популярность в средневековье,
Пруденций изображал борьбу за душу человека
в отвлеченных аллегорических фигурах
Добродетелей и Пороков. В период Зрело¬го
средневековья популярными стали диалогические
аллегории -- эклога и дебат, в которых
вступали в спор противоположные силы:
душа и тело, ангел и дьявол и т. д. Были
созданы и объемные алле¬горические поэмы. Таков
французский "Роман о Розе". Неповторима
эта книга уже тем, что рождена она двумя
авторами разной художественной ориентации:
в 30-е гг. XIII в. ее начал поэт Гильом де Лоррис,
связанный с культурой рыцарства, спустя
сорок лет завершил роман горожанин Жан
Клопинель (или Жан де Мен). В той части
книги, что была написана Гильомом де Лоррисом,
представлена концепция высокой любви.
Здесь рассказывается о том, как юный поэт,
впавший в чудесный сон, видит в источнике
любви образ прекрасной Розы. Раненный
стрелой Амура, поэт отныне призван служить
Розе. Но на пути к ней множество преград.
Помогает влюбленному Дружба, Искренность,
Приветливость, а враги его -- Злосчастие,
Стыд, Страх, Отказ. Роза оставалась для
поэта недостижимой мечтой, и служение
ей составляло смысл его жизни.
Жан де Мен заметно
снижает высокую поэтику повествования.
Амур поэта-горожанина не признает платонической
любви. Этот бог не признает и целомудрия,
заявляя, что в аду окажутся те, кто не
служил Любви и Природе. Теперь Стыдливость,
Страх позорно обращаются в бегство. Культ
служения заменяется культом обладания;
в финале влюбленный срывает Розу. Характерно,
что Жан де Мен смело пересматривает сословные
взгляды на человека: благородство определяется
не происхождением, а добрыми поступками:
"Все благородство -- в поведении, а знатное
происхождение не стоит ровно ничего".
Высшие законы дает Природа, она справедлива,
щедра, добра к человеку. Следовать велениям
Природы -- значит правильно жить. "Все
от природы благородны, и все по ес¬теству
свободны и разумом наделены".
Другая очень популярная
аллегорическая поэма создана английским
поэтом Вильямом Ленглендом (1332--ок. 1400
гг.) Крестьянский сын, а затем лондонский
бедняк, Вильям Ленгленд хорошо знал суровую
изнанку жизни и в своей поэме "Видение
о Петре Пахаре" ярко отразил чаяния
простых людей о лучшем мироустройстве.
В поэме, состоящей из 11 видений, рассказывается
о том, как люди самых разных званий и сословий
хотели найти Правду. Но дорогу к ней никто
не знает. И лишь труженик-крестьянин Петр
Пахарь способен эту дорогу указать. А
путь к Правде очень прост -- нужно трудиться,
и если все будут следовать этому правилу,
наступит великое Царство Правды. Героями
поэмы Ленгленда являются отвлеченные
понятия, воплощенные в аллегорических
фигурах Любви, Мудрости, Совести, Гнева,
Чревоугодия... Иноска¬зательный язык аллегорической
литературы был наполнен для средневекового
человека конкретным жизненным содержанием:
за единичным открывалось высшее и вечное.
Поэму Ленгленда любили читать и слушать,
и она дошла до нашего времени более чем
в 50 списках. Возникли и переделки, и подражания,
среди них выделяются два анонимных произведения:
"Символ веры Петра Пахаря" (ок. 1394
г.) и "Жалобы Петра Пахаря" (конец
XIV в.).
В период Зрелого средневековья
высокого расцвета достигла городская
лирика. Поэты-горожане объединялись в
корпорации наподобие ремесленных цехов:
здесь был свой устав, свой председатель,
свои правила проведения состязаний. При
цехах существовали школы, где учили сочинять
стихи и исполнять их под музыку. В Германии
цеховые объединения поэтов назывались
мейстерзингеры (мастер песни). Старейшей
немецкой школой поэтов была Майнская
(XII--ХIV вв.). Еще раньше, в XII в., подобная
школа возникла во Франции. Местом ее образования
был Пюи-Нотр-Дам. Отсюда и название всех
других школ -- "пюи". Поэты-горожане
опирались на опыт рыцарской лирики, однако
очень скоро обнаружилась их собственная
самобытность; сказалось это в интерпретации
уже известных тем, и в разработке специфических
жанровых форм: рондо, вирелэ, сказ, баллада,
жалоба, завещание.
Одним из самых крупных
поэтов-горожан был парижанин Рютбёф (вторая
половина XIII в.). Разносторонний писатель,
он сочинял аллегорические поэмы, религиозные
драмы, жития святых. В лирике Рютбёфа
много личного, о чем говорят уже названия
его стихотворений: "Женитьба Рютбёфа'',
"Бедность Рютбёфа'', "Болезнь Рютбёфа".
Поэт, однако, не всматривается в свой
внутренний мир: все его внимание сосредоточено
на внешних событиях жизни, невзгодах
и трудностях, которые, очевидно, были
его постоянными спутниками. Взгляд на
жизнь Рютбёфа трезвый и горь¬кий; он решительный противник
идеальных чувств; тема любви от¬сутствует
в его лирике.
Совершенно своеобразное
место в литературе XII--ХШ вв. за¬нимает лирика вагантов
("бродячие люди"). Основную массу
вагантов составляли школяры или лица,
получившие духовное образова¬ние, но нигде не служившие,
а часто и не имевшие постоянного места
жительства. Ваганты писали стихи на латыни,
их отечеством была Европа, так что встретить
их можно было на дорогах Германии, Фракции,
Англии, Италии. И стиль жизни вагантов,
и их поэтическое слово были дерзким вызовом
строго регламентирован¬ному порядку средневекового
мира, где за каждым человеком было закреплено
определенное место, дело, социальная
функция.
Вагантам до всего
было дело. Они осмеивали средневековую
школу, церковь, поряди в государстве,
нравы и пороки своих современников. Известный
поэт-вагант Вальтер Шатильонский (ок.
1135--1200гг.) свое стихотворение "Обличение
Рима" начинал словами: "Обличать
намерен я лжи породу волчью". Пародировали
ваганты библейские тексты. Сочиняли вариации
на известные литературные сюжеты.
Особое место занимали
в лирике вагантов темы вина и любви. Но
идею служения даме ваганты не признавали.
Их героиней обычно была молоденькая девушка,
и воспевали поэты радость чувственной
любви, радость обладания. Замечено, что
в лирике вагантов часто говорится не
о том, что они пережили, а о том, что им
хотелось бы пережить. Традиции, на которые
опирались ваган¬ты, восходили к любовной
лирике Овидия и народным весенним песням,
не лишенным эротических мотивов.
Век поэзии вагантов
был недолгим. Уже в XIII в. а их среде появилось
много эпигонов, а к XIV в. эта лирика себя
исчерпывает.
Самым популярным видом
городской литературы было небольшое
по объему стихотворное (реже прозаическое)
повествовательное произведение комического,
поучительного содержания с острой неожиданной
концовкой. Во французской литературе
подобные произведения назывались фаблио
(история, рассказ), в немецкой -- шванк
(шутка, выходка), в итальянской -- новеллино
(новость). Художественная база средневековой
новеллистики богата и многообразна: народный
сельский и городской фольклор, анекдоты,
притчи, христианские легенды, примеры,
басни, рыцарские романы. Герои этой литературы
не характеры -- это типы, носители суммы
общих качеств, присущих лицу определенного
общественного статуса, сословия, профессии.
Поэтому герой и не нуждался в имени, это
был просто купец, школяр, клирик, рыцарь,
муж, девица, старик... при этом каждый должен
исполнять в обществе свою роль, придерживаться
определенного этикета. Ситуация же сводилась
к тому, что герой отклонялся от предписанной
ему нормы поведения (монах -- грешит, школяр
-- не учится, жена -- нарушает супружескую
верность). Средневековая новеллистика
на¬ходила
у человека множество пороков: вожделение,
гордость, сластолюбие, зависть, трусость,
чревоугодие... Беспощадно осмеивала эта
литература людей бестолковых, неумелых,
ленивых, безынициативных, простофиль.
Ловкий, находчивый, плутоватый герой
всегда одерживал победу, жестоко потешаясь
и издеваясь над проигравшими.