Христианство в истории русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:01, реферат

Описание

Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г.
В середине X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем развития ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Упрочению новой общественной системы, а вместе с тем и централизованной великокняжеской власти не мог способствовать родоплеменной политеизм, он утратил способность быть социальным интегратором и регулятором. Все древнеславянские боги скроены по племенным масштабам. Поэтому боги одних племен не имели никакого значения для других племен. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Русь нуждалась в религии с единым, лишенным этнических различий Богом, свободным от родоплеменных традиций. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог.

Содержание

Введение 3
1. Введение христианства на Руси 4
1.1. Зарождение христианства на Руси 4
1.2. Принятие христианства на Руси 6
2. Церковь в русской истории 10
3. Христианство и русское искусство 17
3.1. Культовая архитектура 17
3.2.Монументальная живопись 19
Заключение 24
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по культурологии 

Тема: Христианство в истории  русской культуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение 3

1. Введение  христианства на Руси 4

      1.1. Зарождение христианства на Руси 4

      1.2. Принятие христианства на Руси 6

2. Церковь  в русской истории 10

3. Христианство  и русское искусство 17

      3.1. Культовая архитектура 17

      3.2.Монументальная  живопись 19

Заключение 24

Список  литературы 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г.

      В середине X в. Киевская Русь была сильным  феодальным государством с высоким  уровнем развития ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Упрочению новой общественной системы, а вместе с тем и централизованной великокняжеской власти не мог способствовать родоплеменной политеизм, он утратил способность быть социальным интегратором и регулятором. Все древнеславянские боги скроены по племенным масштабам. Поэтому боги одних племен не имели никакого значения для других племен. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Русь нуждалась в религии с единым, лишенным этнических различий Богом, свободным от родоплеменных традиций. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог.

      Необходимость новой религии диктовалась и рядом международных причин. Русь поддерживала постоянные контакты с Византией, Западной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочения подобных контактов нужна была и общая идейная платформа: ведь русичи считались «варварами». Введение новой религии соответствовало потребностям общественного прогресса.

      Немаловажной  является роль Киевского князя Владимира I Святославича (ум. 1015). Он был выдающимся реформатором: провел административную, религиозную, фискальную, военную и другие реформы. При принятии христианства он проявил понимание исторической необходимости, волю для осуществления нелегкой задачи, твердость в преодолении сопротивления [7].  
 
 

1. Введение христианства  на Руси 

      1.1. Зарождение христианства  на Руси  

      История христианства на Руси начинается с предания, глубоко укоренившегося в народной памяти, - сказания о путешествии на Русь св. апостола Андрея Первозванного одного из двенадцати апостолов, брата апостола Петра. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы «Х» (Андреевский крест). Уже в «Повести временных лет» рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду, и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться русскому обычаю, хлестать себя в бане вениками). В последствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности.

      Первые  сведения о христианстве у русов  относятся к 860-870 гг., но к середине Х века уже ощущается постепенное  утверждение христианства в государственной  системе. Если при заключении договора с греками в 911 г. русские послы клянутся только языческим Перуном, то договор 944 года скрепляется двоякой клятвой, как Перуну, так и христианскому богу. Христианство представляло в то время значительную политическую и культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. Для Руси наибольшее значение имела христианизация Болгарии (864 г.) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX в.). К середине Х в. в Болгарии создалась уже значительная религиозная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь. Князь Игорь был язычником, но среди боярства, его послов к императорам Византии была уже какая-то часть христиан. Вдова Игоря, княгиня Ольга в 955 году приняла христианство, совершив путешествие в Царьград.

      Во  времена правления Ольги христианство стало занимать видное положение, и с ней уже были обязаны считаться язычники. Оно представляло собой альтернативу устаревшему язычеству, способную объединить и сплотить русский народ. Однако для обращения большинства русичей в христианство нужна была сильная рука, рука, имевшая большую власть и способная силой заставить креститься русский люд. Именно таким человеком, такой сильной личностью, приведшей Русь к христианству, стал Великий Князь Киевский Владимир, прозванный Равноапостольным [9].

      Великая заслуга св. Ольги в том, что, занимаясь воспитанием своих внуков, она первая посеяла семена веры Христовой в сердце будущего крестителя Руси св. князя Владимира. И именно эти наставления и ее святая жизнь одна из главных причин, побудивших св. князя обратиться ко Христу. 

      1.2. Принятие христианства на Руси 
 

      К середине Х века Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем развития духовной и материальной культуры, ремесла и торговли, военного дела и т.д. В это время продолжалось постепенное формирование русской государственности. С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей «внутри» Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения только начавшего складываться молодого феодального государства.

      Став  Великим князем, Владимир значительно  расширил и упрочил Русь как государство всех восточных славян. К его княжению относится окончательное подчинение русскому князю племен, живших на восток от великого водного пути. В 981 и 982 гг. были предприняты им походы на вятичей, которые были побеждены и обложены данью, какую прежде платили Святославу. Та же участь постигла и радимичей в 986 г. Первый поход Владимира на болгар состоялся в 987 г. В летописи под 994 и 997 гг. также упоминаются удачные походы на волжских болгар, а в 1006 г. с ними был заключен торговый договор, по которому им было позволено торговать по Оке и Волге.

      Физическое  и географическое объединение восточных  славян вызвало более тесное межплеменное взаимодействие, а также перемешивание  различных культурных, материальных и религиозных ценностей. Все древнеславянские верования были связаны с родоплеменными богами. Боги одних племен не имели никакого значения для других племен. В связи с этим естественно возникали трения между различными племенами, вызванные различными ценностными воззрениями. Таким образом, вставала объективная необходимость также и религиозного объединения народов Киевской Руси. Нужна была объединяющая идея для всех племен и народностей — идея единого Бога [10].

      Киевский князь Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, поднять древние народные верования до уровня государственной религии: «по рассказу летописи, он в 980 г. собрал на одном из холмов Киева целый сонм кумиров различных богов (Перуна, Велеса, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Мокоши) и велел молиться им и приносить жертвы…. Владимир пытался сделать из них как бы официальных богов своего княжества» [9].

      Но  попытка превращения язычества  в государственную религию с  культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога. Язычество к моменту образования сильного централизованного и сплоченного Киевского государства уже изжило себя, и нужна была совершенно другая религия, способная придать княжеству идеологическое единство, объединить людей в служении единому богу.

      Именно  такая религия как Христианство наиболее подходила для решения  задачи становления религиозного единства государства, а также соответствовала  формировавшимся феодальным отношениям.

      Необходимость новой религии диктовалась и рядом международных причин. Русь поддерживала постоянные контакты с Византией, Западной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочения подобных контактов нужна была и общая идейная платформа: ведь русичи считались «варварами». Введение новой религии соответствовало потребностям общественного прогресса, благоприятствовало развитию контактов с цивилизованным миром, благоприятствовало торговле, заключению военных союзов и т. д. [7]

      К этому надо добавить, что гуманное Христианство легко сливалось с внутренним, духовным содержанием русского человека.

      По  преданию, принятию христианства предшествовало так называемое «испытание вер». В «Повести временных лет» имеется рассказ о «выборе веры». Согласно летописи, представители различных религий предлагали Владимиру свои вероучения: волжские болгары - ислам, хазары - иудаизм, папский легат - католицизм, греческий философ - православие.  

      Князь Владимир обстоятельно выслушал изложение основ разных религий от их последователей и направил своих послов в те страны, где эти религии процветали. Возвратившись, послы сообщили князю следующее: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса: сделав поклон, сидят и глядят туда и сюда, как бешенные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их религиозную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы, ибо на земле такого зрелища и красоты такой не видели и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Так, по преданию, предпочтение   было   отдано   православию, византийской разновидности христианства, т.е. Русь выбрала христианство. 

      На  первый взгляд, поверхностно, лишь по внешней торжественности богослужений. Но за этим кроется основа славянского мировоззрения Руси – радостное отношение к жизни, любование природой и стремление жить в гармонии с природой и Богом [3].

      После сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь решился принять православие. Но при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии. Поэтому Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам (Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять христианство. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи.

      В 988 г. Владимир крестился сам, крестил  своих детей, бояр и под страхом  наказания заставил креститься киевлян  и всех русских вообще. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии.

      Особенность крещения Руси в том, что проводилось  оно «сверху», зачастую насильственными методами. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах.

      При крещении большое сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов - волхвы, кудесники).

      Новгородцы  взбунтовались против присланного  в город епископа Иоакима в 991 году. Для покорения новгородцев  потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и  Путятой. В Новгороде тот же Добрыня, который учреждал там культ Перуна, теперь крестил новгородцев: «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем», т.е. не так все было легко и просто.

      Капища  древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. Идолов рубили и жгли, а киевского  Перуна скинули в Днепр и проводили, отталкивая от берега, до самых порогов. На месте киевского капища была построена церковь святого Василия, именем которого был крещен Владимир [2].

Информация о работе Христианство в истории русской культуры