Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа
Цель работы – исследовать специфику развития искусства древнего Египта, воспроизвести особенности его основных направлений. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
– проследить историю развития искусства Египта в древности;
– четко выделить главные этапы в развитии культуры, являвшиеся наиболее важными в истории этой страны;
– выявить роль религии и мифологии в культуре древнего Египта, а также их влияние на развитие искусства;
– изучить развитие главных направлений искусства: архитектура, живопись, скульптура;
– обозначить значение и влияние древнеегипетского искусства на мировую культуру.
Введение
Более
десяти тысяч лет назад, когда
климат в прилегающих к Нилу степях
и саваннах был более влажным,
здесь обитали кочевые племена
охотников, избегавших селиться в болотистой
и нездоровой долине Нила. Однако постепенное
иссушение климата превращало саванны
и степи в бесплодную пустыню,
что заставило первобытных
Свою страну древние египтяне называли «Кемет», что означает «Черная», ибо темный цвет плодородной почвы связывался у них с представлением о вечном возрождении жизни. В дальнейшем за страной закрепилось греческое название «Айгюптос», вероятно произошедшее от видоизмененного наименования «Хикупта» («Крепость духа Пта»), соответствовавшего городу Мен-Нефер (Белая стена), известному как Мемфис, расположенному неподалеку от современного Каира.
Одной
из характернейших черт Древнего Египта
является его относительная
На этом огромном протяжении времени можно проследить историю возникновения и развития искусства Древнего Египта. Уже благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет большой интерес, так как можно выяснить пути сложения и развития искусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменений, которые происходили в жизни египетского рабовладельческого общества.
Египетское
искусство интересно и важно
своими прекрасными памятниками
непреходящего, большого художественного
значения и тем, что многое было создано
египетским народом в истории
человечества впервые. Египет первый в
мире дал монументальную каменную архитектуру,
замечательный своей
Памятники
древнеегипетского искусства на
протяжении всей его истории имели
в подавляющем большинстве
Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура. Все остальные виды искусства подчинялись ей, зависели от нее. Иными словами, египетское искусство всегда было комплексным, и это его основная и наиболее характерная черта.
Актуальность. Древний Египет – “дар Нила” и страна пирамид – государство не просто уникальное, а великое и могущественное не только незыблемостью, непоколебимостью в своей верховной власти, но еще больше тем огромным воздействием культуры, которое мы испытываем сегодня, через пять тысячелетий после ее создания. Изучение искусства Древнего Египта представляет большой интерес, так как многое было создано египетским народом в истории человечества впервые; мы можем выяснить пути сложения и развития искусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменений, которые происходили в жизни египетского рабовладельческого общества; школу египтян прошли греческие мастера, а все мы – ученики греков.
Степень изученности. Истории зарождения, становления и развития искусства древнего Египта посвящено множество работ отражающих специфику, характерные черты искусства данного региона. Характер и содержание работ довольно разнообразен и многогранен. Это и монографические издания, статьи, справочные издания, словари, хрестоматии. При написании данной курсовой работы были использованы следующие работы:
1) Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. Автор рассказывает о религиозных воззрениях и общих стилевых закономерностях искусства Древнего Египта.
2) Целлар К. Архитектура страны фараонов. Жилище живых, усопших и богов. В труде венгерского исследователя хорошо описаны способы и методы, применяемые в строительстве. Книга богато иллюстрирована цветными и тоновыми иллюстрациями.
3) Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. Автором были использованы многочисленные труды как отечественных, так и зарубежных исследователей. В частности автор акцентирует внимание на амарнском периоде (переворот Эхнатона).
4) Тураев Б.А. Древний Египет. Автором подробно описывается искусство Древнего Египта на протяжении многих веков. В состав работы входит также глава, посвященная раннехристианскому Египту.
5)
Афанасьева В., Луконин В., Померанцева
Н. Малая история искусств: Искусство
древнего Востока. Процессы
В качестве источников для данной работы были использованы энциклопедические и справочные материалы по искусству таких авторов как Радугин А.А и Петкова С.М.
Цель работы – исследовать специфику развития искусства древнего Египта, воспроизвести особенности его основных направлений. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
– проследить историю развития искусства Египта в древности;
– четко выделить главные этапы в развитии культуры, являвшиеся наиболее важными в истории этой страны;
– выявить роль религии и мифологии в культуре древнего Египта, а также их влияние на развитие искусства;
– изучить развитие главных направлений искусства: архитектура, живопись, скульптура;
– обозначить значение и
Поставленные цели и задачи обусловили структуру данной работы. Курсовая работа представлена в нескольких частях: введение, основная часть и заключение, включает список использованной литературы и приложения.
Основная часть включает два раздела. Первый раздел посвящен исследованию истории развития искусства в древнем Египте. Также в этой части работы отражается влияние древнеегипетской мифологии на развитие культуры. Второй раздел освещает главные ориентиры древнеегипетского искусства – архитектура, уделяется особое внимание пирамиде как символу египетской культуры; живопись; скульптура.
Работа изложена на 41 странице, включает 4 приложения, для написания работы было использовано 13 научных источников.
1
Основные этапы
становления искусства
и мировоззрения
древних египтян
Историю Древнего Египта, равно как и историю его искусства принято делить на несколько больших периодов. Современная египтология выделяет следующие этапы:
– додинастический период (4 – 3 тыс. до н.э.)
– раннее царство (3 тыс. до н.э. – 30-28 века до н.э.)
– древнее царство (28 – 23 века до н.э.)
– первый переходный период (23 – 21 века до н.э.)
– среднее царство (21 – 18 века до н.э.)
– второй переходный период (18 – 16 века до н.э.)
– новое царство (16 – 11 века до н.э.)
– третий переходный период (10 – 9 века до н.э.)
– поздний период или позднее царство (11 – 4 века до н.э.)
Периодизация
наиболее полно отражает этапы становления,
утверждения, расцвета и упадка искусства
древнего Египта.[1, с. 32].
1.1
Характеристика искусства
в ее историческом развитии
Додинастический период (4 – 3 тыс. до н.э.). Территория Египта была заселена человеком сотни тысяч лет тому назад хамитскими и родственными им племенами. К одной из них относится так называемая герзейская культура эпохи энеолита (4-е тыс. до н. э.). Названа по могильнику Герзе (Нижний Египет). Памятники культуры представлены поселениями и могильниками. Население занималось поливным земледелием, скотоводством. На этой территории уже в 5-4 тыс. до н. э. началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов – крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин.
В этот период в древнеегипетском искусстве так же, как и во многих культурах первобытного общества на стадии его разложения, очень значительной была роль прикладного искусства.
Одним
из древнейших производств Египта,
появившимся еще в конце 5-го тысячелетия
до н. э., было гончарное дело. Происходит
совершенствование орнамента
Важное
место в изображении в этот
период занимает образ человека. Устанавливаются
и надолго фиксируются правила
изображения в скульптуре и живописи.
Человек старается
Раннее царство (3 тыс. до н.э. – 30-28 века до н.э.). Время раннего царства охватывает период правления фараонов I и II династий, когда начало существовать в Египте первое государство, представлявшее собой ещё весьма непрочное объединение всех его областей.
Почти
весь период Раннего царства проходит
под знаком борьбы Верхнего и Нижнего
Египта, завершившейся победой
Египет Раннего царства находился на уровне медно-каменного века (найденные в погребениях металлические орудия соседствуют с каменными и деревянными), а керамика изготавливалась еще без применения гончарного круга.
Искусство
этого периода вступило в период
своего становления, закрепления образных
и изобразительных норм и средств,
которые появились ещё в
Строились дворцы для фараонов. Помимо дворцов возводились храмы многочисленным богам, которым поклонялись египтяне. Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строжайших канонов. Во всех скульптурных изображениях - фараонов, слуг или зверей, господствует основной принцип воплощения образов при помощи обобщённых объёмов и лаконичных силуэтов.
Древнее царство (28 - 23 вв. до н. э.). Время правления с III по VIII династий фараонов. Период Древнего царства - это время окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и др.), прорыты новые оросительные каналы, снаряжались морские экспедиции в Финикию и на остров Крит, совершались неоднократные походы на Синайский полуостров, богатый медью, в Палестину и в Нубию, изобиловавшую золотом и слоновой костью. Изо всех этих стран, кроме природных богатств пригонялись пленники, которых превращали в рабов.
Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны и верховных собственников всех земель. Власть фараона постепенно усиливалась. Он был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён, его считали сыном солнца, которое почиталось как бог живых царей. Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны.
С усилением культа обожествления царя получил дальнейшее развитие заупокойный культ. В стремлении утвердить идею вечности загробной жизни, противопоставить её зыбкости и непостоянству жизни земной фараоны в течение всей жизни готовили себе вечное пристанище - гробницу, которая должна была своими размерами, преобладанием над всеми остальными строениями, служить их обожествлению и после смерти. Выражением этого было строительство в этот период пирамид – гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура).