Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа
Цель работы – исследовать специфику развития искусства древнего Египта, воспроизвести особенности его основных направлений. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
– проследить историю развития искусства Египта в древности;
– четко выделить главные этапы в развитии культуры, являвшиеся наиболее важными в истории этой страны;
– выявить роль религии и мифологии в культуре древнего Египта, а также их влияние на развитие искусства;
– изучить развитие главных направлений искусства: архитектура, живопись, скульптура;
– обозначить значение и влияние древнеегипетского искусства на мировую культуру.
Однако вскоре это стилистическое единство было нарушено позднейшими добавлениями и перестройками. Многочисленные залы, молельни, обелиски заполнили двор; в итоге нараставшего стремления к большей пышности стройный зал Инени был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны был пристроен особый большой зал с четырьмя рядами колонн.
Вторым
крупным этапом в истории строительства
Карнака явились работы, произведенные
здесь при Аменхотепе III, когда
перед храмом зодчим Аменхотепом, сыном
Хапу, был построен огромный пилон
и все святилище было обнесено
массивной стеной. В результате получился
как бы новый храм небывалых еще
в Фивах масштабов. Одновременно
изменился и облик других святилищ
Карнака, из которых особенно примечательно
было новое здание храма богини Мут,
расположенное к югу от храма
Амона и окруженное с трех сторон
подковообразным озером. Одинаковые
заливы озера, которые охватывали храм
с боков, удачно сочетались с общей
симметричностью его
Теми
же чертами отмечено и второе по
размерам и значению фиванское святилище
бога Амона - Луксорский храм. Построенный
здесь при Аменхотепе III на месте
древнего святилища, он считается по
праву одним из основных египетских
архитектурных памятников. Планировка
храма отличается исключительной четкостью,
помещения расположены почти
совершенно симметрично. В самой
глубине здания находились окруженные
культовыми помещениями молельни со
статуями богов. Перед храмом был
расположен большой двор с портиками,
перед которым был
Значение
Луксора для дальнейшего
Строителем Луксора и храма Мут был зодчий Аменхотеп, младший современник своего тезки Аменхотепа, сына Хапу. Именно он ввел в построенных им храмах центральную колоннаду, роль которой была столь плодотворной для последующего развития египетской архитектуры.
Постройка
Луксора явилась важным звеном в
общем плане строительства
В архитектуре XVIII династии большое место занимали заупокойные царские храмы. Местом погребений фараонов стали Фивы; их усыпальницы расположились на западном берегу Нила, где издревле были кладбища. Гробницы отделились теперь от заупокойных храмов; для большей сохранности они высекались теперь в отдаленных ущельях скал, а храмы возводились внизу, на равнине. Идея такого нового оформления царской усыпальницы принадлежала выдающему зодчему Инени, о роли которого в создании нового типа храма уже говорилось выше.
Особое
место среди царских
Архитектура времени Эхнатона и его преемников (конец 15 – начало 14 в. до н. э.). Конец XVIII династии – это период, имевший совершенно исключительное значение в истории египетского искусства.
Следствием
завоевательных войн царей XVIII династии
был рост богатств знати и тесно
связанного с ней жречества; это
обогащение усиливало влияние придворной
знати и жречества и
Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона.
Естественно,
что не менее резкий перелом должен
был произойти и в искусстве,
столь тесно связанном в Египте
с религией. И действительно, уже
памятники, созданные в начале правления
Эхнатона, очень сильно отличаются
от всего предшествующего
Насколько
своеобразны дворцы Ахетатона, судить
трудно, так как дворцы предшествующих
периодов почти не сохранились. Именно
поэтому амарнские дворцы особенно
интересны: они дают представление
о характере гражданской
Раскопки Ахетатона познакомили нас и с жилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером около 70*55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22*25 м. Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10*8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам. Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69*69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.
Расцвету искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не могли закрепиться, так как рядовые свободные люди не получили никаких существенных преимуществ, и вскоре после смерти фараона его второй преемник и зять, совсем молодой Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством. Последние восстановили прежний порядок, воспользовавшись недовольством внутри страны. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Значение искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона; оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода XIX династии, а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом. [3, с. 191].
Вторая половина Нового царства (14 – 11 вв. до н. э.). Ведущее положение в искусстве XIX династии вначале остается за Фивами, чему способствовало и значение Фив как столицы и то, что здесь имелась издавна первенствовавшая в стране художественная школа. Здесь же, естественно, развернулось и большое строительство.
Для
фиванского искусства начала XIX династии
характерно реакционное стремление
вернуться к традиции искусства
Фив до амарнских лет. Цари XIX династии
ставили своей целью
В основу храмов времени XIX династии был положен тип храма, выработанный еще в период XVIII династии, причем наиболее близким их прототипом следует считать Луксорский храм Аменхотепа III. Однако в архитектуру новых храмов было внесено много нового.
Главным объектом строительства в Фивах был храм Амона в Карнаке, расширение которого имело двойное политическое значение: оно должно было показать торжество Амона и тем удовлетворить жречество, а в то же время и прославить мощь новой династии. Таким образом, в строительстве Карнака были заинтересованы и жрецы и фараоны. Отсюда понятны те размеры, которые приняли работы в Карнаке, начавшиеся сразу же в двух направлениях от главного храма: к югу, где по дороге к храму Мут были выстроены два новых пилона, и к западу, где перед пилоном Аменхотепа III начали возводить новый гигантский гипостиль.
Уже
на примере Карнака видно то стремление
к грандиозным масштабам, которое
стало определяющей чертой храмовой
архитектуры XIX династии и было продиктовано
стремлением новых царей
Достаточно велик был и новый пилон с двором, окруженным 74 колоннами, который был выстроен при Рамсесе II зодчим Бекенхонсу перед Луксором, вторым святилищем Амона в Фивах.
Той же монументальностью отличались и заупокойные царские храмы на западном берегу. Из них следует особо упомянуть храм Рамсеса II, так называемый Рамессеум (зодчий Перна), в первом дворе которого стояла колоссальная статуя царя – величайшая монолитная скульптура, весившая около 1000 тонн и имевшая около 20 м в высоту.
Основные
принципы оформления храмов были также
восприняты зодчими XIX династии от их предшественников,
но это наследие было ими переработано.
Продолжая развивать роль колонн,
они создали ставшее