Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа
Цель работы – исследовать специфику развития искусства древнего Египта, воспроизвести особенности его основных направлений. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
– проследить историю развития искусства Египта в древности;
– четко выделить главные этапы в развитии культуры, являвшиеся наиболее важными в истории этой страны;
– выявить роль религии и мифологии в культуре древнего Египта, а также их влияние на развитие искусства;
– изучить развитие главных направлений искусства: архитектура, живопись, скульптура;
– обозначить значение и влияние древнеегипетского искусства на мировую культуру.
Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.), так называемой «ступенчатой пирамиды». (Прил. А). Имя ее строителя, зодчего Имхотепа, сохранилось до конца истории Египта, как имя одного из самых прославленных мудрецов, первого строителя каменных зданий, ученого астронома и врача. Впоследствии Имхотеп был даже обожествлен как сын бога Птаха, а греки сопоставили его со своим богом врачевания Асклепием.
Пирамида
Джосера была центром сложного ансамбля
из молелен и дворов. Ансамбль, не
отличавшийся еще стройностью общей
планировки, был расположен на искусственной
террасе и занимал площадь
в 544,9 * 277,6 м. Террасу окружала облицованная
камнем стена в 14,8 м толщиной и
в 9,6 м высотой. Сама пирамида достигала
в высоту свыше 60 м и состояла
как бы из семи мастаба, поставленных
одна на другую. Гробница Джосера примечательна
не только формой пирамиды, но и тем,
что в ее молельнях был широко
применен в качестве основного строительного
материала камень. Правда, камень еще
не везде имел здесь конструктивное
значение. Мы не увидим еще свободно
стоящих колонн, они соединены
со стенами, от которых зодчий не решается
их отделить. В камне повторяются
формы, свойственные деревянным и
кирпичным постройкам: потолки вырублены
в виде бревенчатых перекрытий, колонны
и пилястры выдержаны в пропорциях,
выработанных для деревянных зданий.
Усыпальница Джосера очень
Пирамида Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды. Первой такой пирамидой была усыпальница царя IV династии Снорфу (около 2900 г. до н. э.) в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей знаменитых пирамид в Гизе, причисленных в древности к семи чудесам света. Их построили себе фараоны IV династии Хуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин). (Прил. Б).
Наиболее грандиозная из трех - пирамида Хуфу, построенная вероятно, зодчим Хемиуном,- является самым большим каменным сооружением мира. Ее высота равна 146,6 м, а длина стороны ее основания- 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом в основном около 2,5 тонн каждый; подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло свыше 2 300 000 таких блоков. Отдельные блоки весили по 30 тонн. С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами с расположенной в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя. Камера и часть коридора были облицованы гранитом, остальные коридоры - известняком лучшего качества. Снаружи пирамида также была облицована плитами хорошего известняка. Ее массив четко выделялся на голубом небе, являясь подлинно монументальным воплощением идеи нерушимого вечного покоя.
Каждая
из пирамид в Гизе, как и пирамида
Джосера, была окружена архитектурным
ансамблем; однако расположение зданий
в Гизе показывает значительно возросшее
умение зодчих дать четкий план всего
комплекса и уравновесить его
части. Пирамида стоит теперь одна в
центре двора, стена которого подчеркивает
особое положение пирамиды и отделяет
ее от окружающих зданий. Не нарушают этого
впечатления и находящиеся
Отличительной
чертой архитектуры пирамид Гизы
является знание конструктивной роли
камня и его декоративных возможностей.
В храмах при пирамидах Гизы впервые
в Египте встречаются свободно стоящие
столбы. Вся декорировка зданий построена
на сочетании отполированных плоскостей
различных камней. Блестящие грани
колонн заупокойного храма прекрасно
гармонировали с
Иной
характер носит оформление усыпальниц
фараонов V и VI династий (около 2700- 2400 гг.
до н. э.). Хотя эти усыпальницы и
сохраняют все основные элементы
гробниц царей IV династии, однако их
пирамиды резко отличаются от грандиозных
памятников их предшественников. Они
намного уступают им размерами, не превышая
70 м в высоту, и сложены из небольших
блоков, а частично даже из бута. Сооружение
колоссальных пирамид IV династии легло
слишком тяжелым бременем на экономику
страны, отрывая массу населения
от земледельческих работ, и вызвало
недовольство номовой знати. Возможно,
что результатом этого
Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени. В частности, возник третий, основной тип египетской колонны - в виде связок бутонов лотосов. Появляется новый вид зданий - так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине. [8, с. 125].
Среднее царство (21 – 18 века до н.э.). Время Среднего царства справедливо считается одним из наиболее значительных периодов развития литературы и искусства Древнего Египта.
Очень важным моментом явилось возобновление строительства пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды Аменемхет I, который решился при этом построить ее на севере, порвав таким образом связь с гробницами предков, - шаг достаточно трудный в условиях мировоззрения древних египтян. Предшественники Аменемхета I, фактические объединители Египта - фараоны XI династии, сделать это не решились. Они оставили свои гробницы в Фивах, прибегнув в их оформлении к своеобразному компромиссу- сочетанию пирамиды с обычной для номарха скальной гробницей. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница Ментухотепов II и III в Деир-эль-Бахри. По традиции к ней из долины вела огражденная каменными стенами дорога в 1200 м длиной и 33 м шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, расположенный на террасе, перед которой был устроен портик, разделенный посередине пандусом. Последний вел на вторую террасу, где находился второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида, основанием которой служила естественная скала. С западной стороны зала с пирамидой был выход в открытый двор с портиками, за которым находились крытый гипостиль, то есть колонный зал, и святилище. Часть гипостиля и святилище были вырублены в скале, а гробницы фараонов - под гипостилем.
Усыпальница Ментухотепов была наиболее выдающимся памятником XI династии. Удачный выбор места и смелое применение увенчанных пирамидой колоннад позволили зодчему добиться гармоничного сочетания двухъярусного леса колонн с бесконечными вертикалями скал, хорошо выделяющих ярко сверкающее на солнце желтовато-белое здание храма.
Однако
в архитектуре Среднего царства
он остался единичным явлением, так
как возобновившееся при
Действительно,
планировка пирамид и заупокойных
храмов начала XII династии полностью
совпадает с расположением
Первая половина Нового царства. Архитектура времени XVIII династии (16 - 15 вв. до н. э.). Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и наиболее известные архитектурные памятники.
Храм
времени XVIII династии представлял собой
в плане вытянутый
К подобному типу относятся самые крупные храмы Нового царства, в том числе и оба прославленных храма бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский. Первый из них был главным храмом бога Амона и официальным верховным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак, ставший как бы огромным каменным архивом истории Египта, так как на его стенах высекались сведения о важнейших исторических событиях - летописи, изображения битв, имена царей. С другой стороны, Карнак является и важным источником для изучения египетского искусства, потому что над его созданием работали лучшие мастера, а в его залах стояло множество статуй.
Поскольку
Карнак строился в течение веков
различными зодчими, естественно, что
он уже к концу XVIII династии представлял
собой сложный комплекс. Первым крупным
этапом в строительстве Карнака
следует считать сооружение в
конце 16 в. при фараоне Тутмосе I большого
храма, построенного знаменитым зодчим
Инени. Фасад храма был обращен
к Нилу и имел вид пилона. Перед
ним стояли два обелиска в 23 м
высотой. За пилоном находился неглубокий,
но широкий колонный зал, далее– пилон
меньших размеров, затем - прямоугольный
двор, обнесенный портиками, между колонн
которых стояли колоссальные статуи
Тутмоса I. В глубине двора находилось
древнее святилище времени