Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 00:08, контрольная работа
Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356—323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно негреками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» (1836-1843 гг.) понятие вошло в историческую науку.
Введение
Глава 1 Особенности эпохи эллинизма
Глава 2 Смена мировоззрения в эпоху эллинизма
Глава 3 Портретное искусство эллинизма
Заключение
Список используемой литературы
Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356—323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно негреками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» (1836-1843 гг.) понятие вошло в историческую науку.
Походы Александра Македонского способствовали тому, что греческая культура распространилась на оргомных территориях от Малой Азии до границ Индии и от Черного моря до пустынь Аравийского полуострова. Это была самая большая империя, до тех пор известная человечеству, однако она оказалась непрочной и быстро распалась.
На ее развалинах образовались несколько империй с центрами в Египте, Сирии и Македонии. Их правители являлись верховными собственниками подконтрольной империям земли, которую обрабатывали полностью зависимые крестьяне и рабы. Рабовладение широко распространяется, в результате чего обостряется контраст между огромным богатством придворной знати и общей нищетой подавляющего большинства населения.
Развитие торговых отношений способствует быстрому росту и развитию новых городов. Центрами греческого влияния становятся Александрия, Антиохия и Пергам. В этих столицах возводятся богатые царские дворцы, храмы, театры, роскошные частные дома. Впервые в истории человечества появляются памятники инженерного искусства, например Фаросский маяк.
Для эпохи эллинизма характерно было стремление к монументальности. Создаются огромных размеров статуи, типичный пример - Родосский колосс, фигура бога Гелиоса высотой 32 метра.
Глава 1
Особенностью
эллинистического периода явилось
широкое распространение
Начало
эллинистической эпохи
Главной особенностью эллинизма принято считать глобальное распространение греческого языка и образа жизни на территориях, завоеванных Александром Македонским, а также взаимное проникновение и взаимное влияние двух великих античных культур - персидской и греческой.
В
начале эллинского периода произошел
переход от демократии древнегреческих
независимых полисов к греческим монархиям,
объединившим большие территории и централизовавших
власть в нескольких городах. Основная
экономическая и политическая активность
переместилась из Греции в Малую Азию
и Египет.
Типичная характеристика эпохи эллинизма - сочетание и взаимопроникновение греческой и восточных культур и систематизация накопленных знаний.
Скульптура эллинизма: Ника Самофракийская и пергамский алтарь
Ника Самофракийская
Эмоциональным
напряжением и страстной
Пергамский алтарь
Пафос борьбы, характерный для эллинизма, нашел совершенное выражение в грандиозной скульптурной композиции, украшавшей мраморный алтарь в честь Зевса, который построили около 180 года до н. э. на акрополе Пергама, столицы небольшого эплинистического государства в Малой Азии. Этот памятник был посвящен конкретному историческому событию.
В конце III века до н. э. пергамский царь Аттал I отразил нашествие племен галатов. В память о его победе воздвигли алтарь. Само сооружение представляло собой высокий цоколь, на котором высился стройный ионический портик. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница, ведущая к верхней площадке, где находился жертвенник. Вдоль цоколя непрерывной лентой тянулся рельефный фриз длиной В 120 м и высотой в 2.3 м. Над его исполнением, судя по именам, начертанным на плитах, работали многочисленные скульпторы из Пергама и Афин. Исключительное богатство изображений и обыкновенные размеры фриза делаю его выдающимся произведением, которое не знает равных в античном искусстве.
Создатели фриза запечатлели борьбу Пергама с галатами в иносказателной форме как схватку богов и гигантов. Согласно мифам, сыновья боги земли - гиганты - восстали против богов Олимпа и в жестокой битве потерпели поражение. Сцены этой битвы одна за другой проходят на плитах Пергамекого алтаря. Перед скульпторами стояла сложная композиционная задача - наглядно показать борющихся мира.
Мастера нашли в высшей степени простое и убедительное решение: фигуры богов, как правило, возвышаются над поверженными гигантами. Выполненные в технике высокого рельефа фигуры почти отделяются от фона. Они даны в самых сложных поворотах и бурных движениях, которые подчеркнуты живописно развеваюшимися одеждами и резкими контрастами света и тени. Поистине безгранична фантазия скульпторов в передаче отдельных эпизодов, где яростному натиску богов противопоставлено отчаянное сопротивление гигантов.
Центральный образ фриза - сражающийся Зевс, который одновременно ведет борьбу с тремя противниками. В его полуобнаженной фигуре ощущается беспредельная мощь. Поразив одного из гигантов, бог-громовержец готовится метнуть свою испепеляющую молнию в предводителя врагов, змееногого гиганта Порфириона. Сверхчеловеческой силoй поражает его мускулатура, страстной ожесточенностью пышет лицо гиганта.
Глава 2
Смена
мировоззрения в эпоху
Всеобшей известностью пользовались знаменитая библиотека в Александрии, где находилось семьсот тысяч папирусных свитков - сочинения по все отраслям знаний. Огромных успехов достигли в III веке до н. э. естественные науки, математика и медицина. В это время Архимед сделал ряд великих открытий в области механики и физики, Эвклид создал труд о началах геометрии, Гиппарх составил обширный звездный каталог, географ Эратосфен сравнительно точно определил окружность земли, астроном Аристарх Самосский впервые высказал гениальную догадку, что земля и планеты вращаются вокруг солнца.
Расширение границ мира и его научное познание показало человеку необъятную сложность окружающей действительности. Исчезновение независимых городов-государств и появление могущественных монархий с безграничной властью царя вело к полной утрате гражданского самосознания и формированию новых представлений о месте человека в мире. Он превратился в верноподданного монарха и вместе с тем, как никогда прежде, ощутил себя частицей того обширного мира, который эллинистические мыслители назвали "обитаемой вселенной".
В сознании людей эпохи эллинизма складывается более сложное отношение к действительности, которая часто выступает как сила, враждебная человеку. Бурная жизнь, полная опасности и войн, внушала мысль о невозможности противостоять ударам судьбы, порождала трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний. Эти чувства и настроения сказываются и в новом понимании красоты, во многом отличном от эстетического идеала греческой классики.
Искусство
эллинизма не представляет собой
единого целого. В этот период существуют
самостоятельные художественные школы
в Александрии, Пергаме, Греции, на острове
Родос, в городах Сирии. Лучшие произведения
эллинических скульпторов с большой полнотой
и художественной убедительностью отражают
самые волнующие проблемы эпохи. В противоположность
спокойной волевой целеустремленности
классического искусства, их образы несут
в себе огромное эмоциональное напряжение
и страстную патетику.
Глава 3
Портретное искусство эллинизма
В I веке до н. э., когда ослабленный войнами, обострением классовой борьбы и восстанием рабов, эллинистический мир приходит в упадок, на первый план в искусстве выступают трагические темы, в которых косвенно отражаются конфликты и противоречия эпохи. Подчеркнутым интересом к правдивой передаче натуры и мироощущения человека отличается портрет, который становится одним из ведущих жанров искусства этого времени. Сохраняя свойственные греческому искусству принципы типизации и обобщения, мастера гораздо более индивидуально изображают черты внешнего облика человека и его душевное состояние.
Голова с острова Делос
Один из выдающихся образцов портретного искусства - бронзовая голова с острова Делос. Она принадлежала статуе, отлитой около 90 года до н. э. С необычайной мягкостью скульптор моделирует черты лица немолодого мужчины, его полные щеки, губы, оплывающий подбородок.
Контраст темно-зеленой бронзы и сверкающих глаз сообщает портрету удивительную жизненность. Чуть заметная складка на лбу, полуоткрытый рот, выразительный взгляд создают ощущение тревожного раздумья и озабоченности. Как отличается это лицо от внутренне спокойных и безмятежных образов V века до н. э., когда человек не знал сомнений и неуверенности, характерных для духовной жизни конца эпохи эллинизма.
Упадок и исчезновение эллинской культуры
Скульптура жреца Лаокоона
Последний значительный памятник греческого искусства - скульптурная группа, изображающая гибель троянского жреца Лаокоона и его сыновей. Ее создали около 40 года до н. э. три родосских мастера - Агесандр, Афанодор и Полидор. Эта группа была обнаружена в 1506 году среди развалин одного из императорских дворцов Древнего Рима и на протяжении нескольких столетий пользовалась большой славой во всех европейских странах. Сюжет скульптуры заимствован из легендарных сказаний о падении Трои. Согласно мифам, после безуспешной осады города греки оставили под его стенами колоссального деревянного коня, где был спрятан отряд воинов. Жители Трои собирались ввести коня в город, но Лаокоон предупредил их о грозящей опасности. За это богиня Афина, покровительница греков, покарала его: из пучины моря выползли две огромные змеи и задушили Лаокоона и его детей.
С виртуозным мастерством показывают скульпторы эту страшную сцену. Младший сын Лаокоона уже задохнулся в тисках змеи, старший напрасно умоляет отца прийти на помощь. Сам Лаокоон борется с чудовищами, его тело напряженно изогнуто, голова запрокинута в нестерпимой муке, из полуоткрытого рта, кажется, слышен крик отчаяния, а в глубоко западших глазах - выражение мучительной боли. С огромной силой раскрывают родосские мастера физическое и моральное страдание героя.
Подчеркнутый интерес скульптуров к остро-эмоциональному, драматическому по своему звучанию сюжету - несомненное свидетельство того влияния, которое оказали на духовную жизнь греческого мира политические события, сопровождавшие упадок и гибель эллинистических государств.
Во II-I веках до н. э. легионы рабовладельческого Рима завоевывают страны Восточного Средиземноморья, и с этого времени начинается не только новый период мировой истории, но и новая эпоха в античном искусстве - искусство Древнего мира.