Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:03, реферат
Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.
Оглавление 2
1. Введение 3
1.1. Актуальность 3
1.2. Цель и задачи 4
2. Основная часть 5
2.1 Понятие исламской культуры 5
2.2. Характеристика исламской культуры 7
2.3. О мусульманской архитектуре 9
2.3. О мусульманской поэзии 12
2.4. О мусульманской кинематографии 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский
государственный
имени
академика М.Ф. Решетнева»
Кафедра
рекламы и культурологии
РЕФЕРАТ
по культурологии
ИСЛАМ
И ЕГО КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ
Выполнила: студентка гр. ТД-91
Игнатьева Е.В.
Проверил:
Титов Е.В.
Красноярск
2010
Оглавление 2
1. Введение 3
1.1. Актуальность 3
1.2. Цель и задачи 4
2. Основная часть 5
2.1 Понятие исламской культуры 5
2.2. Характеристика исламской культуры 7
2.3. О мусульманской архитектуре 9
2.3.
О мусульманской поэзии
2.4.
О мусульманской кинематографии 20
Заключение 24
Список
использованной литературы 25
Введение.
Актуальность темы исследования
Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.
В современном понимании ислам - и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела. Но меня будут больше интересовать исторические корни этого явления.
«Ислам»
в переводе с арабского означает
покорность, «мусульманство» (от
арабского «муслим») - предавший
себя Аллаху.
Цели и задачи работы.
Цель данной работы состоит в рассмотрении мира исламской культуры.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. Дать понятие исламской культуры;
2. Дать
характеристику исламской
Объект исследования - мир исламской культуры.
Предметом
исследования являются общественные отношения,
связанные с рассмотрением мира исламской
культуры.
Основная часть
Понятие исламской культуры
Арабо-мусульманская культура складывается в VII-X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоевания арабы ассимилировали культурные ценности народов на базе домасульманской культуры. Ислам как бы «собрал в едином этническом и религиозном «поле» - арабо-мусульманском обществе - «урожай» всех тех научных и культурных достижений, которые были накоплены к тому времени в разных странах». Также важнейшим фактором, обеспечивающим преимущество в развитии арабской культуры над европейской, был арабский язык: язык Корана был международным, объединяющим страны арабского халифата. Поэтому культура мусульманского Востока в эпоху раннего средневековья по своему развитию была значительно выше, чем в европейских странах, а также стала связующим звеном между античной и средневековой эпохой Западной Европы.
Однако
пренебрежительное отношение к
достижениям культуры немусульманских
стран, отрицание светского
Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С.Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов как в самой России, так и в мире вообще. Исламская культура своеобразна и неповторима.
Ислам
характеризуется большой
Признать всемогущество Бога - значит повиноваться его воле. Смысл слова «ислам»- «повиновение». Повиновение Богу заключается в том, чтобы повиноваться Его слову, то есть строго соблюдать предписания Корана.
Наиболее
фундаментальные из этих предписаний
- «пять столпов ислама»: символ веры
(шахада), молитва пять раз в день,
пост, милостыня (закят) и паломничество
(хадж). Однако благочестивый мусульманин
должен хорошо знать весь Коран, так как
вся его общественная и частная жизнь
должна соотносится с ним. Коран рекомендует
верующим рассказывать его всякий раз,
когда это возможно. Тысяча верующих знают
его наизусть от корки до корки.
Характеристика исламской культуры
Характерной
чертой исламской культуры является
нерасчлененность ее на светскую и
религиозную. Это происходит из-за специфического
понимания характера связи
Орнамент в исламской культуре - это средство ввести человека в мир грез, иллюзии, тайн, слово же вводит верующего в вечный диалог, оно - форма жертвоприношения (само слово «Коран» переводится как глагол «читать»)
Ислам
впитал в себя иудаизм, христианство,
воспринял и синтезировал элементы
греческой философии (в основном
идеи неоплатонизма и
Мораль арабо-мусульманской культуры тоже своеобразна: она элементарна и доступна для верующих. В ней нет абстрактных, невыполнимых указаний, как в других этических системах. Основные ее принципы - это:
1. воинская
доблесть в борьбе за
2. узаконивание кровной мести;
3. восприятие женщины как низшего существа, созданного Аллахом
для услаждения мужчины;
4. построение
государственного строя на
5. труд
понимается как основа
Кроме
Корана, важными источниками знаний,
норм - самых разнообразных, в арабской
культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна
(образ жизни, поведения) - это сборник
легенд и религиозных преданий о пророке
Мухаммеде. Это источник, поясняющий и
дополняющий Коран, служащий основой мусульманского
вероучения, обрядов. Шариат - свод законов,
включающий широкий круг правовых норм,
ходя в данной культуре политическая и
религиозная сферы разделены достаточно
условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат
образуют довольно четкую систему религиозных,
нравственных, правовых норм и требований,
регулирующих и в какой-то степени определяющих
сознание, быт и жизнь мусульманина от
рождения до смерти.
Как известно, архитектура это искусство проектировать и строить
здания и сооружения необходимые людям для жизни и деятельности, в
соответствии с эстетическими воззрениями и техническими возможностями
того или иного общества. Как разновидность искусства, она входит в
сферу духовной культуры, формирует пространство вокруг человека и
выражает
созвучные ему идеи
Выразительные средства архитектуры - композиция, тектоника, масштаб,
пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов у разных
народов существенно отличаются друг от друга, но в целом общими для
всех являются три основных вида архитектуры: архитектура объемных
сооружений, - это жилые дома, культовые и общественные здания; -
ландшафтная
архитектура, главным образом
садово-паркового пространства. И, наконец, третий вид архитектуры -
градостроительство. Основная цель архитектурного искусства -
получить в конечном счете эстетически завершенную, художественно
выразительную форму зданий, удачный общий план и объемно-
пространственную структуру, иначе говоря - сделать жизнь людей
удобнее и красивее. Бесценный вклад в сокровищницу мировой
архитектуры внесли, как известно, мусульманские зодчие, достигшие
самых высоких
вершин этого нелегкого
неповторимый архитектурный стиль, то есть исторически сложившуюся
совокупность художественных средств и приемов. Язык мусульманской
архитектуры богат, весьма разнообразен и достаточно сложен, поскольку
она всегда была связана с мировоззрением и идеями Исламского
общества, с представлениями мусульман о пользе и красоте. Ее главной
движущей
силой является высокая
вера в единство и могущество Аллаха (Хвала Ему и велик Он!).
Облагороженные и одухотворенные светом ее высоких идеалов, выдающиеся
мусульманские архитекторы с именем Всевышнего Аллаха на устах
создавали подлинную гармонию, застывшую в камне, и потому
неудивительно,
что большинство построенных
мировыми шедеврами. Чем же мусульманский архитектор добивается такого
мощного эмоционального воздействия на зрителей? Большое значение в
мусульманской архитектурной композиции придается ритму, то есть
четкому распределению повторяющихся в определенном порядке отдельных