Ислам и его культурные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:03, реферат

Описание

Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

Содержание

Оглавление 2
1. Введение 3
1.1. Актуальность 3
1.2. Цель и задачи 4
2. Основная часть 5
2.1 Понятие исламской культуры 5
2.2. Характеристика исламской культуры 7
2.3. О мусульманской архитектуре 9
2.3. О мусульманской поэзии 12
2.4. О мусульманской кинематографии 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

культура.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

 элементов  и деталей здания  -  выступов,  колонн,  окон,  плоскостей

 стен. Применяя  симметричную  и  асимметричную   композицию,  используя

 главные художественные  средства  -  формы  зданий  и  их  элементов,

 мусульманский  архитектор может по своему усмотрению сделать эти формы

 тяжелыми  или легкими, спокойными  или   динамичными,  однотонными  или

 цветными,  добиваясь  при  этом,   чтобы   отдельные   части   здания

 согласовывались  между собой  и  со  всем  архитектурным  ансамблем   в

 целом. Проектируя, мусульманский архитектор ищет наилучшее,  наиболее

 гармоничное   сочетание  основных   частей   будущего   архитектурного

 произведения  и его деталей с учетом  назначения  здания  и  характера

 происходящих  в нем процессов. Учитывая  климат  местности  в  которой

 ведется строительство  и ее географическую широту,  он  старается  как

 можно полнее  использовать увлекательную игру  света  и  тени,  которая

 подчеркивает  композиционные особенности сооружения, придает ему более

 живописный  вид. Творения Исламских архитекторов, как  правило,  имеют

 обильный  орнаментальный декор, украшены  цветным мозаичным орнаментом,

 поражают  изяществом форм и пропорций,  богатством и тонкостью каменной

 резьбы,   которая   благодаря   искусству   мусульманских    мастеров

 приобретала   ажурность  и  легкость,  напоминая   каменное   кружево.

 Культовым  сооружениям Ислама свойственна  строгая красота, воплощающая

 образы знойного  солнца,  горячих  песков  и   тихих  оазисов.  Голубые

 купола  мечетей,  покоящиеся  на  высоких  барабанах,  изящные башни

 минаретов,  массивные  кубы  порталов,  журчание  воды   в   фонтанах

 неизменно  пробуждают в душе человека  благоговейное отношение к   вере,

 вселяют   уверенность  в  собственных   силах,  даруют  ему  светлое   и

 радостное  мировосприятие.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

О мусульманской поэзии

      Как  известно,  вдохновение  есть  ничто  иное,   как   совмещение

творческой  деятельности человека с высшей степенью  сосредоточенности

его сознания,  быстро  исчезающее  при  переутомлении.  К сожалению,

творческое  озарение длится обычно недолго -  всего несколько дней,

часов, а иногда и минут отпущено человеку на то, чтобы  создать  свой

шедевр  или составить замысел будущего  произведения.  Что  только  не

объявляли   причиной   творческого   вдохновения    за    тысячелетия

существования человечества! Тут и Луна, и соловьи, и розы, и  родинки

на щеке, крылатые Пегасы и какие-то музы, словом - все что угодно,

кроме  Всемогущего  Аллаха  (Хвала  Ему  и  велик  Он!),  наделившего

человека способностью понимать прекрасное и создавать шедевры.  Нужно

исправить это недоразумение, поскольку именно духовность лучше  всего

достигает  главной  цели  искусства,  заключающейся  в   том,   чтобы

возвышать человека  над  обыденностью  и  пробуждать в нем высокое

чувство прекрасного!

      Вряд  ли  кому-то  из   умных,   образованных   людей   необходимо

доказывать,  что  мусульманская  поэзия  внесла  неоценимый  вклад  в

сокровищницу  общемировой культуры, а также  то, что  она  представляет

собой  бесценное  собрание  творений  великих   и   зорких   мастеров

поэтического  слова, не понаслышке знавших как  сложна  и  многообразна

человеческая  жизнь и всегда правдиво  ее  изображавших.  Не  вызывает

сомнений  и то, что практически все  они  были  в  числе  передовых и

образованнейших  людей  своего  времени  и  что   творчество   многих

современных поэтов продолжает развиваться под  несомненным влиянием их

поэтического  наследия.  Отмеченные  глубокой  мыслью,   искренностью

чувств   и   исполненные    неопровержимой    силы    художественного

совершенства, их творения доносят до нас  из  мглы  веков  неизбывную

благодарность верующих поэтов Всемогущему Аллаху (Хвала Ему  и  велик

Он!) за ликующую радость жизни. Их исключительные по яркости описания

здорового, сильного, отважного, ярко чувствующего и  смело  думающего

человека  восхищают  нас  своей  художественной  правдой.  Никогда  не

скрывая своих  общественных  позиций,  они  решительно  отметали  все

старое, отжившее и исторически обреченное, смело вступая в поединок с

вековыми  предрассудками  и  утверждая  естественное  равенство  всех

людей.  Бичуя   несправедливость   и   вероломство,   хищничество   и

взяточничество, осуждая праздность и призывая к  активной  борьбе  за

счастье и справедливость, мусульманские поэты, многие из  которых  на

собственном опыте  изведали  нужду  и  унижения,  жестоко  высмеивали

тиранов-угнетателей, а также тех, кто делал это  угнетение  возможным,

бесстрашно  боролись против варварства и жестокости, действуя  могучей

силой убеждения  страстно  выступали  против  рабства,  откровенно  и

беспощадно  изобличая разнузданный произвол, правдиво  изображая,  как

уродуют  человеческую  душу  деспотизм  и  безграничное  самовластие.

Исполненные духом гневного обличения и протеста, эти благородные люди

создавали острые сатирические портреты тех, кого считали виновными  в

страданиях  своего народа, осуждали бездушие  и  высокомерие знатных,

низменность их побуждений и затаенную злобу, алчность и себялюбие, их

суеверие  и тупость, бессердечие и деспотизм  по отношению к тем,  кого

они презрительно именовали "чернью". Будучи во все  времена  истинными

и   благочестивыми   последователями   Ислама,   искусно    используя

гиперболику, гротеск и шарж, мусульманские  поэты  всегда  беспощадно

высмеивали  отдельных  невежественных   представителей   духовенства,

лицемерных  святош, фанатиков и мракобесов, были поистине неукротимы в

своей многовековой борьбе против отсталости, религиозного  фанатизма,

за свободу, прогресс и просвещение народа и  их  поэзия,  проникнутая

гневной критикой пережитков средневековья, из поколения  в  поколение

оказывала огромное влияние на  формирование мировоззрения передовых

кругов  мусульманского общества. С  глубоким  состраданием  воспеты  в

творчестве  мусульманских поэтов мучения простого народа,  изнывавшего

под бесчеловечным  гнетом феодалов. С  большой  любовью,  взволнованно

описывали  они  нелегких  труд  простых  мусульман   -   скотоводов,

ремесленников и  дехкан,  народные  обычаи  и  бытовые  обряды,  были

воистину  неистощимы и изобретательны в средствах  обличения и насмешки

над угнетателями народа, смело  восставая  против  всего,  что  несет

людям горе, порабощает  и  искажает  их  жизнь  и  чувства.  Совесть,

человечность, духовность и гражданственность  великих  поэтов  Ислама

резко противостоят сословным предрассудкам  и именно в народной  среде

они находят  неиспорченные нравы и красоту  искренних  чувств,  показав

себя  глубокими знатоками душ  и  человеческих  сердец.  Одни  из  них

рисовали  людей такими, какими они хотели бы их видеть, в то время как

другие  поэты изображали их такими, каковы они есть. Исламская  поэзия

вобрала в себя самобытное национальное искусство  всех  мусульманских

народов, не растворив и не обесцветив его  яркие краски,  а  напротив,

еще более  обогатив художественную палитру их национального  искусства

многоцветием  Исламского духовного и  эстетического  опыта.  Блестящее

поэтическое   мастерство   мусульманских   поэтов   очаровывает    не

количеством строчек,  а  силой  своего  воздействия  на  человеческие

сердца, ну а  секрет  поистине  волшебного  очарования  мусульманской

поэзии  заключается именно в ее высокой  Исламской духовности,  красоте

и своеобразии  ее языка.  Зорко  подмечающая  даже  самые,  на  первый

взгляд,  незначительные  детали,  она   содержит   много   остроумных

наблюдений, верных и  тонких  мыслей  и  всегда  исполнена  глубокого

нравственного смысла, чтобы постигнуть который необходимо  не  только

внимательно прочесть, но и обязательно глубоко  осмыслить прочитанное.

Кроме того, она обладает удивительной музыкальностью и поэтому многие

произведения  мусульманских поэтов ложатся в  основу песен, страстно  и

активно воспринимающих окружающий мир, воспевающих  любовь,  дружбу  и

родственные отношения, радости семейной жизни  и счастье  материнства,

воспевающих мир  красоты  в  противовес  миру  крикливой  пошлости  и

помогающих  людям  не  завязнуть  в  тине   повседневности.   Бережно

сохраняются в памяти благодарных потомков светлые  имена  благородных

поэтов Ислама -  Каба  ибн Зухайра и аль-Бусири,  чьи знаменитые

касиды, восхваляющие величие и могущество  Всевышнего  Аллаха  (Хвала

Ему и  велик Он!), светлый образ Пророка Мухаммада (Да благословит его

Аллах и приветствует!) и раскрывающие перед нами духовный мир истинно

верующего человека, давным-давно стали классикой  и  легли  в  основу

фундамента  всей мусульманской поэзии. С  непревзойденным  мастерством

воплощения  богатой гаммы человеческих чувств в разное  время творили

Информация о работе Ислам и его культурные формы