История культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:06, контрольная работа

Описание

В проблеме смыслов культуры нас обращает само понятие культурологии. Культурный мир, возникая на материале мира природы, приобретает новое качество, которого природный мир не знает - смысл. Проблема смыслов культуры является одной из ключевых в современном культурологическом знании. Это обусловлено тем, что любой материал в мире культуры представляет не столько себя, сколько иное, и смысловое пространство культуры существует, разворачивается и описывается в рамках бинарного кода, в основе которого лежит антропологически заданная оппозиция "я - другое". Смыслы раскрываются в процессе познания трех взаимосвязанных составляющих: генерации (возникновения), функционирования и интерпретации.

Содержание

Введение
1. История понятия "культура"
2. Истоки современного понимания термина "культура"
3. Культура - типология определений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.24 Кб (Скачать документ)

И все же у всех существующих определений культуры (а их по последним  исследованиям, больше 500), есть нечто  объединяющее, из которого можно вывести  самое общее определение, которое  не противоречит ни одному из имеющихся. Например, такое:

Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого  общества от жизни природы, все стороны  человеческого бытия.

А кроме этого, надо подчеркнуть  еще и то, что на сегодняшний  день, культура, в самом общем  смысле этого слова, является семиаспектным понятием. Т.е. культура представляет собой:

- результат

- процесс

- деятельность

- способ (например, способ  жизни человека, отличающей его  от животного)

- отношения

- норма

- и, наконец, система.

Естественно, что мы не ограничимся  столь кратким описанием интересующего  нас термина.

В современной культурологии существуют два основных подхода к описанию понятия "культура".

- повседневный (или обыденный)

- научный (специализированный)

Рассмотрим первый уровень - обыденный . По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:

* Под культурой подразумевают  определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление  (министерства культуры с разветвленным  аппаратом чиновников, средние специальные  и высшие заведения, готовящие  специалистов по культуре, журналы,  общества, клубы, театры, музеи и  т. д., занимающиеся производством  и распространением духовных  ценностей).

* Во-вторых, под культурой  понимается совокупность духовных  ценностей и норм, присущих большой  социальной группе, общности, народу  или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная  культура, культура молодежи и  др.)

* В третьих, культура  выражает высокий уровень качественного  развития духовных достижений ("культурный" человек в значении воспитанный, "культура рабочего места"  в значении "опрятно прибранное, чистое функциональное пространство").

Итак, большинство людей, действительно, говоря о культуре, имеют  ввиду общепринятые и устоявшиеся формы жизни - обычаи, нормы, институты. И чаще, конечно, слово культура употребляется в противопоставительном аспекте, когда видим перед собой какой-либо образец бескультурья (например, хамское поведение).

В научном мире понятие, категорию  и термин "культура" анализируют  более детально и пытаются найти  наиболее верное определение.

Такую классификацию создали  американские ученые. Однако в российской культурологии также были ученые, которые пытались вывести свою систему определений. Одним из них является теоретик культуры Л.Е. Кертман, по утверждению которого существует свыше 400 определений культуры, и по его мнению есть три основных подхода к определению культуры:

- Антропологический, суть которого состоит в признании самоценности культуры каждого народа, а также в признании равноценности всех культур на земле.

Примеры определений данного  подхода:

Культура - это все, что  создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое  поведение или социальная организация. (Л. Бернард).

Культура - это способ жизни, которому следует общность или племя (К. Уислер).

- Социологический, в котором культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие "силы", направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей.

Примеры определений данного  подхода:

Культура - это наследуемые  изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности (Б. Малиновский)

Культура - прочные верования, ценности и нормы поведения, которые  организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию  жизненного опыта (У. Беккет).

Культура - это язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи. (А. Радклифф-Браун).

- Философский подход, который  отличается от других тем, что  путем анализа в жизни общества  выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Их-то и понимают  как то, что составляет основание  культуры или причину ее развития. И культура понимается как  "содержание" или как "способ  бытия" общества.

Примеры определений данного  подхода:

Культура - это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству (Г. Зиммель).

Культура - это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации (Г. Беккер).

Культура - это символическое  выражение, коренящееся в подсознательном и привносимое в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории (Д. Реджин).

Такова точка зрения Кертмана.

Ну а кроме этого, новые  определения культуры появляются в  рамках каких-либо междисциплинарных  исследований по культурологии. Изменяется подход к культуре - изменяется и  рабочее определение.

 Заключение

В заключение отметим, что  понятие "культура" - слишком многообразно, и ему невозможно дать точную характеристику. Да, многих исследователей раздражает такая туманность и неясность  в определении объекта культурологии. Однако, надо признать, что этот объект является неотъемлемой частью нашей жизни, а она у каждого разная. И потому, к каждому отдельному случаю и явлению, выступающему в качестве предмета исследования, нужен свой подход, и конкретное определение.

Вся культура может быть рассмотрена  как пространство, в котором идут процессы смыслообразования, но в нем одновременно присутствуют и взаимодействуют между собой результаты, или продукты этих процессов. Всякий артефакт обладает параметрами значений, которые выражены в тех или иных семиотических кодах культуры. То есть, первоначальное переживание кодифицируется в культурном смысле, обретая знаковую форму.

Разумеется, научные подходы  требуют объективированного, отвлеченного от человеческой индивидуальности измерения  культуры. Но культура - не только музей  или архив, культура и человек - одно целое: культура живет в людях, в  их деятельности, в их чувствах, а  люди, в свою очередь живут в  культуре (В. Розин). В культуре и  через культуру человек способен реализовать то, что заложено в  нем Природой и Богом.

Именно такое свойство культуры как смыслогенез делает ее сферой самодетерминации личности (В. Библер), ибо только культура является смыслообразующим началом и самого человеческого существования. Отсюда следует, что проблема смыслов культуры актуальна не только для науки, но и для индивидуального самосознания.

Н. Бердяев определял смысл  культуры как борьбу вечности со временем. Культура борется со смертью, хотя бессильна  победить ее реально. Именно поэтому  закономерностью культуры является увековечивание, непрерывность, преемственность.

Список литературы

1. Гуревич П.С. Культурология.  М.: "Наука", 1996

2. Ионин Л.Г. Социология  культуры. М.: Логос, 1998

3. Кравченко А.И. Культурология:  Учебное пособие для вузов. - 3-е  изд.- М.: Академический проект, 2001

4. Лурье С.В. Историческая  этнология.- М.:Аспект-Пресс, 1998

5. Марков Б.В. Культура  и цивилизация. М.: Издательство  НОРМА, 2005

6. Полищук В.И. Культурология:  Учебное пособие.- М.: Гардарика, 1998

7. Радугин А.А. Культурология.  М.: ИНФРА-М, 2003

8. Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Определение культуры, роль личности в ее развитии» 

 

 

19

 

Министерство торговли РФ

 

Нижегородский коммерческий институт

 

CГУ-2000 911гр.

 

Контрольная работа

 

по предмету: Культурология

 

по теме: «Понятие «культура», его происхождение и историческое развитие»

 

 

№ группы _______

 

Руководитель_____________

 

Выполнил ______________

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Происхождение понятия  «культура»

 

2. Проблема определения  понятия культуры «культуры»

 

3. Историческое развитие  понятия «культуры»

 

3.1 Домарксистские и немарксистские  теории культуры

 

3.2 Маркистско-ленинская теория культуры

 

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

 

Что такое культура? Почему этот феномен породил такое множество  разноречивых определений? Отчего культурность как некое свойство оказывается  неотъемлемой чертой различных сторон нашего социального бытия? Можно  ли выявить специфику данного  антропологического и общественного  явления?

 

Понятие культура относится  к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как “культура ума”, “культура чувств”, “культура поведения”, “физическая культура”. В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.

 

Американские культурологи Альфред Кребер и Клайдж Клакхон в их совместном исследовании, посвященном критическому обозрению концепций и определений культуры, отметили огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. Так, если, по их подсчетам, с 1871 г. по 1919 г. было дано всего 7 определений культуры, то с 1920 по 1950 они насчитали 157 определений этого понятия. Позже количество определений значительно увеличилось. Л.Е. Кертман насчитал более 400 определений. Такое многообразие объясняется, прежде всего, тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.

 

На вопрос, что же такое  культура, В.С.Соловьев недоуменно отвечал: “Тут и Вольтер, и Боссюэ, и Мадонна, и Папа, и Альфред Мюссэ, и Филарет. Как же это все в одну кучу свалить и вместо бога поставить?”

 

Поэтому попробуем разобраться, что же такое «культура».

 

1. Происхождение понятия  «культура»

 

 

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации.

 

Итак, первоначально понятие  культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка  земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать  существующим нормам и обычаям, но и  поощрение желания им следовать, формально уверенность в способности  культуры удовлетворить все потребности  и запросы человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры в любом обществе. Хотя само слово "культура" вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской традиции, драхма в индийской традиции).

 

2. Проблема определения  понятия культуры «культуры»

 

 

Термин "культура" издавна  применяется для обозначения  того, что сделано человеком. В  таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:

 

Описательные определения - это определения, которые восходят в своей основе к определению  культуры как сумма всех видов  деятельности, обычаев, верований; она  как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины  и т.п., а также знание путей  приспособления к социальному и  природному окружению, язык, обычай, систему  этикета, этику, религию, которые складывались веками.

 

Исторические определения  подчеркивают роль традиций и социального  наследия, доставшихся современной  эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. Генетические определения  примыкают к историческим и утверждают, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

 

Нормативные определения  акцентируют значение принятых правил и норм, поэтому культура - это  образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

 

Ценностные определения - культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

 

Психологические определения  исходят из решения человеком  определенных проблем на психологическом  уровне. Культура есть особое приспособление людей к природному окружению  и экономическим потребностям, поэтому  складывается из всех результатов такого приспособления.

 

Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

 

Структурные определения  выделяют важность моментов организации  или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных, связанных между собой признаков. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

 

Идеологические определения  указывают на культуру как на поток  идей, переходящих от индивида к  индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.

 

Символические определения: культура - это организация различных  феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Информация о работе История культурологии