История культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:06, контрольная работа

Описание

В проблеме смыслов культуры нас обращает само понятие культурологии. Культурный мир, возникая на материале мира природы, приобретает новое качество, которого природный мир не знает - смысл. Проблема смыслов культуры является одной из ключевых в современном культурологическом знании. Это обусловлено тем, что любой материал в мире культуры представляет не столько себя, сколько иное, и смысловое пространство культуры существует, разворачивается и описывается в рамках бинарного кода, в основе которого лежит антропологически заданная оппозиция "я - другое". Смыслы раскрываются в процессе познания трех взаимосвязанных составляющих: генерации (возникновения), функционирования и интерпретации.

Содержание

Введение
1. История понятия "культура"
2. Истоки современного понимания термина "культура"
3. Культура - типология определений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.24 Кб (Скачать документ)

 

Идеалистические учения неокантианца Э. Кассиера и швейцарского психолога и философа культуры К. Юнга легли в основу представлений о символических свойствах культуры. Ряд представителей психологии культуры, опирающихся на концепцию "локальных цивилизаций", стремились отыскать набор "культурных инвариантов", не сводимых друг к другу и не имеющих под собой реального общего субстракта. Такой взгляд нашел отражение в теории языкового релятивизма Э. Сепиера Б. Уорфа, в исследованиях конкретных культур Р. Бенедикт как обособленных "культурных конфигураций" и в общей позиции культурного релятивизма М. Херсковица. Напротив, сторонники феноменологического подхода к культуре, а также некоторые представители экзистенциалистской философии культуры выдвигают предположение об универсальном содержании, скрытом в любой частной культуре, исходя либо из утверждения об универсальности структур сознания (Э. Гуссерель, Германия), либо из постулата о психобиологическом единстве человечества (К. Юнг), либо из уверенности в наличии некоего "фундаментального основания, осевой изначальности" культуры, по отношению к которым все ее разновидности лишь "частности" или "шифры" (немецкие философы М. Хайдеггер и К. Ясперс).

 

В современных условиях ускоренного  научно-технического прогресса и  обострения ряда социальных противоречий некоторые культурологи и социологи  приходят к выводу о невозможности  последовательного проведения идеи единой культуры. Это находит отражение  в теориях полицентризма, исконной противоположности Запада и Востока  теории, не разделяющие концепций  общих закономерностей общественного  развития. Имеются также вульгарно-технологические  теории, рассматривающие развитые в  экономическом отношении страны, преимущественно Запада, как страны, достигшие высшей ступени культуры.

 

Разрыв гуманитарного  и технического значения получил  отражение в теории "двух культур" английского писателя Ч. Сноу. С ростом отчуждения личности в капиталистическом  обществе оживились разные формы  культурного нигилизма, представители  которого отрицают понятие культуры, как фиктивное и абсурдное  измышление. Подобного рода теории "контркультуры" имели распространение  и в нашей стране после октября 1917 года.

 

3.2 Маркистско-ленинская теория культуры

 

 

Длительное время в  нашей стране господствовала единая марксистско-ленинская теория культуры, рассматривающая культуру с материалистических и классовых позиций. "Класс, писал  К. Маркс имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т.3, с.46). При этом материальным основаниям в марксистско-ленинской теории культуры в конечном итоге отводится решающая роль в развитии культуры. Как существенный недостаток можно отметить незначительную роль, отводимую субъективной роли человека, духовной составляющей культуры. Однако нельзя не согласиться, например, со следующим заявлением В.И. Ленина: " Для того, чтобы быть культурным нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база" (Полн. собр.соч., 5 изд., т. 45, с. 377).

 

Заключение

 

В настоящее время наблюдаются  тенденции гуманизациии всех сфер деятельности человека, в том числе и производственных. Во главу угла ставятся интересы каждого конкретного человека, личности. Ключевая роль в процессе гуманитарной подготовке личности отводиться теперь изучению культуры. Данная работа - попытка самостоятельно и с помощью компетентных авторов изучить и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека, получить представление о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры.

 

Итак, первоначально понятие  культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка  земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека.

 

Понятие культуры может употребляться  в нескольких значениях. Во-первых, оно может служить для обозначения  какой-либо конкретной культурно-исторической общности, характеризуемой определёнными  пространственно-временными параметрами. Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных  форм отдельных народов.

 

В ХХ веке генезис культуры трактуется по-разному.

 

Список литературы

 

 

1. Культура, Большая советская  энциклопедия т. 13, третье издание,  Москва, издательство "Советская  энциклопедия", 1974г.

 

2. Культурология. Под редакцией  Радугина А.А., Москва, "Центр",1997

 

3. Арнольдов А.И. Человек  и мир культуры. М., 1992г.

 

4. Бубер М. Я и Ты М., 1993г.

 

5. Межуев В. М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1982г. N 10.

 

6. Свасьян К. А. Человек как творец культуры // Вопросы философии. 1987г. N 6.

 

7. Философия культуры. Ответственный  редактор Мжвениерадзе В. В. М., 1987г.

 

8. Культурология. XX век. Антология.  М., 1995г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История культурологии