Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:06, контрольная работа
В проблеме смыслов культуры нас обращает само понятие культурологии. Культурный мир, возникая на материале мира природы, приобретает новое качество, которого природный мир не знает - смысл. Проблема смыслов культуры является одной из ключевых в современном культурологическом знании. Это обусловлено тем, что любой материал в мире культуры представляет не столько себя, сколько иное, и смысловое пространство культуры существует, разворачивается и описывается в рамках бинарного кода, в основе которого лежит антропологически заданная оппозиция "я - другое". Смыслы раскрываются в процессе познания трех взаимосвязанных составляющих: генерации (возникновения), функционирования и интерпретации.
Введение
1. История понятия "культура"
2. Истоки современного понимания термина "культура"
3. Культура - типология определений
Заключение
Список литературы
Идеалистические учения неокантианца Э. Кассиера и швейцарского психолога и философа культуры К. Юнга легли в основу представлений о символических свойствах культуры. Ряд представителей психологии культуры, опирающихся на концепцию "локальных цивилизаций", стремились отыскать набор "культурных инвариантов", не сводимых друг к другу и не имеющих под собой реального общего субстракта. Такой взгляд нашел отражение в теории языкового релятивизма Э. Сепиера Б. Уорфа, в исследованиях конкретных культур Р. Бенедикт как обособленных "культурных конфигураций" и в общей позиции культурного релятивизма М. Херсковица. Напротив, сторонники феноменологического подхода к культуре, а также некоторые представители экзистенциалистской философии культуры выдвигают предположение об универсальном содержании, скрытом в любой частной культуре, исходя либо из утверждения об универсальности структур сознания (Э. Гуссерель, Германия), либо из постулата о психобиологическом единстве человечества (К. Юнг), либо из уверенности в наличии некоего "фундаментального основания, осевой изначальности" культуры, по отношению к которым все ее разновидности лишь "частности" или "шифры" (немецкие философы М. Хайдеггер и К. Ясперс).
В современных условиях ускоренного
научно-технического прогресса и
обострения ряда социальных противоречий
некоторые культурологи и социологи
приходят к выводу о невозможности
последовательного проведения идеи
единой культуры. Это находит отражение
в теориях полицентризма, исконной
противоположности Запада и Востока
теории, не разделяющие концепций
общих закономерностей
Разрыв гуманитарного и технического значения получил отражение в теории "двух культур" английского писателя Ч. Сноу. С ростом отчуждения личности в капиталистическом обществе оживились разные формы культурного нигилизма, представители которого отрицают понятие культуры, как фиктивное и абсурдное измышление. Подобного рода теории "контркультуры" имели распространение и в нашей стране после октября 1917 года.
3.2 Маркистско-ленинская теория культуры
Длительное время в нашей стране господствовала единая марксистско-ленинская теория культуры, рассматривающая культуру с материалистических и классовых позиций. "Класс, писал К. Маркс имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т.3, с.46). При этом материальным основаниям в марксистско-ленинской теории культуры в конечном итоге отводится решающая роль в развитии культуры. Как существенный недостаток можно отметить незначительную роль, отводимую субъективной роли человека, духовной составляющей культуры. Однако нельзя не согласиться, например, со следующим заявлением В.И. Ленина: " Для того, чтобы быть культурным нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база" (Полн. собр.соч., 5 изд., т. 45, с. 377).
Заключение
В настоящее время наблюдаются тенденции гуманизациии всех сфер деятельности человека, в том числе и производственных. Во главу угла ставятся интересы каждого конкретного человека, личности. Ключевая роль в процессе гуманитарной подготовке личности отводиться теперь изучению культуры. Данная работа - попытка самостоятельно и с помощью компетентных авторов изучить и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека, получить представление о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры.
Итак, первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека.
Понятие культуры может употребляться
в нескольких значениях. Во-первых,
оно может служить для
В ХХ веке генезис культуры трактуется по-разному.
Список литературы
1. Культура, Большая советская энциклопедия т. 13, третье издание, Москва, издательство "Советская энциклопедия", 1974г.
2. Культурология. Под редакцией Радугина А.А., Москва, "Центр",1997
3. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992г.
4. Бубер М. Я и Ты М., 1993г.
5. Межуев В. М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1982г. N 10.
6. Свасьян К. А. Человек как творец культуры // Вопросы философии. 1987г. N 6.
7. Философия культуры. Ответственный редактор Мжвениерадзе В. В. М., 1987г.
8. Культурология. XX век. Антология. М., 1995г.