История плаката в мировой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:21, реферат

Описание

Плакат – самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы и инструктажа. Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приема работы, определяют особый изобразительный язык плаката и его размеры. Плакаты быстро сменяют друг друга и, воздействую сравнительно короткое время, должны отличатся четким и ясным языком.

Содержание

Введение 3
Плакат в мире 4
Плакат в России 6
Знаменитые авторы плакатов. Дмитрий Моор. 8
Знаменитые авторы плакатов. Кукрыниксы. 15
Знаменитые авторы плакатов. Джеймс Монтгомери Флегг 16
Плакат сегодня 17

Работа состоит из  1 файл

Культорогия История Плаката.docx

— 58.78 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНЯИ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСТКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МИФИ» 

Кафедра социологии и гуманитарной культуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД  ПО КУЛЬТОРОЛОГИИ:

«История плаката в мировой культуре» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: студент группы К7-172

                Гусева  А. Е.

                Проверил: Ашмарин И.И 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва 2011г.

 

Оглавление

Введение 3

Плакат  в мире 4

Плакат  в России 6

Знаменитые  авторы плакатов. Дмитрий  Моор. 8

Знаменитые  авторы плакатов. Кукрыниксы. 15

Знаменитые  авторы плакатов. Джеймс Монтгомери Флегг 16

Плакат  сегодня 17 
 

 

Введение

 

Плакат –  самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной  политической агитации или служащий средством информации, рекламы и  инструктажа. Строго определенные функции  плаката диктуют выбор изобразительных  средств, приема работы, определяют особый изобразительный язык плаката и  его размеры. Плакаты быстро сменяют  друг друга и, воздействую сравнительно короткое время, должны отличатся четким и ясным языком. Плакат должен привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Зрителю в предельно краткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель. Именно такими задачами продиктованы относительно большие размеры плакатов. Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяется особенно острая типизация образа и широко используется такие условно-декоративные приемы как обобщение изображения, упрощение цветовых отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения. Текст должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения. Он не должен механически приставляться к изображению, а органически входить в него. Характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо читаться.

Виды плаката  разнообразны и разбиваются по своему назначению на несколько

групп.

Политический  плакат – является одной из самых  действенных форм политической агитации, воплощает изобразительные средства политические задачи и лозунги. Необычайно широка тематика политических плакатов: они посвящены борьбе за мир, направлены на разоблачение врагов и т.д. Многие плакаты создаются в честь  революционных праздников, международных  событий и т.д. Большое значение приобрели сатирические плакаты.

Информационно-рекламный  плакат – решает задачи информации, оповещение о разнообразных культурно-просветительных  мероприятиях или задачи рекламы  – ознакомления потребителей с товарами, услугами. Особыми качествами наделены театральные плакаты и киноплакаты. Выполняя задачи рекламирования спектаклей или кинофильмов, они должны отражать присущие данному зрелищу стиль, творческое устремления его авторов.

Учебно-инструктивный  плакат – преследует цели пропаганды научных знаний, методов труда, различных  правил и т.д. В отличие от других видов плаката, содержит значительное количество текста, целую серию рисунков и предназначается для более  длительного использования. 

 

Плакат  в мире

 

Первыми далекими предками плакатов являются т. н. "alba" - объявления или извещения, которые наподобие столбов или экранов ставились на улицах древнего Рима. В средние века этот обычай исчезает и начинает возрождаться только с расцветом городской культуры. Наполеоновские времена, вследствие возникновения национально-освободительных движений, рождают политические листовки с карикатурами, иногда увеличенного формата, чего требовала большая улица, многоликая толпа. В 1830-1840-е годы эта форма агитационного искусства органически соединила элементы литературные и изобразительные. Литография, а позже цвет внесли свои стилистические коррективы. В итоге на плакат обратили внимание такие выдающиеся художники, как П. Гаварни, Г. Доре, Ж.-И. Гранвиль. Плакаты, оповещавшие о выходе в свет журналов (Гранвиль - "Карикатюр") и книг (Доре - "Гаргантюа и Пантагрюэль", Гаварни - романы А. Дюма), чаще всего выставлялись в витринах книжных магазинов. В Германии в 1848 г. на плакате, названном "Боевой плакат", изображалась борьба демократии с реакцией. К концу XIX века, когда Ж. Шере разработал архитектонику, формальный язык плаката (лаконичность, сжатость мысли, пластический знак, тяготеющий к обобщенности и ритмизации формы), плакат заявил о себе как вид искусства с огромными возможностями. В это время к "театральному" плакату, не лишенному юмора, а порой и гротеска, обратились Тулуз-Лотрек и А. Стейнлен.

В Германии в  начале XX века большой вклад в  искусство плаката внесли "питомцы "Симплициссимуса" - Т.-Т. Гейне и Э. Преториус. Последний к тому же стал основателем школы иллюстрации и книжного дела в Мюнхене в 1909 г.

В 1920-1930-е годы сатирическим социальным плакатом занимается Г. Гросс ("Благодарность отчизны  вам гарантируется", 1924 и другие).

После второй мировой  войны искусство плаката было в кризисе из-за широкого распространения  фотографии. Но к 1960-1970-м годам новое  поколение французских художников (в том числе и карикатуристов) привносит в плакат свежие идеи и  формирует свою школу. Это юмористические плакаты Р.Савиньяка, остро-метафорические Ж.-М. Фолона и Ж.-А. Кардона и, конечно же, Ж. Эффеля, постоянного сотрудника "Юманите", который, помимо афиш, приглашающих на праздники и митинги, рисовал плакаты, рекламирующие шариковые ручки.  
Особая школа рекламного плаката возникла в Польше, хотя достижения были и у немцев, англичан, венгров. В Польше же вследствие того, что цензура не вмешивалась в работу художников и создание плакатов щедро финансировалось (был даже создан первый в мире музей плаката), авторы смогли максимально проявить свои способности, особенно художники, тяготеющие к карикатуре. Это Х.Томашевский - мастер графической шутки, Вишневский и Ф.Старовейский - приверженцы сюрреалистического мышления, озорной А.Чечот, Р. Цеслевич, В. Свежи и другие.  
В искусстве плаката ничего не пропадает. Давно умершие течения и стили все время возрождаются. Что уж говорить о приемах, отработанных в газетной и журнальной карикатуре. На международных варшавских выставках плаката европейцы впервые увидели работы американца С.Стейнберга и японца Ш.Фукуды - блестящих карикатуристов, не подпавших под влияние новейших компьютерных технологий. У машины нет и никогда не будет чувства юмора, придающего индивидуальную неповторимость художнику.

 

Плакат  в России

 

Первыми русскими сатирическими политплакатами можно назвать лубки, а позже - "ростопчинские афиши", разъясняющие москвичам "политический момент" 1812 года. В дореволюционной России политический плакат впервые достиг значительного развития в годы первой мировой войны. Гражданская война породила сатирические "Окна РОСТА" - оригинальную форму "скорострельного плаката", отзывающегося на злобу дня не только понятным, в меру условным рисунком, но и стихотворным текстом. Здесь на помощь приходил народный юмор: сказки, басни, поговорки, пословицы, а также опыт сатирической журнальной графики периода революции 1905-07 годов. Правда, не обходилось и без курьезов: супрематические смоленские "Окна" хотя и были порождением революционного искусства, не устроили большевиков. "Промелькнул" также Ильич с метлой (В. Дени "Тов. Ленин очищает землю от нечисти", 1920), что как-то принижало его образ, хотя и настраивало в целом на "вечный бой". С тех пор штык, метла, молоток, кулак надолго остались в сатирическом политическом плакате. Наивно-юмористически выглядит сейчас сцена на плакате В.Спасского (1919), где спасающийся с тонущего корабля рабочий выплывает на книге К.Маркса "Капитал". "У нас нет смеха ради смеха, утробного хохота оскаленного рта, как нет искусства для искусства. Искусство и смех - орудие борьбы". Д.Моор. Перед художниками старшего поколения, работавшими еще в дореволюционных юмористических журналах и признавших советскую власть, а также перед молодыми карикатуристами была поставлена цель - с помощью плаката уничтожать и разрушать старый строй, разоблачать роль капитала, срывать маски с его приспешников, бороться с его пережитками, воспитывать "нового человека"... Плакаты "Советская репка" (Д.Моор, 1920), "Есть ли бог и откуда произошла земля?" (М. Черемных, 1925), "Гнус" (В.Дени, 1931), "Лодырский паек" (А. Каневский, 1935) и другие упрощали мир, сжимая его в простую формулу, доступную для эмоционального восприятия полуграмотным человеком, каких было большинство в то время в России. Чтобы не погибнуть в быстроменяющемся мире, крестьянин, рабочий, советский служащий должен был усвоить новую знаковую систему, рассчитанную на толпу, приспособиться и соответственно поступать. Плакат все объяснял: что делать, что думать, что хвалить, что ругать, над чем смеяться.

В годы Великой  Отечественной войны сатирический плакат стал чуть ли не ведущим видом  искусства, наряду с карикатурой, благо  высмеивать врага и призывать  на борьбу с ним действительно  дело святое. На этой ниве потрудились  многие карикатуристы, в том числе  и в "Окнах ТАСС", созданных  на манер "Окон РОСТА". Объектов для  сатиры было достаточно - тупая фашистская система выдвигала вождей, внешний  вид и дела которых сами просились  на осмеяние. Несомненно, здесь выделялись работы Кукрыниксов, попавших в "черный список" нацистов. В 1956 г. В. Брискин и К. Иванов создали первый сатирический агитплакат. Вскоре родилась мастерская агитплаката, редколлегию которой возглавил Б. Ефимов. В Ленинграде была подобная же группа - "Боевой карандаш". Цель у художников оставалась прежняя: оружием сатиры и юмора "воспитывать в людях все лучшее, благородное и прогрессивное, учить их ненавидеть идеологического врага и бороться за мир во всем мире".

Хотя 1960-е годы и способствовали расширению рамок "социалистического реализма", общая идеологическая линия оставалась прежней, за редким исключением, преобладал плакат серый, предельно "разжеванный" сопутствующим текстом. Плакаты заказывались проверенным мастерам на вечные советские темы: Кукрыниксы, "Колониальные народы при свете факела свободы", 1957; В.Фомичев, "Вытекающие последствия", 1958; Б.Ефимов, "Корнесброд", 1961 (о тунеядстве); Н.Долгоруков, "Помпадур", 1963 (о чванстве); И.Семенов, "Бюрократический футбол", 1966. Перестройка вдохновила молодых художников-плакатистов, которые ринулись разоблачать сталинизм и крушить тоталитаризм. Старый сатирический плакат ушел в прошлое, но и "перестроечный" продержался недолго. Государству он был не нужен, и наиболее способные художники ушли в рекламу.

 

Знаменитые  авторы плакатов. Дмитрий  Моор.

 

Дмитрий Стахиевич Моор принадлежит к тем художникам-публицистам, "революцией мобилизованным и призванным", чьи произведения стали классическими образцами искусства советской политической графики. Можно с уверенностью сказать, что и среди них Моор выделяется своим ярким талантом, страстным, бескомпромиссным утверждением революционной действительности, непримиримым отношением к врагам Советской страны.

Моор - один из родоначальников советской политической графики, в первую очередь политического плаката и карикатуры. Вместе с другими прогрессивными деятелями культуры он активно участвовал в создании и становлении совершенно нового, советского агитационно-массового искусства, искусства партийного и глубоко народного, ясного и доходчивого по своей идейно-образной структуре, четкого по политической направленности. Связь с революционной действительностью на каждом этапе творчества художника определяла и выбор тематики и выразительную форму его плакатов, сатирических листов и карикатур. Моор оставался верен своим творческим принципам до конца жизни, которую безраздельно отдал Коммунистической партии, социалистической Родине.

Гражданственность - основной пафос его искусства. Ему  принадлежат слова: "Требования, которые вправе предъявить наша страна художнику, - необычайно велики. Он должен быть не только профессионалом, мастером своего дела, но и гражданином своей  страны, и средствами своего художественного  мастерства служить великому делу борьбы за социализм, за построение бесклассового  общества".

Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов) родился в 1883 году в Новочеркасске в семье горного инженера, который в 1898 году переехал с семьей в Москву. После окончания гимназии будущий художник поступает в Московский университет, где быстро сближается с революционно настроенной молодежью, принимает непосредственное участие в подготовке Декабрьского вооруженного восстания 1905 года.

Под влиянием революционных  событий Моор начинает создавать карикатуры, в основном на политические темы. Работы молодого художника стали появляться, начиная с 1908 года, в популярных журналах и газетах, таких как "Будильник", "Русское слово", "Утро России" ("Три конституции", 1908; "Юморист и перст", 1911; "Либерал", 1915 и многие другие). Они публикуются сначала под псевдонимом "Дор", потом "Мор", а позднее, под влиянием шиллеровской драмы "Разбойники", под псевдонимом "Моор".

Молодой художник много, настойчиво работает над техникой рисунка, стремится выработать свой стиль - лаконичный и выразительный. С каждым годом его изобразительный  язык совершенствуется. Все чаще ему  удаются не просто забавные юмористические рисунки, а острые сатирические карикатуры, откликающиеся на события общественно-политической жизни страны.

Истоки политических рисунков Моора связаны с традициями и достижениями русской революционной графики 1905 года, ее гражданственностью и высоким художественным уровнем, а также со стилем немецкого журнала "Симплициссимус", пользовавшегося в те годы большим общественным признанием. В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, политическая обстановка обостряется, и карикатуры Моора быстро реагируют на подъем революционного движения в стране. Многие сатирические рисунки художника достигают такой остроты, что их не пропускает цензура. Так, например, с группой молодых литераторов и художников, среди которых был и Демьян Бедный, Моор участвовал в издании журнала "Волынка", но ни один из подготовленных четырех номеров журнала не был разрешен к выпуску в свет. Сохранились его рисунки для этого журнала - "Выборщик", "Пусть их отсюда выберут" (1912) и другие, рассказывающие о том, как царское правительство готовит "свободные" выборы в IV Государственную думу. "Впрочем,- вспоминал впоследствии художник,- иногда царские цензоры проявляли своеобразный либерализм и разрешали к печати некоторые мои карикатуры на министров. Я надевал им на головы фески, изменял слегка форму носов и называл турецкими министрами... 1912-1915 годы особенно были напряженны по работе над собой. Зарисовок и этюдов (акварель-масло) сделал громадное количество".

Информация о работе История плаката в мировой культуре