История плаката в мировой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:21, реферат

Описание

Плакат – самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы и инструктажа. Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приема работы, определяют особый изобразительный язык плаката и его размеры. Плакаты быстро сменяют друг друга и, воздействую сравнительно короткое время, должны отличатся четким и ясным языком.

Содержание

Введение 3
Плакат в мире 4
Плакат в России 6
Знаменитые авторы плакатов. Дмитрий Моор. 8
Знаменитые авторы плакатов. Кукрыниксы. 15
Знаменитые авторы плакатов. Джеймс Монтгомери Флегг 16
Плакат сегодня 17

Работа состоит из  1 файл

Культорогия История Плаката.docx

— 58.78 Кб (Скачать документ)

Творческие интересы Моора не ограничивались только карикатурой. Он с увлечением работал над рекламой к прочно завоевавшим умы и сердца немым кинофильмам. Сохранившиеся эскизы - свидетельство изобретательности художника, умения заинтересовать зрителя и в то же время передать основное содержание фильма ("Вор", "Солнцем спаленные", "Тяжба" и другие). Ему удавались и концертные афиши (плакат к выступлению А. Вертинского).

Мир искусства, общественная жизнь того времени  нашли своеобразное воплощение в  серии артистически выполненных  в 1912 году юмористических рисунков "Артисты  и общественные деятели в костюмах" ("К. Станиславский", "А. Бахрушин" и другие).

Революционная ситуация в России привела к Февральской  революции 1917 года. В эти дни Моор работает много и плодотворно. Большой успех имели его антимонархические карикатуры и среди них "Архивная достопримечательность" (1917), острие которой было направлено на Николая II. Вслед за ней появилась карикатура на генерала Корнилова - "Коронование чудовищ" с подписью "Нам это чудовище не нравится". По воспоминаниям художника, один из белых офицеров пришел от этого сатирического рисунка в такую ярость, что предложил "затянуть проволокой горло этого Моора"... "Будильник", где была опубликована эта карикатура, с февраля 1917 года левеет и сближается с большевистской печатью. Лучшие карикатуры Моора отличались не только широтой тематики и емкостью обобщений, но и богатым арсеналом изобразительных средств, разными оттенками комического - юмором, иронией, но чаще всего сатирой и сарказмом.

С первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции Моор отдал свое искусство народу, партии большевиков. Особое значение для идейно-творческого роста художника имело его сотрудничество в знаменитых "Окнах РОСТА" с В. Маяковским, М. Черемных, И. Малютиным. Он трудился и над росписями агитпоездов, отправляющихся на фронт.

С особой силой  и полнотой проявился талант художника  в работе над политическим плакатом, создаваемым для ПУРа. С лета 1919 года Моор - сотрудник его литературно-издательского отдела, вскоре становится заведующим агитационно-художественной частью. Организационная деятельность Моора была неразрывно связана с решением многих назревших задач, и, прежде всего, с увеличением выпуска тиражного печатного плаката, ставшего одним из главных проводников идей Коммунистической партии и Советской власти среди многомиллионных масс трудящихся. Сохранились воспоминания Моора о том незабываемом, героическом времени. "Наступила Великая пролетарская революция. Она дала мне огромные возможности в работе. Теперь я мог вступить в бой против врагов рабочего класса на защиту завоеваний революции... Не оставляя работы в печати, я искал новых массовых форм изобразительной речи. Я стремился к тому, чтобы язык художника звучал наравне с речью политического оратора. Такой трибуной для меня явился революционный плакат. Плакаты того времени ожесточенно боролись с контрреволюцией, вдохновляя красных бойцов к победе, призывая тыл к активной помощи фронту". В ранних плакатах, таких как "Петрограда не отдадим", "Смерть мировому империализму" (1919) и других, заметно увлечение аллегорическими, мифологическими образами, символическими атрибутами. Противоборство пролетариата с силами интервенции и белогвардейцами трактуется несколько наивно.

Однако очень  скоро Моор, чутко реагировавший на требования революционной действительности, преодолевает привычную, но устаревшую символику, и его агитационные плакаты наполняются убедительными, жизненными образами, ярко и доходчиво воплощающими революционные идеи.

Много дает обращение  к животворным традициям народного  лубка. Острой сатирической характеристикой  наделены персонажи его плаката-лубка "Прежде один с сошкой, семеро с  ложкой. Теперь кто не работает, тот  не ест" (1918). Красной Армии, ее растущей силе посвящены яркие, жизнерадостные, задорные плакаты-лубки: "Рано пташечка запела..." (1919), "Советская репка" (1920).

1920-й год стал  этапным в творчестве Моора. Его энергичные поиски жизненного, политически точного, выразительного плакатного образа обрели наиболее законченное, яркое воплощение в таких известных листах, как "Врангель еще жив, добей его без пощады", "Красный подарок белому пану". В этом же году им был создан знаменитый плакат "Ты записался добровольцем?". В 1921 году - потрясающий по силе эмоционального воздействия агитационный плакат "Помоги".

Эти произведения - выдающиеся образцы советского политического  плаката принесли Моору широкую известность не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Они показали, что молодое, делающее, казалось бы, первые шаги искусство Советской страны уже способно создавать произведения высокого идейно-художественного уровня и огромного эмоционального накала. Обращенные к массам, они находили живой отклик у миллионов трудящихся, поднимая их на борьбу, на ратные и трудовые подвиги.

Плакат "Врангель еще жив, добей его без пощады" был напечатан очень большим  для того времени тиражом в 65 тысяч  экземпляров - настолько велика была в нем потребность.

Плакат успешно  решал конкретные агитационные задачи, четко показывал соотношение  сил революции и контрреволюции.

Благодаря броской  доходчивой композиции, он воспринимался, захватывал зрителя с первого  взгляда. Предельную выразительность  образу придавали напряженная динамика чудовищной руки Врангеля, протянувшейся  к Донбассу - угольной кладовой страны, и взмах сильных рук красноармейца, занесшего над врагом богатырский  меч. С таким успехом использованный в плакате прием противопоставления на одном листе героики и сатиры позднее получит широкое развитие в творчестве Моора и станет завоеванием советской политической графики.

Так, в плакате "Красный подарок белому пану" - это вполне реалистичные, сильные, жизнерадостные красноармеец и рабочий и карикатурно-маленький смешной пан. В крупноплановых героических образах, а также в словах "красный подарок", играющих активную смысловую роль в композиции плаката, преобладает красный цвет, определяющий и стилевое единство и убедительность, мажорное звучание плаката в целом. Плакат "Ты записался добровольцем? стал классическим образцом, можно сказать эталоном советского политического плаката, в нем с огромной агитационной силой воплотились революционная страсть и гражданский долг, чувство ответственности за судьбу молодой Советской страны. Много лет спустя, незадолго до Великой Отечественной войны, Моор, говоря о силе воздействия плаката на зрителя, приводил его в пример: "На этом плакате - красноармеец, указывающий пальцем, глаза его устремлены прямо на зрителя и поворачиваются по ходу его. Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами".

Энергичная фигура красноармейца дана крупным планом на светлом фоне с обобщенно намеченными  корпусами и дымящимися трубами  заводов. Ведущий цвет - красный. Он занимает большую часть листа  и рождается из самой сути образного  строя. Активность, драматизм образа красного воина подчеркнуты, усилены  не только энергичным призывным жестом его правой руки, обращенным к зрителям, но и развернутой вглубь левой  рукой, сжимающей винтовку... Лицо, взгляд выражают страстный призыв, решимость, готовность пойти на любые жертвы во имя победы революции. Плакат овеян  гражданским пафосом и оптимизмом - верой в стойкость и мужество народа, верой в неотвратимую победу сил революции. Работе художника  над плакатом "Помоги" (1921) предшествовала выставка в Москве, где были собраны  экспонаты, рассказывавшие о страшном бедствии - голоде в Поволжье. Моор был не только одним из организаторов выставки, он немедленно пришел на помощь голодающим своим искусством. Как вспоминал художник: "Классовые враги напрягали все усилия, чтобы помешать помощи голодающим. Плакат мной и был задуман с тем, чтобы прежде всего воздействовать на малосознательные элементы населения, поддающиеся контрреволюционной пропаганде. Вначале, когда я собрал все впечатления голода, мне казалось, что каждое из них настолько значительно, что я не имею права не рассказать об этом зрителю, и я хотел дать фигуру голодного крестьянина, окруженного изображением всех этих ужасов.

Но, преодолев  литературные соображения, я нашел  образ, который, как мне казалось, должен быть красноречивей всех рассказов. Это пустой, высохший, сломленный посредине  колос, пронизывающий тело голодного  крестьянина. В этом колосе я хотел  представить и выжженные солнцем  бесплодные степи, и вспухшие от голода животы, и слезы матерей...".

На черном фоне художник изобразил иссохшую, напоминающую скелет фигуру старика крестьянина  в белом. Она словно движется прямо  на зрителя, взывая о помощи. В этом образе достигнута предельная концентрация человеческого страдания, усиленная  лаконичным призывом "Помоги". В  годы гражданской войны, в революционной  буре сложились основные принципы политического  плаката Моора - масштабное понимание темы, всегда исполненной большого гражданского звучания, широкий диапазон героики и сатиры, высокий публицистический накал.

В мирное время, в годы борьбы с разрухой и позже, когда партия начала борьбу за социалистическое переустройство города и деревни, перед  агитационно-массовым искусством встали новые задачи. Нужно было разъяснять широким массам трудящихся смысл  событий, происходящих в стране, мобилизовывать на борьбу с классовым врагом, рассказывать о международной политике партии, о ее борьбе с остатками белогвардейщины, империалистическим окружением, нарождающимся фашизмом. В 20-е - начале 30-х годов главенствующую роль начинает играть газетно-журнальная карикатура. И Моор становится одним из ведущих художников этого жанра. Он напряженно, с полной отдачей творческих сил работает в "Правде", "Известиях", "Комсомольской правде", "Крокодиле" и других крупнейших газетах и журналах. Моор понимал, что язык и приемы дореволюционной карикатуры не могут удовлетворить новым требованиям, не должны быть механически перенесены в советские газеты и журналы. Он находит оригинальные художественные средства, с помощью которых разоблачает внутренних и внешних врагов Советской власти. В те годы карикатуры помещались на первой странице газеты, их значение было настолько велико, что они приравнивались к передовой статье. Но Моор, как правило, не ограничивался созданием только одной карикатуры. Он активизировал всю газетную полосу, нередко помещая на ней несколько рисунков, привлекал внимание читателей к наиболее важным статьям, обостряя их восприятие.

В 1922 году Моор вместе с группой художников участвует в организации журнала "Крокодил", ставшего вскоре ведущим сатирическим изданием страны. Публикуемые в нем карикатуры художника бьют без промаха, они злободневны и остры ("Буржуй и еж", 1920-е г.; "Блажен, кто верует", 1923 и другие).

Но любимым  детищем Моора стал журнал "Безбожник у станка". Первый номер его вышел в январе 1923 года, и до 1928 года Моор был его фактическим руководителем.

Журнал быстро завоевывает широкую известность, его тематика становится более широкой  и разнообразной. Помимо антирелигиозной  пропаганды в сфере внимания редакции - вопросы социалистического строительства, бытовые и историко-культурные. Журнал освещает и актуальные проблемы международной  жизни. Карикатуры и рисунки, создаваемые  Моором, были органично связаны с текстовой частью, нередко даже играли главную роль в раскрытии темы.

Сатирические  рисунки Моора на антирелигиозные темы до сих пор привлекают своей убедительностью, изобретательностью, доходчивостью, смелым и блестящим мастерством. Он создавал целые циклы, такие как рисунки к "Занимательному евангелию" Л. Таксиля, "Веселым рассказам из священной истории" А. Логинова. Некоторые из антирелигиозных рисунков включены в этот альбом ("Грехопадение", 1926; "Всевидящее око", 1925; "Продукция сельского хозяйства растет - бога тоска берет", 1927 и другие).

Антирелигиозная деятельность Моора получила известность далеко за пределами нашей страны. Во многих капиталистических странах журнал "Безбожник у станка" из года в год вносился в список запрещенных изданий. С другой стороны, прогрессивные издательства при возможности охотно перепечатывали рисунки Моора, иногда даже по нескольку карикатур сразу. Важное место в творчестве Моора занимала внешнеполитическая сатира. Она беспощадно и последовательно разоблачала империализм, его античеловечность и агрессивность, лицемерие и ханжество. Сам художник считал, что главная задача карикатуриста-международника заключается в том, чтобы как можно более четко выявить классовую сущность врага, бить без промаха по самым уязвимым его местам, используя разнообразные формы сатиры. Политические карикатуры Моора до сих пор служат примером искусства партийного, активного, сражающегося ("Отче наш, капитал!", 1923; "Черные вороны готовят разбойничий набег на СССР", 1930). В тридцатые годы Моор продолжает развивать свои принципы идейно насыщенной, боевой карикатуры. Он создает великолепные образцы сатиры, используя широкий диапазон изобразительных приемов - гротеск, гиперболу, изобразительную метафору, аллегорию.

Особая страница творческой биографии художника - его  работа над сатирическим портретом-шаржем. Моор создал целую галерею образов заправил капиталистического мира, их приспешников и слуг, в том числе поднимающих голову фашистских главарей. Благодаря органичному сочетанию элементов гротеска и гиперболы с метко подмеченными конкретными портретными чертами художник достигал предельно точной и беспощадно острой характеристики сатирических персонажей.

В 1931 году вышел  сборник "Кто они такие", где  под сатирические стрелы художника  попали такие известные политические деятели того времени, как Носке, Цергибель, Пуанкаре, Поль Бонкур и другие. Сборник, включавший 100 политических памфлетов, имел четыре раздела - "Хозяева", "Приказчики", "Социал-фашисты", "Фашисты" и с исчерпывающей глубиной и убедительностью характеризовал не только крупных империалистических хищников, но и их подручных.

Информация о работе История плаката в мировой культуре