История плаката в мировой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:21, реферат

Описание

Плакат – самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы и инструктажа. Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приема работы, определяют особый изобразительный язык плаката и его размеры. Плакаты быстро сменяют друг друга и, воздействую сравнительно короткое время, должны отличатся четким и ясным языком.

Содержание

Введение 3
Плакат в мире 4
Плакат в России 6
Знаменитые авторы плакатов. Дмитрий Моор. 8
Знаменитые авторы плакатов. Кукрыниксы. 15
Знаменитые авторы плакатов. Джеймс Монтгомери Флегг 16
Плакат сегодня 17

Работа состоит из  1 файл

Культорогия История Плаката.docx

— 58.78 Кб (Скачать документ)

Метод работы над  политическими карикатурами был  Моором детально разработан и сформулирован: "Так как карикатура должна быть четка, понятна, выразительна и проста, то и средства для ее исполнения должны стремиться к пределам выразительности, четкости и простоты. Простота средств в пределе - это не упрощение формы лица или предмета, - это дешево стоит, - а нахождение его наибольшей выразительности, то есть тот отжим, отстой предмета или лица, который получается после долгого его изучения для наиболее выразительного его использования, когда поставлена цель: наиболее ярко и ясно передать все основные качества это-

Особенно запоминаются жесты его сатирических "героев". Автомобильный король Генри Форд - ханжа с кротко сложенными руками. Английский миллионер Мак-Кенна торжествующе поднял вверх руку, другой рукой он опирается на земной шар, несколько сплющившийся под его давлением. Раймон Пуанкаре - "Пуанкаре-война" опустил большой палец толстой руки вниз жестом римского патриция, требующего смерти. В сборнике "Кто они такие", как и в газетных карикатурах, Моор широко применял свой излюбленный прием контрастного противопоставления черного и белого цветов, что обостряло восприятие образов политических деятелей мира капитализма, делая их зловещими, чудовищными, отталкивающими.

Моор предъявлял высокие требования к искусству карикатуры. От художников-карикатуристов он требовал политической зрелости, способности оперативно откликаться на события, постоянного совершенствования мастерства. "Злободневность - одна из сильных, решающих сторон карикатуры,- писал Моор.- Каждую минуту она знает своего прямого врага - то явление, лицо, событие, которое она хочет осмеять, разоблачить, уничтожить. Знать врага - это значит изучить его силу и слабость. Это значит определить его классовую сущность... Злободневность является синонимом массовости... Вскрывая сущность классовых явлений, конечно, нельзя "скользить по поверхности жизни". Наша советская карикатура тем и сильна, что она классово понимает мир, классово его трактует и стремится перестроить и исправить его".

Обостренное политическое чутьё художника дало толчок к  созданию в 1930 году антиимпериалистического  плаката "Черные вороны готовят разбойничий  набег на СССР. Пролетарий - будь начеку!", получившего широкую известность. Со свойственной Моору страстью и драматизмом плакат напоминал, что благословляемые католической церковью агрессивные империалистические круги Запада готовятся к войне с молодым социалистическим государством. Зловещее жерло пушки было направлено на каждого, кто проходил мимо. Плакат вместе с тем не запугивал, а мобилизовывал, призывал советских людей к боевой готовности.

В 1937 году художник создает новый вариант этой композиции "Трудящийся, будь начеку...", где  черная пушка олицетворяет войну, развязываемую  фашизмом, несущим смерть и страдания  народам.

В журнальных рисунках, как и плакатах, создаваемых в  эти годы, Моор чаще работал с цветом, нередко смело экспериментировал, всегда помня о возможностях полиграфии.

Великую Отечественную  войну Моор встретил во всеоружии зрелого мастерства и с первых же ее дней трудился с полным напряжением всех своих творческих сил, разоблачая звериную сущность немецкого фашизма. В историю советской политической сатиры тех лет наряду с плакатами Моора вошла его сатирическая серия "Жизнь и мысли Франца-Ганса-Амалии Шульца" - обличительный документ огромного эмоционального накала. В пятидесяти шести листах серии рассказывается история гитлеровского солдата, грабителя и убийцы, его кровавый путь и бесславный конец. По сути дела это обобщенный образ фашиста с его моральной опустошенностью и человеконенавистнической философией.

Листы серии  можно разделить на две группы: остросатирические и трагические. В первых используются характерные  особенности мооровских карикатур - гиперболизация и гротеск, "говорящие" детали. С их помощью от листа к листу перед зрителем раскрывается звериный облик германского фашизма, его беспредельная жестокость и моральное убожество, формируются чувства ненависти и презрения, уверенности в окончательной победе сил разума и добра тех, кто несет человечеству свободу и светлое будущее - советских людей. Особую выразительность их образам придают трагические ситуации, в которых показывает их нам художник. Особенно запоминается лист "Лучший способ наступать - это посылать впереди танков женщин и детей". На фоне танка, из люка которого выглядывает тупой и самодовольный Фриц, вырисовываются скорбные фигуры женщин с детьми, которых под страхом смерти гитлеровцы заставили идти впереди танков. Эмоциональный накал рисунка определяет силуэт фигуры первого плана. Повернувшись к врагам, женщина грозит гневно сжатым кулаком. Художник сумел передать в ее образе беспредельное мужество русских людей, их моральное превосходство над гитлеровцами, которые добились временных успехов, но впереди их ждет поражение и бесславный конец.

Сила идейно-художественного  воздействия этой серии на зрителя  во многом зависела и от коротких гневных  подписей, автором которых был  сам Моор.

Среди произведений, созданных художником в военные  годы, поистине общенародной известностью пользовались его карикатуры, публиковавшиеся  во многих газетах и журналах, а  также плакат-лубок "Рассказ старухи" с текстом М. Исаковского.

На протяжении многих лет Моор уделял большое внимание работе над книжной иллюстрацией. Он иллюстрировал рассказы, стихи, романы, повести. Уже с первых опытов в этой области, с рисунков к рассказу А. Серафимовича "Бунт" (1924), рассказу Г. Успенского "Власть земли" (1929), Моор вырабатывает свои принципы книжной иллюстрации, стараясь найти логичное соотношение рисунка и текста. Чаще всего он сам делал макет будущей книги, придавая большое значение выразительности шрифта. В 30-е годы художник успешно работает над произведениями советской и зарубежной литературы. Его иллюстрации к "Веселым рассказам из священной истории" А. Логинова, к "Богословскому словарю" П. Гольбаха, к "Диспуту" Г. Гейне, позже к рассказам М. Твена, к книге А. Барбюса "В огне" и, наконец, к поэме В. Маяковского "Хорошо!" красноречиво свидетельствуют о продуманности и последовательности взглядов Моора на задачи художника в изданиях литературы разных видов. Ему принадлежат слова о том, что "книга является для современного читателя другом, советчиком, она должна иметь удобный портативный формат и такое оформление, которое способствовало бы наилучшему освоению ее содержания". В годы Великой Отечественной войны патриотические чувства Моора нашли свое воплощение и в цикле иллюстраций к замечательному памятнику древнерусской культуры - "Слову о полку Игореве". Образы русских воинов и полководцев Игоря Святославича и Всеволода Святославича полны благородной отваги, истинно былинной мощи. Силы природы, вполне реальной, нам знакомой и близкой и в то же время сказочной, усиливают драматический и лирический накал рисунков ("Битва", "Коршун" и другие).

Графический язык иллюстраций напоминает своей торжественной  строгостью, условностью древнерусскую  иконопись. В них можно найти  элементы стилизации, введенные художником с большим вкусом и тактом. Моор был яркой талантливой личностью, натурой цельной, богатой. Титаническую творческую деятельность он совмещал с преподаванием, общественной работой. Его перу принадлежит ряд статей, посвященных вопросам развития советского политического плаката и карикатуры, которые до сих пор не потеряли своей ценности для анализа и обобщения теории, истории и практики советского агитационно-массового искусства. В 1931 году Моор избирается председателем плакатной секции Государственной Академии искусств и плакатной секции МОССХа. С 1922 по 1932 год он преподавал во Вхутемасе на кафедре литографии, позже - в Полиграфическом институте на кафедре плаката. Учениками Моора были многие выдающиеся советские художники - Кукрыниксы, А. Каневский, Б. Пророков, В. Горяев и другие.

Моор очень любил творческую, ищущую молодежь, многим начинающим свой путь в искусстве он оказывал поддержку добрым словом, советом. Подчинив всю свою жизнь творческой работе, он требовал этого и от собратьев по искусству, особенно от молодежи.

В статье "Портрет  моего друга" П. Алякринский вспоминает: "Я любил его за твердость и непримиримость во взглядах на жизнь, искусство и на высокое значение в нашей особенной жизни звания художника. Он ненавидел все темное и серое, мешающее шагать революционному, всегда полно насыщенному идеями искусству. Он презирал - учил других презирать мещанство, карьеризм и халтуру".

В 1946 году Дмитрий  Стахиевич Моор ушел из жизни. До самых последних дней он оставался художником-борцом, новатором, патриотом, художником-большевиком.

Глубина знания жизни Советской страны, огромная ответственность за ее судьбу давали мощный импульс партийному, революционному искусству Моора.

 

Знаменитые  авторы плакатов. Кукрыниксы.

 

Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области], Соколов Николай Александрович [р. 8(21).7.1903, Москва]. Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958).

Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М.Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт", тушь, 1933-34; "О дряни", тушь, гуашь и др., 1959-60).

Большую роль в  патриотическом воспитании советских  людей сыграли карикатуры, плакаты  и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.

С 20-х гг. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель.

В станковой  живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм ["Бегство фашистов из Новгорода", 1944-46, Русский музей, Ленинград; "Конец", 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; "Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)", 1967; обе - в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П.Н.Крылову, а в 1973 Н.А.Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Знаменитые  авторы плакатов. Джеймс Монтгомери Флегг

 

Джеймс Монтгомери Флэгг (18 июня 1877 – 27 мая 1960) был американским художником и иллюстратором. Он работал в СМИ в пределах от живописи изобразительного искусства к cartooning, но лучше всего помнится для его пропагандистских эмблем.Flagg родился в Поместье Pelham, Нью-Йорке. Он был восторженным о рисунке от молодого возраста, и принял иллюстрации национальными журналами возрастом 12 лет. 14 он был способствующим художником для журнала Жизни, и следующий год был в штате другого журнала, Судьи. С 1894 до 1898, он посетил Лигу Студентов отделения гуманитарных наук Нью-Йорка. Он изучил изобразительное искусство в Лондоне и Париже от 1898–1900, после которого он возвратился в Соединенные Штаты, где он произвел бесчисленные иллюстрации для книг, обложек журнала, политических и юмористических мультфильмов, рекламы, и рисунков пятна. Среди его созданий был комикс, который регулярно казался в Судье с 1903 до 1907, о характере бродяги, названном Нервный Туземным.

Информация о работе История плаката в мировой культуре