Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:21, реферат
Плакат – самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы и инструктажа. Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приема работы, определяют особый изобразительный язык плаката и его размеры. Плакаты быстро сменяют друг друга и, воздействую сравнительно короткое время, должны отличатся четким и ясным языком.
Введение 3
Плакат в мире 4
Плакат в России 6
Знаменитые авторы плакатов. Дмитрий Моор. 8
Знаменитые авторы плакатов. Кукрыниксы. 15
Знаменитые авторы плакатов. Джеймс Монтгомери Флегг 16
Плакат сегодня 17
Метод работы над политическими карикатурами был Моором детально разработан и сформулирован: "Так как карикатура должна быть четка, понятна, выразительна и проста, то и средства для ее исполнения должны стремиться к пределам выразительности, четкости и простоты. Простота средств в пределе - это не упрощение формы лица или предмета, - это дешево стоит, - а нахождение его наибольшей выразительности, то есть тот отжим, отстой предмета или лица, который получается после долгого его изучения для наиболее выразительного его использования, когда поставлена цель: наиболее ярко и ясно передать все основные качества это-
Особенно запоминаются жесты его сатирических "героев". Автомобильный король Генри Форд - ханжа с кротко сложенными руками. Английский миллионер Мак-Кенна торжествующе поднял вверх руку, другой рукой он опирается на земной шар, несколько сплющившийся под его давлением. Раймон Пуанкаре - "Пуанкаре-война" опустил большой палец толстой руки вниз жестом римского патриция, требующего смерти. В сборнике "Кто они такие", как и в газетных карикатурах, Моор широко применял свой излюбленный прием контрастного противопоставления черного и белого цветов, что обостряло восприятие образов политических деятелей мира капитализма, делая их зловещими, чудовищными, отталкивающими.
Моор предъявлял высокие требования к искусству карикатуры. От художников-карикатуристов он требовал политической зрелости, способности оперативно откликаться на события, постоянного совершенствования мастерства. "Злободневность - одна из сильных, решающих сторон карикатуры,- писал Моор.- Каждую минуту она знает своего прямого врага - то явление, лицо, событие, которое она хочет осмеять, разоблачить, уничтожить. Знать врага - это значит изучить его силу и слабость. Это значит определить его классовую сущность... Злободневность является синонимом массовости... Вскрывая сущность классовых явлений, конечно, нельзя "скользить по поверхности жизни". Наша советская карикатура тем и сильна, что она классово понимает мир, классово его трактует и стремится перестроить и исправить его".
Обостренное политическое чутьё художника дало толчок к созданию в 1930 году антиимпериалистического плаката "Черные вороны готовят разбойничий набег на СССР. Пролетарий - будь начеку!", получившего широкую известность. Со свойственной Моору страстью и драматизмом плакат напоминал, что благословляемые католической церковью агрессивные империалистические круги Запада готовятся к войне с молодым социалистическим государством. Зловещее жерло пушки было направлено на каждого, кто проходил мимо. Плакат вместе с тем не запугивал, а мобилизовывал, призывал советских людей к боевой готовности.
В 1937 году художник создает новый вариант этой композиции "Трудящийся, будь начеку...", где черная пушка олицетворяет войну, развязываемую фашизмом, несущим смерть и страдания народам.
В журнальных рисунках, как и плакатах, создаваемых в эти годы, Моор чаще работал с цветом, нередко смело экспериментировал, всегда помня о возможностях полиграфии.
Великую Отечественную войну Моор встретил во всеоружии зрелого мастерства и с первых же ее дней трудился с полным напряжением всех своих творческих сил, разоблачая звериную сущность немецкого фашизма. В историю советской политической сатиры тех лет наряду с плакатами Моора вошла его сатирическая серия "Жизнь и мысли Франца-Ганса-Амалии Шульца" - обличительный документ огромного эмоционального накала. В пятидесяти шести листах серии рассказывается история гитлеровского солдата, грабителя и убийцы, его кровавый путь и бесславный конец. По сути дела это обобщенный образ фашиста с его моральной опустошенностью и человеконенавистнической философией.
Листы серии
можно разделить на две группы:
остросатирические и
Сила идейно-художественного воздействия этой серии на зрителя во многом зависела и от коротких гневных подписей, автором которых был сам Моор.
Среди произведений, созданных художником в военные годы, поистине общенародной известностью пользовались его карикатуры, публиковавшиеся во многих газетах и журналах, а также плакат-лубок "Рассказ старухи" с текстом М. Исаковского.
На протяжении многих лет Моор уделял большое внимание работе над книжной иллюстрацией. Он иллюстрировал рассказы, стихи, романы, повести. Уже с первых опытов в этой области, с рисунков к рассказу А. Серафимовича "Бунт" (1924), рассказу Г. Успенского "Власть земли" (1929), Моор вырабатывает свои принципы книжной иллюстрации, стараясь найти логичное соотношение рисунка и текста. Чаще всего он сам делал макет будущей книги, придавая большое значение выразительности шрифта. В 30-е годы художник успешно работает над произведениями советской и зарубежной литературы. Его иллюстрации к "Веселым рассказам из священной истории" А. Логинова, к "Богословскому словарю" П. Гольбаха, к "Диспуту" Г. Гейне, позже к рассказам М. Твена, к книге А. Барбюса "В огне" и, наконец, к поэме В. Маяковского "Хорошо!" красноречиво свидетельствуют о продуманности и последовательности взглядов Моора на задачи художника в изданиях литературы разных видов. Ему принадлежат слова о том, что "книга является для современного читателя другом, советчиком, она должна иметь удобный портативный формат и такое оформление, которое способствовало бы наилучшему освоению ее содержания". В годы Великой Отечественной войны патриотические чувства Моора нашли свое воплощение и в цикле иллюстраций к замечательному памятнику древнерусской культуры - "Слову о полку Игореве". Образы русских воинов и полководцев Игоря Святославича и Всеволода Святославича полны благородной отваги, истинно былинной мощи. Силы природы, вполне реальной, нам знакомой и близкой и в то же время сказочной, усиливают драматический и лирический накал рисунков ("Битва", "Коршун" и другие).
Графический язык иллюстраций напоминает своей торжественной строгостью, условностью древнерусскую иконопись. В них можно найти элементы стилизации, введенные художником с большим вкусом и тактом. Моор был яркой талантливой личностью, натурой цельной, богатой. Титаническую творческую деятельность он совмещал с преподаванием, общественной работой. Его перу принадлежит ряд статей, посвященных вопросам развития советского политического плаката и карикатуры, которые до сих пор не потеряли своей ценности для анализа и обобщения теории, истории и практики советского агитационно-массового искусства. В 1931 году Моор избирается председателем плакатной секции Государственной Академии искусств и плакатной секции МОССХа. С 1922 по 1932 год он преподавал во Вхутемасе на кафедре литографии, позже - в Полиграфическом институте на кафедре плаката. Учениками Моора были многие выдающиеся советские художники - Кукрыниксы, А. Каневский, Б. Пророков, В. Горяев и другие.
Моор очень любил творческую, ищущую молодежь, многим начинающим свой путь в искусстве он оказывал поддержку добрым словом, советом. Подчинив всю свою жизнь творческой работе, он требовал этого и от собратьев по искусству, особенно от молодежи.
В статье "Портрет моего друга" П. Алякринский вспоминает: "Я любил его за твердость и непримиримость во взглядах на жизнь, искусство и на высокое значение в нашей особенной жизни звания художника. Он ненавидел все темное и серое, мешающее шагать революционному, всегда полно насыщенному идеями искусству. Он презирал - учил других презирать мещанство, карьеризм и халтуру".
В 1946 году Дмитрий Стахиевич Моор ушел из жизни. До самых последних дней он оставался художником-борцом, новатором, патриотом, художником-большевиком.
Глубина знания жизни Советской страны, огромная ответственность за ее судьбу давали мощный импульс партийному, революционному искусству Моора.
Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области], Соколов Николай Александрович [р. 8(21).7.1903, Москва]. Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958).
Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М.Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт", тушь, 1933-34; "О дряни", тушь, гуашь и др., 1959-60).
Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.
С 20-х гг. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель.
В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм ["Бегство фашистов из Новгорода", 1944-46, Русский музей, Ленинград; "Конец", 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; "Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)", 1967; обе - в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П.Н.Крылову, а в 1973 Н.А.Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Джеймс Монтгомери Флэгг (18 июня 1877 – 27 мая 1960) был американским художником и иллюстратором. Он работал в СМИ в пределах от живописи изобразительного искусства к cartooning, но лучше всего помнится для его пропагандистских эмблем.Flagg родился в Поместье Pelham, Нью-Йорке. Он был восторженным о рисунке от молодого возраста, и принял иллюстрации национальными журналами возрастом 12 лет. 14 он был способствующим художником для журнала Жизни, и следующий год был в штате другого журнала, Судьи. С 1894 до 1898, он посетил Лигу Студентов отделения гуманитарных наук Нью-Йорка. Он изучил изобразительное искусство в Лондоне и Париже от 1898–1900, после которого он возвратился в Соединенные Штаты, где он произвел бесчисленные иллюстрации для книг, обложек журнала, политических и юмористических мультфильмов, рекламы, и рисунков пятна. Среди его созданий был комикс, который регулярно казался в Судье с 1903 до 1907, о характере бродяги, названном Нервный Туземным.