История развития российских музеев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание

Данная контрольная работа посвящена развитию музейного дела в РСФСР в период с 1917 до 1991 г. История музейного дела тесно связана с развитием просвещения и многих отраслей науки, является неотъемлемой частью истории отечественной культуры, а ведь именно в выбранный для исследования период были разрушены старые российские и заложены новые советские культурные традиции, именно в ту пору музей начинает играть важную роль в идеологическо-просветительской работе и в научной жизни страны, обретает новые цели и задачи, обусловленные сменой и становлением общественного строя. Сегодня уже очевидно, что политические, экономические, культурные процессы протекают, как правило, в разных ритмах.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Музейное дело в РСФСР в 1917 – 1945 гг.
§ 1. Становление музейного дела в 1917- начале 1920-х гг.
§ 2. Развитие музейного дела в 1920-1930-е гг.
§ 3. Музейное дело в военных условиях 1941-1945 гг.
ГЛАВА 2. Музейное дело в РСФСР в 1945-1991 гг.
§ 1. Музейное строительство во второй половине 40-х – 50-е гг. XX в.
§ 2. Дальнейшее развитие музейного дела в 60-80-е гг. XX в
§ 3. Состояние музейного дела в начале 1990-х гг.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Музеи Мира контр. раб..docx

— 83.91 Кб (Скачать документ)

Известная либерализация  режима в середине 1950-х гг. позволяла  активизировать деятельность краеведческих  музеев. Возобновляются регулярные экспедиции по изучению края, оживляется издательская деятельность – практически каждый областной музей имел собственное издание («Краеведческие записки» Алтайского, Куйбышевского, Курганского, Магаданского, Таганрогского, Ульяновского, Хакасского, Ханты-Мансийского, Челябинского, Ярославского и др. музеев; «Брянский краевед», «Калужский краевед», «Вологодский край», «Из истории Татарии», «Из истории Кузбасса» Кемеровского музея, «На Западном Урале» Пермского края; «Труды…» Воронежского, Саратовского, Свердловского, Томского и др. музеев). Одной из форм краеведения стало создание общественных музеев.

Несмотря на противоречия культурной политики, с конца 50-х  гг. в условиях повышения жизненного уровня, широкой заинтересованности историей и культурой, больших возможностей использования свободного времени  роль музеев значительно возросла.

В 1954 году вновь открыта  Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ). С 1956 г. на её территории начала действовать Всесоюзная промышленная выставка, с 1958 г. сельско-хозяйственная и промышленная выставка объединены в ВДНХ СССР, которая открылась в 1959 году. Основная территория – 254 га, выставочная площадь – 170 тыс.кв.метров.

На рубеже 50–60-х гг. XX в. оживилась собирательская работа, в  процессе которой музеи сотрудничали с академическими институтами АН СССР, государственными архивами, библиотеками, другими научными учреждениями. Собирательская работа приобрела более плановый характер, тематика собраний и сроки комплектования фондов новыми поступлениями регулировались годовыми и перспективными планами. Все это содействовало количественному увеличению музейного фонда СССР в конце 1950-х гг.

 

§ 2. Дальнейшее развитие музейного дела в 1960-80 гг. ХХ века

Во 2-й половине 1960-х гг. на охрану памятников были выделены крупные  средства. Было образована Государственная  инспекция по охране памятников истории  и культуры Министерства культуры (1966), в ряде краев и областей появились  инспекторы по охране памятников, в  чьи обязанности входили выявление  и учет недвижимых памятников. С  начала 1970-х гг. им в помощь стали  создаваться производственные группы (бюро) по охране и эксплуатации памятников, число которых достигло 50. Учитывая пожелание общественности, в 1966 г. организуется Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), активисты  которого принимают заметное участие в надзоре за охраной памятников. ВООПИК – добровольная массовая организация, целью которой является содействие охране памятников истории и культуры. Основными задачами общества провозглашены привлечение широких слоев населения к активному и непосредственному участию в охране памятников, активное содействие государственным органам охраны памятников в их работе по сохранению, пропаганде, реставрации памятников и памятных мест, пропаганда среди населения знаний о памятниках истории и культуры, воспитание на этой основе любви к родине, её истории. Особенно заметной стала деятельность по охране памятников после начала работ по составлению Свода памятников истории и культуры РСФСР (1967), в которой принимали участие профессиональные историки и искусствоведы, а также знатоки местной истории и культуры.

До 1978 года в значении «общественный  музей» использовали термин «народный  музей»; в 1978 Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР утвердили  «Типовые положения о музее, работающем на общественных началах», определившие статус и основные направления их деятельности, ввели для общественного  музея почетное звание «народный  музей». Создание общественного музея, как правило, являлось результатом серьезной многолетней работы общественного коллектива (кружка, клуба и др.) по изучению истории и природы края, предприятия и др. Независимо от профиля музея (ествественно-научного, науки и техники, исторического, художественного, народного искусства, литературного) вся научно-исследовательская деятельность, поисково-собирательная, экспозиционная и научно-просветительная работа общественного музея имеет чаще всего краеведческий характер: в фондах преобладают коллекции, собранные на территории края; общественные музеи, посвященные лицам, не связанным с местной историей, хранят и используют краеведческие материалы – об их родственниках, коллегах, друзьях, учениках и последователях, жизнь и деятельность которых связаны с данным местом, об использовании открытий этих деятелей и их произведений, о фабриках, заводах, улицах, носящих им имена. Наличие в собрании общественного музея музейных предметов, не связанных прямо с концепцией музея, объясняется тем, что существенную роль в комплектовании музейных фондов играл личный интерес инициаторов создания музея, а также объективной сложностью показа отдельных периодов истории, невозможностью осуществлять археологические раскопки, отсутствием у актива необходимых профессиональных зданий и другими факторами.

В мае 1964 г. ЦК КПСС принял Постановление  «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся», где были закреплены уже сформировавшиеся к этому  времени основные направления музейной политики: концентрация внимания на создании отделов истории советского периода, отражение побед коммунистического  строительства в СССР, расширение массово-просветительской работы и  т. д. Одновременно в части постановления  о необходимости разработки «Принципов развития музейного дела» наметилась перспектива разработки научно обоснованной программы управления деятельностью музеев и решения наиболее болезненной музейной проблемы — создания сводного каталога музейного фонда СССР. К сожалению, ни первый, ни второй вопросы целиком решены так и не были. Работы по созданию сводного каталога музейного фонда СССР остановились в связи с плохим состоянием учета и изученности фондов музеев. К тому же в 70-е гг., когда стала очевидной необходимость использования информационных технологий в работе музеев, архивов и библиотек, в Министерстве культуры СССР по-прежнему шли разговоры о создании традиционных карточных каталогов. Новая схема управления музеями, в разработке которой участвовали лучшие советские ученые, музейные теоретики и практики, а также управленцы вселяла надежды на кардинальное улучшение ситуации. Однако ни одна из идей, таких, как участие общественности в управлении музеями, повышение научного уровня их работы, рациональное построение музейной сети, не нашла практического применения.

В СССР важнейшим теоретическим  и методическим центром в области  музейного дела являлся Научно-исследовательский  институт культуры (Москва). Результаты научно-методической работы института  публиковались в регулярно издававшихся «Трудах...» и ряде непериодических  изданий. При институте существовала аспирантура, где велась подготовка специалистов высшей квалификации по специальности «музееведение и  охрана памятников». Важную роль в профессионализации музейной деятельности в Советском  Союзе сыграл журнал «Советский музей».

Значительные изменения  в послевоенное время произошли  в работе по формированию коллекций  государственных музеев СССР. В середине 80-х гг. в фондах советских музеев хранилось свыше 50 млн. предметов, представлявших значительную историческую, научную, художественную ценность.

Во второй половине 80-х  гг. XX в. в связи с процессами демократизации, которые начались в СССР и странах  Восточной Европы, перед музеями  встала задача найти свое место в  возрождении национальных культур, разрешении социальных и экономических проблем. Изменения в общественно-политической жизни страны в середине 1980-х гг., падение тоталитаризма поставили перед музеями новые проблемы и задачи, связанные с преодолением всесторонней идеологизации, с отказом от директивного руководства сверху. Музеи стали активно открывать свои запасники, демонстрировать те части своих фондов, которые ранее были недоступны для публики, старались наиболее полно раскрыть подлинную историю и достижения культуры. Этот период отмечен активизацией выставочной деятельности музеев, обращенностью к темам, ранее находившимся под запретом или подававшимся в искаженной трактовке. Встала задача кодификации и совершенствования законодательства о музеях, преодоления практики ведомственно-правового регулирования в музейном деле России.

С конца 1960-х гг. в стране начинает развиваться индустрия  туристско-экскурсионного дела: растет сеть турбаз, кемпингов, мотелей. Расширяется  сеть музеев, включенных в орбиту туристско-экскурсионного обслуживания, что объясняется так  называемым «музейным бумом», охвативших разные страны мира.

В СССР сложилась сеть государственных  музеев системы Министерства культуры, состоявшая из более 1500 музеев (с филиалами). Наиболее многочисленную профильную группу (519) образовывали краеведческие музеи. Они действовали во всех союзных  и автономных республиках, в краевых, областных центрах, а также в  ряде районных.

Значительное влияние  на развитие музейного дела в России и его совершенствование оказывали  исследования в области музееведения, проводившиеся в крупнейших музеях страны, НИИ культуры, научно-методическом отделе при Историческом музее в  г.Москва, Лаборатории музееведения Музея революции в Москве. Активизировались издания музейной периодики («Музейное дело в СССР», «Советский музей»).

Для 1970-80-х гг. характерны координация теоретических разработок, проведение ряда комплексных исследований («Музей и посетитель» и нек. др.). В эти годы ведущим стало экспериментальное направление (моделирование музейной деятельности, проектирование музейное), получили теоретическое обоснование идея музейного объединения и принципы формирования централизованных музейных систем разных типов, динамично изучались теоретические аспекты музейной коммуникации.

Для управления музеями в  середине 1960 - середине 1980-х гг. характерно внедрение в практику единых принципов  организационной и штатной структуры, целей, содержания и форм работы музеев. Этому способствовал ряд утвержденных Министерством культуры СССР типовых  положений. После 1985 г. начался демонтаж административной команды системы  управления культурой, и в частности  музейным делом. В 1988 г. в структуре  Министерства культуры СССР было создано  Главное управление культурно-массовой работы, библиотечного и музейного  дела так, чтобы его конкретные процессы определялись на местах.

 

§ 3. Состояние  музейного дела в начале 1990-х гг

Начало 1990-х гг. открывает  новый этап в музейном деле в России. Перемены в общественно-политической жизни страны вызвали принципиальное изменение положения общественных музеев. Мероприятия по деполитизации, повышение арендной платы, сокращение штатов и т.п. стали причиной закрытия множества общественных музеев, в первую очередь музеев революционной славы, пионерской и комсомольской славы, боевой и трудовой славы, ленинских комнат-музеев, мемориальных музеев, посвященных известным деятелям коммунистической партии и государства; их фонды остаются бесхозными, государственные музеи не в состоянии выявить и принять их на хранение. Одновременно с этим стали возникать общественные музеи, организация которых ранее была невозможна по идеологическим причинам (музеи А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, В.С.Высоцкого и мн.др).

С 1992 г. в связи с распадом СССР и упразднением Министерства культуры СССР функции управления в сфере  культуры перешли к Министерству культуры РФ (на региональном уровне – в комитеты и отделы культуры при областной и городской администрации).

В условиях политической и  экономической нестабильности был  принят ряд законов и нормативных  актов, регулирующих отношения в  сфере культуры, в том числе  музейном деле и охране памятников, принято решение о выделении  особо ценных культурных объектов (ОЦО), для которых Указом президента «Об  особо ценных объектах культурного  наследия Российской Федерации» от 30.11.1992 определялась особая система финансирования и мер безопасности.

С начала 1990-х гг. обозначился  новый период в развитии краеведения. В 1990 состоялся учредительный съезд  краеведов России, утвердивший образование  Союза краеведов России – добровольной общественной организации краеведов  и краеведческого объединения. Современные  общества краеведческого характера  имеют разнообразные профили: географические, исторические, церковные, литературные и др. В их число сегодня не включаются местные учебные и  научно-исследовательские институты, краеведческие музеи, метеорологические станции.

Краеведение признается одной  из значительных программ Российского  фонда культуры, а с 1992г. – РАН. С демократизацией общества и  тенденцией более самостоятельного развития отдельных регионов страны, значение краеведения становится всё  очевиднее и заметны признаки возрождения краеведческого движения. К началу 1992 г. в России насчитывалось 513 краеведческих музеев (из них 338 филиалов), то есть 41,5% музейной сети. Происходит переосмысление их роли и статуса, всех направлений деятельности. Идет поиск  иных, негосударственных источников финансирования. Многим музеям приходится освобождать помещения в связи  с возвращением культовых зданий православной церкви (Челябинский, Тамбовский, Липецкий и др.). Значение краеведческих музеев поднимается на качественно новый уровень, обусловленный общественным движением по возрождению российской провинции.

На рубеже 1990-х гг. в  России насчитывалось около 300 исторических музеев, в том числе более 200 филиалов. Исторические музеи являются одним из наиболее интенсивно развивающихся групп музеев: в исторические музеи преобразуются краеведческие музеи, создаются новые музеи – истории городов, историко-бытовые (музей «Старый Владимир», Музей Тверского быта, Музей быта Екатеринбурга) и др. В своей экспозиции и выставочной работе исторические музеи ныне пытаются сделать акцент на популяризацию богатейшего культурного наследия России, они отзываются на изменение состава посетителей, среди которых преобладают не туристы, как это было до недавнего времени, а местные жители.

В последнее десятилетие XX века строятся и развиваются естественно-научные музеи, стремящиеся к достижению максимальной полноты показа взаимосвязанных природных компонентов. В результате большую роль в данной профильной группе стали приобретать музеи-заповедники и др. типы музеев с живыми экспозициями: музеи-аквариумы, террариумы, дендрарии, различные модификации зоопарков и ботанических садов, экологические тропы и т.п. Активизация этих музеев связана с повышенным интересом специалистов и широкой общественности к проблемам охраны живой природы, целостности экосистем и возрастающей популярностью отдыха на лоне природы, массовым увлечением населения любительским садоводством, цветоводством, содержанием домашних животных и т.п. В настоящее время группа естественно-научных музеев относится к числу активно развивающихся, что соответствует мировой тенденции.

Информация о работе История развития российских музеев