История русской музыки "Могучая кучка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 06:24, реферат

Описание

Эпоху 60-х годов принято исчислять с 1855 года – даты бесславного окончания Крымской войны. Военное поражение царской России было последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний, которые нельзя было уже усмирить ни увещеваниями, ни пушками. Это было знаменательное время в общественной и культурной жизни России. Новые веяния проникали всюду; новое пробивало себе дорогу в науке, литературе, живописи, музыке и театре. Проведенная царским правительством как ответно-предупредительная мера против нараставшей волны революционно-демократического движения, реформа 1861 года фактически ухудшило положение крестьян. Лучшие умы России были заняты вопросом о судьбе родного народа, «гуманность и забота об улучшении человеческой жизни», по словам Н.Г.Чернышевского, определяли направление в развитии передовой русской науки, литературы и искусства.

Содержание

Введение. 3
1. История создания «Могучей кучки» 5
2. Деятельность «Могучей кучки» 7
3. Становление и развитие взглядов «кучкистов». 9
3.Русский народ в творчестве композиторов. 11
4. Общественность и «Могучая кучка». 13
5. Распад «Пятерки» 15
6. Продолжение «Могучей кучки» 16
7. Влияние творчества «кучкистов» на мировое музыкальное искусство. 20
Заключение. 22
Список использованной литературы. 23

Работа состоит из  1 файл

Могучая кучка.docx

— 46.51 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение. 3

1.   История создания  «Могучей кучки» 5

2. Деятельность «Могучей  кучки» 7

3. Становление и  развитие взглядов  «кучкистов». 9

3.Русский  народ в творчестве  композиторов. 11

4. Общественность и  «Могучая кучка». 13

5. Распад «Пятерки» 15

6. Продолжение «Могучей  кучки» 16

7. Влияние творчества  «кучкистов» на  мировое музыкальное  искусство. 20

Заключение. 22

Список  использованной литературы. 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Эпоху  60-х  годов  принято  исчислять  с  1855  года – даты  бесславного  окончания  Крымской  войны.  Военное  поражение  царской  России  было  последней  каплей,  переполнившей  чашу  народного  терпения.  По  стране  прокатилась  волна  крестьянских  восстаний,  которые  нельзя  было  уже  усмирить  ни  увещеваниями,  ни  пушками.  Это было знаменательное время в общественной и культурной жизни России. Новые  веяния  проникали  всюду;  новое  пробивало  себе  дорогу  в  науке,  литературе,  живописи,  музыке  и  театре.  Проведенная царским правительством как ответно-предупредительная мера против нараставшей волны революционно-демократического движения, реформа 1861 года фактически ухудшило положение крестьян. Лучшие умы России были заняты вопросом о  судьбе родного народа, «гуманность  и забота об улучшении человеческой жизни», по словам Н.Г.Чернышевского, определяли направление в развитии передовой  русской науки, литературы и искусства. Не было ни одной области культуры, которая осталась бы в стороне  от народно освободительных идей. Русские революционные демократы  Чернышевский и Добролюбов, развивая идеи Белинского и Герцена, мощно двинули вперед материалистическую философию. Разработка материалистических положений обогатила различные области науки открытиями мирового значения. Достаточно напомнить, что в то время жили и работали математики П.А.Чебышев и С.В.Ковалевская, физик А.Г.Столетов, химики Д.И.Менделеев и А.М.Бутлеров, физиолог И.М.Сеченов, биолог И.И.Мечников.

     Расцвет наступает и в русской литературе и искусстве. Эта эпоха дала человечеству непревзойденного певца крестьянской жизни Н.А.Некрасова; тонкого мастера  слова, создавшего поэтические картины  русской природы, замечательные  образы русских людей, Тургенева; глубокого  психолога, стремившегося познать  самое сокровенное в человеческой душе, Достоевского; могучего писателя мыслителя Л.Н.Толстого.

       В  области  музыки  60-е   годы  были  также  эпохой  необыкновенно  яркого  расцвета.  Крупные  изменения  наблюдаются   в  самом  укладе  музыкальной   жизни.  Если  до  середины  19  века  музыкальная  жизнь   России  была  замкнутой,  доступной   лишь  для  привилегированной   аристократической  публики,  то  теперь  её  очаги  приобретают   гораздо  более  широкий,  демократический  характер.  Возникает   ряд  организаций  музыкально-просветительского   характера,  выдвигается  целая   плеяда  крупнейших  деятелей  музыкального  искусства:  П.И.Чайковский, братья  Рубинштейны,  А.Н.Серов,  В.В.Стасов,  композиторы  «Могучей  кучки».    

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   История создания «Могучей кучки»

     Случайно  употребленное  Стасовым  в  1867  году  выражение  «могучая  кучка»  прочно  вошло  в  жизнь  и  стало  служить  общепринятым  наименованием  группы  композиторов,  куда  входили:  Милий  Алексеевич  Балакирев  (1837-1910),  Модест  Петрович  Мусоргский  (1839-1881),  Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887),  Николай Андреевич Римский-Корсаков  (1844-1908)  и Цезарь  Антонович Кюи (1835-1918).  Часто «Могучая  кучка»  именуется «Новой  русской музыкальной школой»,  а также «Балакиревским  кружком»,  по  имени её  руководителя  М.А.Балакирева.  За  границей  эту группу  музыкантов  называли  «Пятёрка» по  числу главных представителей.  Композиторы «Могучей  кучки»  выступили на  творческую  арену в период  огромного общественного подъёма 60-х годов 19  века.

     История создания Балакиревского кружка такова: в 1855 году в Петербург из Казани приехал М.А.Балакирев. Восемнадцатилетний юноша был чрезвычайно одарён в музыкальном отношении. В начале 1856 года он с большим успехом выступает на концертной эстраде в качестве пианиста и обращает на себя внимание публики.  Особенно большое значение для Балакирева приобретает его знакомство с В.В.Стасовым.

     Владимир  Васильевич Стасов – интереснейшая  фигура в истории русского искусства. Критик, ученый искусствовед, историк  и археолог, Стасов, выступая как  музыкальный критик, был близким  другом всех русских композиторов. Он был связан самой тесной дружбой  буквально со всеми крупными русскими художниками, выступал в печати с  пропагандой их лучших картин и тоже был их лучшим советчиком и помощником.

     Сын выдающегося  архитектора В.П.Стасова  Владимир Васильевич родился в Петербурге, образование получил в училище  правоведения. Служба Стасова на протяжении всей его жизни была связана с  таким замечательным учреждением  как публичная библиотека. Ему  довелось лично знать Герцена, Чернышевского, Льва Толстого, Репина, Антокольского, Верещагина, Глинку.

     Стасов  слышал отзыв  Глинки о Балакиреве: «В…Балакиреве нашел я взгляды, столь близко подходившие к моим». И, хотя Стасов был старше молодого музыканта почти на двенадцать лет, крепко подружился с ним на всю жизнь. Они постоянно проводят время за чтением книг Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского, причём Стасов, несомненно, более зрелый, развитой и образованный, блестяще знающий классическое и современное искусство, идейно руководит Балакиревым и направляет его.

     В 1856 году на одном  из университетских  концертов Балакирев встречается с Цезарем Антоновичем Кюи, который учился в то время в Военно-инженерной академии и специализировался в области сооружения военных укреплений.  Кюи очень любил музыку. В ранней молодости он даже занимался с польским композитором Монюшко.

     Своими  новыми и смелыми взглядами на музыку Балакирев увлекает Кюи, пробуждает в нём серьёзный интерес к искусству. Под руководством Балакирева Кюи пишет в 1857 году скерцо для фортепьяно в четыре руки, оперу «Кавказский пленник», а в 1859 году – одноактную комическую оперу «Сын мандарина».

     Следующим композитором, присоединившимся к группе «Балакирев – Стасов – Кюи», был Модест Петрович Мусоргский. К моменту своего вступления в балакиревский кружок он был гвардейским офицером. Сочинять стал очень рано и очень скоро осознал, что должен посвятить свою жизнь музыке. Недолго думая, он, будучи уже офицером Преображенского полка, решил выйти в отставку. Несмотря на молодость (18 лет), Мусоргский проявлял большую разносторонность интересов: занимался музыкой, историей, литературой, философией. Его знакомство с Балакиревым произошло в 1857 году у А.С.Даргомыжского. Всё поразило Мусоргского в Балакиреве: и его наружность, и яркая своеобразная игра, и смелые мысли. Отныне Мусоргский становится частым посетителем Балакирева. Как говорил сам Мусоргский, «перед ним раскрылся новый, неведомый ему до сих пор мир».

     В 1862 году к балакиревскому кружку присоединяются Н.А.Римский-Корсаков и А.П.Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин.

     В музыке Бородин был самоучкой. Своей  сравнительно большой осведомлённостью в теории музыки он был обязан, главным  образом, серьёзному знакомству с литературой  камерной музыки. Ещё в годы студенчества в Медико-хирургической Академии Бородин, играя на виолончели, часто  участвовал в ансамблях любителей  музыки. По его свидетельству, он переиграл  всю литературу смычковых квартетов, квинтетов, а также дуэтов и трио. До встречи с Балакиревым Бородин сам написал несколько камерных сочинений. Балакирев  быстро оценил не только яркое музыкальное дарование Бородина, но его разностороннюю эрудицию. 

     Таким образом, к началу 1863 года можно говорить о сформировавшемся балакиревсом кружке.

2. Деятельность «Могучей кучки»

     Название  «Могучая кучка» впервые встречается  в статье Стасова «Славянский  концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками М.И.Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке.

     Группа  «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени  умы русской интеллигенции. Бунты  и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства  к народной теме. В реализации национально-эстетических принципов, провозглашённых идеологами содружества Стасовым и Балакиревым, наиболее последовательным был М.П.Мусоргский, меньше других — Ц.А.Кюи. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь». Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и богослужебного пения, но распространились также и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий музыкального языка (гармония, ритмика, фактура и т.д.).

     Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин.

     В 70-х годах «Могучая кучка» как  сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала  эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

3. Становление и развитие взглядов «кучкистов».

 

     Большая заслуга в воспитании и развитии его участников в тот период принадлежала М.А.Балакиреву. Он был их вождём, организатором и учителем. «Кюи и Мусоргский нужны были ему как друзья, единомышленники, последователи, товарищи-ученики; но без них он мог бы действовать. Напротив, для них он был необходим как советчик и учитель, цензор и редактор, без которого они и шагу ступить бы не могли. Музыкальная практика и жизнь дала возможность яркому таланту Балакирева развиваться быстро. Развитие других началось позднее, шло медленнее и требовало руководителя. Этим руководителем и был Балакирев, добившийся всего своим изумительным разносторонне музыкальным талантом и практикою...» (Римский-Корсаков). Огромная воля, исключительно разностороннее музыкальное образование, темперамент – таковы личные качества, определившее его влияние на всех членов кружка. Методы занятий Балакирева с учениками были своеобразными. Он прямо задавал сочинять симфонии, увертюры, скерцо, оперные отрывки и т.д., а потом рассматривал и строго анализировал сделанное. Балакирев сумел внушить своим товарищам по кружку и необходимость широкого самообразования.

     Помимо  Балакирева, огромную роль в руководстве композиторской молодёжью принадлежала и В.В.Стасову. Участие Стасова в деятельности кучки было многообразным. Оно проявлялось прежде всего в содействии общему художественному воспитанию композиторов, во влиянии на идейную направленность их творчества. Нередко Стасов подсказывал сюжеты для произведений и помогал в их разработке и во всестороннем обсуждении уже созданных произведений. Он представлял композиторам разнообразные исторические материалы, находившиеся в его ведении, и не жалел сил для пропаганды их творчества.

Информация о работе История русской музыки "Могучая кучка"