Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 23:43, реферат
Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой
культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой,
контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для
нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего
стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по
духу.
I. Введение
Постановка проблемы
Термин
Эпоха, направление, стиль
Исторические предпосылки
Идеологическая основа
Философия
Антиномии
Специфические черты
II. Искусство Италии
Архитектура
Скульптура
Живопись
Музыка
а) Опера
б) Оратория
в) Инструментальная
III. Искусство Фландрии
Живопись
IV. Искусство Испании
Живопись
Музыка
V. Искусство Германии
Скульптура
Живопись
Музыка
VI. Иоганн Себастьян Бах.
VII. Музыкальная жизнь Англии
VIII. Георг Фридрих Гендель
IX. Музыка барокко (выводы)
X. Литература барокко
XI. Театр
XII. Русское искусство барокко
XIII. Заключение
3. Оратории
Большое значение имеет Гендель как великий реформатор ораторий,
привнесший новый социально-патриотический пафос. Хоровая полифония
Генделя неизменно выразительна, действенна, контрастна,
изобразительно-картинна, образно-конкретна. Трактует хор как
действенную, живописную, драматическую краску. Основной формой сольного
пения остается ария, которая не всегда персонифицируется. Очень важна
партия оркестра, дифференцированная, детализированная. Герой его
ораторий - гиперболический образ, слитый с народной массой. В результате
и библейский сюжет объединяется с народной трактовкой. Основные типы:
героические драмы (“Самсон”, “Саул”), героические дифирамбы (“Мессия”),
оратории-обличения (“Валтасар”), лирические (пасторали, сказки, идиллии,
утопии).
В отличие от Баха, ближайшие поколения не забыли Генделя: его слава
продолжала расти в XVIIIв, его произведения исполнялись в Европе. Его
музыка и поныне
не устарела, воспринимается как вечно
живое наследие.
IX. Музыка барокко
(выводы)
Таким образом, барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и
ритмах легкой музыки, в пресловутом “под музыку Вивальди”, в школьных
нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры,
рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната,
концерт, ария, вариации... Музыка барокко - огромная область
исполнительской практики: от Баха и Генделя в программах органных
концертов, от клавирной музыки, кантат, камерных произведений Вивальди,
Корелли до оперы Телемана. Многочисленны ансамбли старинной музыки.
Настоящий бум искусствоведческих и музыковедческих публикаций,
продолжающийся более ста лет (с появлением в 1888г. работы Г.Вельфлина
“Ренессанс и барокко”). Отголоски стиля барокко - “необарокко” - в
музыке поздних романтиков: Брамса, Регера, Стравинского, Шостаковича,
Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает вопросы, обращенные к
небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический вопрос -
излюбленная фигура
барочной риторики).
“Что смерть
благочестивым”
(фон Хоффмансвальгау),
“Что молодость,
почет, искусность, блеск наград?”
(Грифиус),
“Что мне
это квинтэссенция праха?”
(Шекспир)
Антиномии эпохи
сосуществуют и в музыке:
1) жанрово-танцевальное,
вплоть до
(“Времена года” Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям
(кантаты Баха,
другие его произведения, кантаты
Букстельхуде);
2) мажор и
минор (заслуга барокко в
ладов);
3) гигантские
композиции (“Страсти”, Мессы, оратории...
номера;
4) чередование
разнохарактерных частей (в сюитах,
концертах, операх);
5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность,
рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство
барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в
нем - подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это
выражается фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК:
блуждание по лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам
нечистой совести грешников. Фуга - как приговор, как грозный жест
Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз, после чего
стремительное падение, крушение). Таким образом, мир физический
оказывается внутри человека. Человек и мир - одно. “Остановись, человек!
Небеса в тебе! Если ты ищешь Бога в другом месте, его там нет!”
(Ангелиус Силезиус);
6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная
деталь музыки барокко - отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм,
который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка
барокко создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся
(время человеческой
жизни) и время застывшее (
темпов в многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас,
хоральные прелюдии...;
7) хаос - порядок.
Из пестрого разнообразия
выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за
пределы эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще
несколько столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов
мышления: импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и
размеренность,
упорядоченность, регулярность, монотонность
во второй.
В эстетике барокко
музыка определялась через точные науки
с целью:
1) служения Богу;
2) украшения
человеческой жизни.
“Музыкальная композиция - это математическая наука, посредством которой
составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков,
которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в
первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и
затем, чтобы
ею услаждать и давать удовольствие
слуху и душе”
Вальтер.
X. Литература
барокко
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура,
скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно
наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности,
величественности. В то же время для нее характерна детализация,
орнаментика (Драйден
“Пиршество Александра, или сила гармонии”
1697г.)
Среди двора
фонтан, наполненный до края,
Кристальная струя
звенит, не угасая
На влажный
алебастр, спадая с вышины
Есть сто чудовищ
там - фонтана украшенье -
Необычайно тел
причудливых сплетенье,
Как ваза, светлый
круг бассейна вознесен,
Под ним из камня
столб - подставкой служит он.
Жорж де Скюдери
“Аларих, или
побежденный Рим” 1654
К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы
на библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”,
“Самсон-борец”,...
Для его творчества характерно:
масштабность
поэмы;
сочетание чувственной,
материальной стихии с высокой духовностью;
рельефные образы;
нагромождение
деталей;
господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра
и зла.
В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском
романе:
1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653).
Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и
живописность
описаний; риторическая величественность
речи героев;
2) “Мещанский
роман” (1666г.) Антуана Фюретьера;
3) “Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно:
расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма.
“В каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене
присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной
данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя.
Он - ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские
положения автора”
(Морозов)
XI. Театр
Своеобразное
претворение стиль барокко
присущи:
1) условность, витиеватость
стиля;
2) своеобразный
язык с включением простонародных слов;
3) динамика действия;
4) сложная композиция;
5) напыщенность,
аффектация.
На сцену вышли новые драматурги: Тирсо де Малина (“Дон Хиль - зеленые
штаны” - комедия положений; “Севильский цирюльник или каменный гость”) и
Педро Кальдерон (“Жизнь это сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г.,
“Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр
мира” 1675). Основные
черты:
1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во
внешнем конфликте
драмы;
2) победа светлых
сил, которая достается
3) обнажение
жизненных противоречий.
XII. Русское искусство
барокко
Барокко на Руси стало ведущим направлением в искусстве лишь с XVIIIв.
Именно в формах барокко усваивалась классическая традиция
западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от
художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени.
Искусство Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне
бы хотелось
лишь слегка коснуться его, наметив основные
черты.
В архитектуре стиль нашел претворение в застройке первоначального
Петербурга, позднее - других городов. Прежде всего это отразилось на
планировке города, на самих зданиях. Барокко на Руси вытесняло
средневековую цельность, сплоченность декора с конструкцией. Фасады
барокко специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической
сложностью. Развитие фасадной декорации барокко приводит к возникновению
дополнительной
пространственной зоны.
Большое значение для дворцовых интерьеров имела
монументально-декоративная живопись. Основное средство образной
выразительности - язык символов и аллегорий, использование
<