Эстетика и теория искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:44, контрольная работа

Описание

Нередко к изучению эстетики и искусству относятся с пренебрежением, как к занятию, недостойному серьезного человека, не имеющего практические цели.
Искусство доставляет одно из высших духовных переживаний – эстетическое наслаждение. Именно об этом говорил А. С. Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь», «гармонией упьюсь». Однако без эстетики нет художественной образованности, а без последней нет наслаждения искусством

Содержание

Введение 2
Эстетика 4
Предмет и задачи эстетики 4
Особенности эстетического метода познания мира 4
Понятие искусства. Классификация. Историческое развитие 7
Заключение 15
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Эстетика и теория искусства.docx

— 36.96 Кб (Скачать документ)

В теории искусства встречаются  классификации искусств, с точки зрения тех социальных функций, которые они выполняют. Различают искусства и псевдоискусства. Например, различает шесть видов «псевдоискусств». Во-первых, искусство как развлечение. Для него характерны «иллюзия», «игра», но в то же время оно утилитарно. Примеры этого псевдоискусства – порнография, история ужасов, детективные истории. Второй вид псевдоискусства – искусство, как «магия», это – религиозное искусство, инструментальная музыка военных и – танцевальных оркестров и др. Остальные четыре разновидности – это искусство, как «загадка», когда стимулируются интеллектуальные способности ради их упражнения, как «инструкция» типа рекламы или пропаганды, как «проповедь».

Первоначально искусство  было вплетено в синкретическую (нерасчлененную) форму деятельности, соединяющую в себе труд и магические действия, имеющие религиозный смысл. Если наскальные рисунки и фигурки зверей и женщин, относящиеся к эпохе верхнего палеолита (каменного века), считаясь древнейшими памятниками художественной деятельности, то с того времени прошла не одна тысяч лет, пока искусство осознало себя как самостоятельную специфически эстетическую деятельность, освободившуюся от утилитарных целей. Но и сегодня, будучи «свободным», искусство участвует в качестве важного компонента в таких видах деятельности, как дизайн, мода, градостроительство, спорт и др.

Древнейшее искусство  не было профессиональным и авторским. Здесь еще не было деления на творцов, зрителей и слушателей. Искусство было коллективно – творческой деятельностью. Такая форма художественной деятельности сохранилась в наше время в виде «народного творчества», или фольклора, театрализованных массовых шествий, фестивалей и карнавалов.

С эпохи Возрождения искусство  начинает осознаваться как относительно автономная и самоценная область человеческого творчества.

Оно не заимствует свои цели у науки, религии, философии, хотя и тесно взаимодействует с ними. Все большую роль начинает играть индивидуальная деятельность выдающихся мастеров. В Новое время искусство развивалось в границах сменяющих друг друга стилей и художественных направлений. В направлениях европейского искусства можно выделить такие стили, как романский, готический, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм.

С конца 19 века становится трудно выявлять устойчивые признаки, какого – либо крупного стиля. В искусстве наметился разрыв между искусством популярным, рассчитанным на широкие массы и элитарным, предполагающим хорошо подготовленного зрителя и слушателя. Этот разрыв был вызван, в частности тем, что элитарное искусство, получившее в науке об искусстве название модернизма, или авангарда провозгласило отказ от традиций, ломку установившихся эстетических принципов, способов построения художественной формы, выполняемых социальных функций.

У истоков модернизма стоит  искусство импрессионизма и постимпрессионизма, экспрессионизма и кубизма. Более полное выражение оно нашло в произведениях искусства первой половины 20 века, в таких направлениях как футуризм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, концептуал-арт, фото и гиперреализм.

Крупнейшими представителями  русского авангарда были в изобразительном  искусстве Н.Гончарова, Ларионов, Кандинский, Малевич, художник – фотограф А.Родченко. В музыке – Стравинский, в литературе – Маяковский, Хлебников, Бурлюк, в театральном искусстве – Мейерхольд и др.

Основные черты модернизма: новизна и оригинальность, полный разрыв с прошлым, связь искусства с машинами и технологией, реализующей принцип «форма следует функции», отказ от украшений, орнамента, органических форм во имя простоты, ясности, чистоты, порядка и радикальности. Национальное, региональное и местное в стилях должно быть отброшено во имя интернационального стиля или бесстильности вообще.

К 1960-м годам модернизм  обрастает традициями и вступает в противоречие и стремлением к постоянной новизне. В культуре и искусстве начинает приобретать влияние эпоха постмодернизма. Для него характерны следующие черты. Становится модным плюрализм (множество) и эклектизм (смещение) стилей, или гибридный стиль. История и традиция (включая модернизм) вновь присутствуют в искусстве, но в качестве ретро – стиля, организуемого методом коллажа (наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре) и «цитированием» предшествующих стилей. Вновь приемлется орнамент и украшения. На место простоты, чистоты и рациональности формы приходит сложность и противоречие. Происходит смешение высокой и низкой культуры, прекрасного и коммерческого в искусстве. Каждое художественное произведение должно намекать на другие произведения и комментировать их.

В постмодернизме отразилась вся сложность и многообразие современной культуры западного мира (новые средства коммуникации, интернет, красочность и динамика современной среды и т.п.). Одновременно ему часто свойственна стилистическая анархия и поверхностная манерность. Эстетический плюрализм часто сводит искусство к массовым продуктам, к образам массмедиа и его стереотипам. В постмодернистской иерархической структуре культуры искусство перестает занимать высшее место.

Иискусство – отрасль человеческой деятельности, стремящаяся к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному; другими словами, искусство есть деятельность, в которой человек воспроизводит природу так, как она воспринята его внешними и внутренними чувствами, и притом во всей ее полноте, «очищенную от всего случайного».

 

Заключение

 

Изучение эстетики и искусства  неразрывно связаны. Без эстетического  сознания мы не можем понять искусство.

Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Предмет  каждой науки – мир, рассматриваемый  под определенным углом зрения, в  свете той задачи, которую решает эта наука. Так, предмет медицины не здоровье человека: здоровье – цель медицины, а ее предмет – и  географическая среда, и химические соединения, и физические процессы с точки зрения здоровья человека. Предмет эстетики – весь мир в  его эстетическом богатстве, рассматриваемый  с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его  явлений.

А эстетическое сознание человека помогает нам ценить, любит и понимать искусство.

 

Список литературы

 

  1. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник, Высшая школа, Москва 2009 г.
  2. Ванслов В.В. Что такое искусство. - М., 2008.
  3. Кривцун О.А., Эстетика: «Аспект-пресс», Москва, 2010 г.
  4. Филиппьев Ю.А. Что и как познает искусство. - М., 2007.
  5. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А.А. Беляева и др. - М., 2005.



Информация о работе Эстетика и теория искусства