Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:37, контрольная работа
Изучая историю культуры различных эпох, невозможно обойтись без тщательного исследования накопленных данной культурой способов восприятия и осмысления собственного опыта. В данной работе мы рассмотрим некоторые элементы языковой картины мира — зафиксированной в языке, специфической для данного автора схемы восприятия действительности — в эпоху перехода от античности к средним векам. Проблема изучения языковой картины мира имеет давнюю историю1. Ее постановка восходит к Эммануилу Канту, выступая как проблема категорий сознания, в которых структурируется опыт субъекта познания.
Постоянному
использованию абстрактных
Все основные ценностные характеристики поздней античности и наметившиеся тенденции к их изменению, отразившиеся в развитии латинского языка, могут быть рассмотрены методом "ключевой лексики", выделяющим те слова, которые хотя и имелись в языке, но до определенного момента оставались относительно редкими24. Тем не менее, исходя из потребностей языка, практически постоянно образовывались и совсем новые абстрактные существительные, чаще всего по принципу аналогии — Trini-
tas, puritas, profunditas, moralitas, resurrectio, sanctificatio, pollutio, dilectio, manifestatio, afflictio, illuminatio, adunatio... 25.
Неуклонно следуя требованиям эвфонии, авторы этого периода очень часто используют различные слова со значением "сладостность" и "приятность". Для такого рассудительного традиционалиста, как Квинт Аврелий Симмах, слово mel ("мед") было не более чем метафорой для обо-
о/г
значения стилистического великолепия26 . У христианских писателей, особенно у авторов посланий, это слово становится одной из наиболее часто встречающихся метафор для обозначения духовного начала, особенно когда оно заключается в письменном слове. К слову mel, в эпистолярном или ином контексте, можно добавить dulcedo ("сладость"), suavitas ("приятность"), favus ("соты") и nectar27 или же слова, связанные с освежающим отдыхом: fons, irrigare, refrigerare, с пищей: ubertas, cibus, pastus, lac, с удовольствиями28.
Подобный язык не создавался в расчете на потребности управленческого делопроизводства, его повсеместное распространение в самых разнообразных контекстах было связано с активным проникновением деятелей христианской церкви в социальную сферу или, даже скорее, с их все более усиливающимся влиянием на духовную атмосферу эпохи (идет ли речь о Павлине Ноланском или о посвященном в сан Сидонии, о Рурикии или Эннодии, когда последний говорит в меньшей степени как аристократ, а больше как представитель церкви, о позднем Кассиодоре, когда от стал "обращенным" и удалился от мирских дел). Частота употребления этих слов сохраняется на века, и их популярность самым непосредственным образом связана с важнейшими культурными процессами эпохи.
Рассматриваемый нами "новый" латинский язык отражает скорее некий культурный сдвиг, нежели упадок культуры или образованности как таковой. Произведения позднеримских авторов, таких, как Сидоний Аполлинарий и даже, в большей мере, Авит Вьеннский, свидетельствуют о ред-
костной образованности, изысканности, утонченности интеллектуального сообщества тогдашней Европы. Это был мир, в котором культурный человек уже не чувствовал себя удовлетворенным, имея простое, житейское имя, как, например, Naevius или Balbus, часто получаемое из-за физических недостатков, но стремился носить имя, либо связанное с внешним блеском, как Asterius, Celestinus, Orientius, Fulgentius, либо с добродетелями, как Constantius, либо с библейскими персонажами, такими, как Petrus или Johannes.
Одним из исследователей
было замечено, что идущий очень
активно в позднем греческом
языке процесс замещения
'Х1
сическую эпоху31 . В другом месте "Variae" встречается фраза "consiliorum participatione". Слово participatio в первый раз встречается в тексте III в., а в классический период было бы, скорее всего, сказано "consilia participando"32 .
Особо заметим,
что возникновение из глагола
отглагольного существительного
гол"33.
Но не только отглагольные существительные фиксируют внимание на упорядоченном, институционализированном, в основе своей статичном мире. Абстрактные существительные на -tas, образованные от прилагательных, также могут оказаться элементами этого мира, как, например, ca-ritas и puritas в сфере морали, Trinitas — в религиозной сфере и — в со-циополитической.
Позднеримское общество было высоко институционализированным не только в политической и правовой сферах с множеством абстрактных существительных для обозначения и описания различных ритуалов, церемоний, судебных процессов, политических и административных функций, но и в сфере общественной морали и религии. Император и высшие чиновники обладали теми же самыми добродетелями, описывались в тех же
34 Т
самых категориях, что и деятели церкви34 . Только в том случае действия человека имели значение, если они находились в соответствии с санкционированной моделью, связанной с исполнением определенной социальной роли35 , в которой сами действующие лица могли добиться успеха только в той степени, в какой они воплощали в себе необходимые моральные идеалы36. При этом образ действующего лица выглядит отчужденным от конкретной эмпирической личности. Правда, эта отчужденность осуществлялась в мире, который во многом был театрализованным, при том для описываемой эпохи это не метафора или "красивый" образ, но вполне адек-
ватное выражение своего самоощущения. Сама сущность этого мира принуждает человека играть определенную роль. Личность становится сценой, на которой "действуют" пороки и добродетели. Лишь надев некую маску, человек может быть самим собой, роль и маска оказываются сильнее его. Можно ждать лишь новой роли, нового поворота колеса фортуны, но не освобождения от роли.
При доминировании такого способа восприятия мира неудивительно, что в текстах все реже встречаются описания конкретных людей с только им присущими индивидуальными качествами. Личность человека скрывается за набором идеальных атрибутов, состав и число которых зависит от места, занимаемого данным человеком в обществе. Господствующей тенденцией стала замена имени императора, должностного лица, аристократа, церковного иерарха абстрактными фразами типа tua serenitas, tua pietas и т.п. Эти примеры наглядно показывают, как конкретные личности становятся воплощением исполняемых ими функций. Существует целое исследование, посвященное рассмотрению тех абстрактным терминов, которые встречаются в "Variae", их количественному составу, взаимозаменяемости, иерархии37.
Это пристрастие
к изображению идеальных
Мир идеальных образцов является и миром банальностей, общих мест39, обычно морализаторского толка, которыми часто злоупотребляли писатели рассматриваемого периода: при этом, правда, представлялось много возможностей для употребления слова semper40.
В тесной связи с описываемыми процессами, когда определенный набор качеств должен был заменить конкретную индивидуальность, может быть рассмотрена еще одна характерная черта словесного искусства этой эпохи — особенно V и VI вв. — частое употребление слов insignia и tituli по отношению к нравственным качествам, по аналогии с титулами и зна-
41
ками отличия чиновников41 .
Но часто слова tituli и insignia встречаются сразу и в прямом и в переносном смысле, являясь как непременной характеристикой провозглашенного в поздней античности обязательного нравственного идеала чиновника, так и собственно исполнением определенной роли, что также является характерной чертой эпохи: "В силу нашего священнического ранга (per titulum ecclesiasticum) мы отрекаемся от наших грехов", — пишет Эн-нодий42 .
Такое усиление внимания к внешней атрибутике можно проследить и в развитии изобразительных искусств, особенно искусства позднего Рима. Начиная с IV в. статуи римских императоров и государственных деятелей все меньше передают индивидуальные особенности конкретной личности, концентрируя все внимание на внешних признаках их высокого положения43. Средневековое искусство, как известно, также придавало большое значение точному воспроизведению символов власти, деталей одежды, позе сильных мира сего светского и духовного звания, нимало не заботясь о передаче портретного сходства, поэтому по этим произведениям нельзя судить о том, как выглядели те или иные выдающиеся личности
44
прошлого “на самом деле”44 .
При чтении позднеримских и раннесредневековых авторов бросается в глаза необычайно частое упоминание различных драгоценных камней. Это обстоятельство в сочетании с указанной выше любовью к внешним знакам отличия оказывается чрезвычайно показательным при рассмотрении всей совокупности представлений о человеке в ту эпоху. Наглядней-
шей иллюстрацией данного положения является приведенный в следующем разделе фрагмент панегирика Кассиодора Витигису и Матасунте.
Не менее важным аспектом, следующим в русле общей намеченной тенденции, оказывается и процесс перенесения метафор непосредственно на людей. В своей эпитафии Сенарий, преданный слуга Теодориха, называет себя "голосом королей, спасительной речью, защитником согласия, путем к миру, границей гнева, семенем дружбы, полетом войны, врагом разлада..." и т.п. В подобных выражениях написаны и многие письма в "Variae", особенно письма, содержащие распоряжения о назначении на ту или иную должность: "... Итак, ты будешь защитой спящего, укреплением родного дома, защитой границ...". Связь вышеприведенных выражений с надписями на императорских монетах (например, "Общественная безопасность" и т.п.) кажется совершенно очевидной, тогда как язык (т.е. сказуемые) каждого отрывка недвусмысленно показывает, что человек оказывается уже не служащим интересам pax или securitas, а их непосредственным воплощением, символом, эмблемой46. Эмблематика — одна из форм выражения, которую создает для себя риторическая культура. Риторическое слово заключает в себе некоторую вещность, а потому и зрительность, наглядность. Эмблема — это всегда сопряжение слова и образа, образ-схема, образ-смысл, за ней стоит целый мир, и она есть репрезентация этого мира. Суть эмблемы состоит в непосредственном сопряжении графического и словесного, зримого образа и моралистического содержания, мысли. Эмблематика творит апофеоз аллегорического: эмблематическое мышление находит в аллегорических образах своеобразную аксиоматику, набор вечно-истинных аргументов, оно оживляет традиционную топику и метафорику, видя за ней моральный, абстрактный смысл. Эмблематический образ не подвергается рефлексии, а потому заключает в себе истину47.
Нельзя не заметить, что
тяготение к эмблематике
придворная жизнь и придворная эстетика римских императоров IV—V вв. (явившие собой норму и образец для всего, что в средние века будет считать себя "имперским") требовали небывало прочувственного отношения к инсигниям, регалиям, а также униформам48 . Эстетика униформы принципиально схематизирует образ человека. Монета с отчеканенным ликом монарха и его именем или какой-нибудь другой надписью — важная сфера политической символики тех времен. Сама "персона" монарха мыслится как знак — знак имперсонального. Как и другие личности, и даже еще в большей степени, личность государя должна быть "схематизирована", безлична. При этом все бытие монарха становится церемониалом49. Аммиан Марцеллин описывает ритуализированное поведение императора Констанция то в образах трагической сцены, так что Констанций оказывается актером, представляющим самого себя50, то в образах искусства скульптуры, так что Констанций оказывается собственным скульптурным портретом51 . Как и подобает знаку, символу, изваянию Констанций тщательно освобождает и очищает свое явление людям от всех случайностей телесно-естественного. "Словно изваяние человека, он не вздрагивал, когда от колеса исходил толчок, не сплевывал слюну, не почесывал нос, не сморкался, и никто не видел, чтобы он пошевелил хотя бы рукой"52 .
Венанций Фортунат, современник папы Григория I, был одним из наиболее ярких представителей этого идеализированного мира53 . Получив образование в Равенне, он отправился в Галлию. Путешествуя от одного варварского короля к другому, он писал им и их сановникам льстивые стихи и панегирики. Его поэзия наставляла на путь истинный тех, кто вознамерился забыть этот бренный мир. Тот мир, который Григорий Турский описывал во всех его мерзостях. В своей поэзии Венанций Фортунат никогда не отступал от возвышенных идеалов святости, безмятежности и платонической любви. Его стихи однообразны, монотонны, в них постоянно варьируется один и тот же ограниченный круг идей, образов, понятий,
чувств, мнений. Даже при беглом просмотре произведений Венанция взгляд сразу натыкается на регулярно повторяющееся слово "semper". Каждый элемент его поэтического мира соотносится с образом вечности. Франкская монархия, какой бы неприглядной она ни была, получает под его пером вид идеального, упорядоченного и процветающего государст-ва54.
Венанций писал панегирики варварским королям. При этом их индивидуальные качества полностью игнорируются. Каждый из них характеризуется исходя из стандартного набора королевских добродетелей. Обращаясь к ним, поэт старается использовать символический язык, используя такие слова, как speculum, lux, dulcedo, honos, caput, decus, salus, apex, bonitas, ornatus, ornamentum, spes,flos,fons, regimen и т.п.55
Информация о работе Эволюция языка и стиля латинских авторов на рубеже Античности и Средневековья