Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:38, реферат
XVII век был сложным, бурным, противоречивым периодом в истории
России. Недаром современники называли начало века «смутой», а весь век
«бунташньм». Примерно к середине столетия последствия смутного времени
удалось преодолеть вступившей на престол в 1613г. династии Романовых. При
Алексее Михайловиче (1645-1676) жизнь страны стала налаживаться. Тогда же
«...отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его
еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее» (В.О.
Ключевский).
Введение 3
Часть 1. Общая характеристика русской культуры XVII века 4
Часть 2. Архитектура Москвы и Московского уезда в XVII веке 7
2. 1. Церковь Покрова в Рубцове 11
Часть 3. Тенденции развития живописи в XVII веке 16
3.1. Творчество Симона Ушакова 17
3.2. Икона Богоматерь "Умиление" Муромская 20
Часть 4. Золотое и серебряное дело в Москве в XVII веке 23
4.1. Основные способы обработки драгоценных металлов 28
4.2. Техники украшения изделий из драгоценных металлов 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль —
нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его
является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом,
безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких
декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим
«двуцветием»; использованием только красного и белого цветов.
Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские
сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль.
Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем
виде), создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях появляются шатровые
навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому
Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место
торжественному ансамблю.[4]
Впрочем, изменениям подвергается и внутреннее пространство Кремля.
Выдающимся светским сооружением является Теремной дворец (1635-1636). Он
представлял собой трехэтажное на высоких подклетях здание, заканчивающееся
высоким «теремком». Здание было богато украшено: золотая кровля, два пояса
изразцовых карнизов, каменная резьба. Декоративным убранством отличается
золотое крыльцо. На формы отделки непосредственно оказало влияние
деревянное зодчество. В ином стиле возводятся там же Патриаршие палаты с
Крестовым залом, здание Земского приказа. Примером поисков нового
оформления зданий общественного назначения стала построенная Михаилом
Чоглоковым Сухарева башня. Над массивным первым ярусом (подклетом)
располагались два яруса подклетного строения, увенчанного башней с
государственным гербом наверху. Ко второму ярусу шла широкая парадная
лестница.
В XVII в. получает дальнейшее развитие торгово-промышленное
строительство. Так, гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и в
Архангельске. Архангельский гостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной
Двины на 400 м, окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри
его размещалось более двухсот торговых помещений.
Большая заслуга в организации строительства в Московском государстве
по-прежнему принадлежала «Приказу каменных дел», который объединял наиболее
квалифицированные кадры «каменных дел подмастерий». Из числа последних
вышли создатели крупнейшего светского сооружения - «Теремного дворца
Московского кремля» (1635-1636) - Важен Огурцов, Антип Константинов, Трефил
Шарутин и Ларион Ушаков. Это трехэтажная постройка над двумя этажами
времени Ивана III и Василия III. Дворец был сооружен для царских детей,
поэтому здесь было гульбище и миниатюрная «смотрильная» башенка. Интерьер
тоже был особенный - веселый, ярко раскрашенный травный орнамент, резной по
белому камню. Разработал и исполнил интерьер лучший царский изограф Симон
Ушаков.
Гражданское каменное строительство постепенно приобретает большой
размах и ведется в различных городах.
По заказу Льва Кирилловича Нарышкина, дяди будущего императора Петра
I, и членов этого семейства в Москве и округе возводятся здания в стиле
условно именуемом «нарышкинским» или «московским барокко». Исполнитель
заказов Яков Бухвостов, крепостной. Не первое, но одно из самых известных
его сооружений - церковь Покрова в Филях (1690-1695). «Нарышкинский стиль»
или «московское барокко» - результат соприкосновения с искусством Западной
Европы. От барокко здесь лишь некоторые декоративные детали ордера -
верхней части колонны и несомого ею, и большие окна со стеклами. Все
остальное - традиционно. Это -пятиглавый, двухцветный (красный с бельм)
башнеобразный слитый с колокольней храм. Постепенно в светском и культовом
зодчестве основными принципами архитектурной композиции становятся
центричность, ярусность, симметрия.
Еще в 30-40-х годах XVII начинает распространяться тип бесстолпного,
обычно пятиглавого приходского храма с глухими в большинстве случаев
барабанами. Это -московские церкви Рождества Богородицы в Путинках (1649-
1653) и Троицы в Никитниках (1628-1653). В семидесятых годах строятся
подмосковные храмы в боярских усадьбах, автором которых считается Павел
Потехин. Именно он в 1678 году возводит храм в Останкино.
«Обмирщение» архитектуры проявляется и в палатах Ростовского
митрополита Ионы Сысоевича на берегу озера Неро. Это скорее Кремль, чем
резиденция священнослужителя высокого ранга.
Церковные реформы патриарха Никона коснулись и архитектуры. Никон
пытается запретить светские новшества и возведение шатровых храмов. Но
запреты его не всегда исполнялись, и дело закончилось тем, что в 1657-1666
годах он возводит Новоиерусалимский (или Воскресенский) монастырь в
современном нам городе Истра. Собор монастыря должен был стать точной
копией храма «Гроба Господня» Х1-ХП веков в Иерусалиме. Одних только
приделов (церквей) в нем 29, соединенных между собой центральным шатровым
перекрытием.
С собором граничит
катакомбная церковь
которых начало распространяться христианство. Центральный храм украшен
многоцветными поливными (глазурью) изразцами. В годы Великой Отечественной
войны собор был превращен в руины. Сейчас этот храм почти полностью
восстановлен.
Дошедшие до нас памятники деревянного зодчества в большинстве
относятся к ХУ1-ХУШ векам. В 1667-1668 годах Семен Петров и Иван Михайлов
возвели, по словам современников, «восьмое чудо света» - Дворец царя
Алексея Михайловича - великолепный образец деревянного хоромного
строительства. Здесь были хоромы царя и царицы, царевича и царевен,
служебные помещения и каменная церковь. Всюду яркая раскраска, золоченая
резьба, детали древнерусских деревянных украшений. В 1681 году дворец
частично перестраивался Саввой Дементьевым. Через сто лет после создания
«восьмое чудо света» было разобрано для реконструкции и вовсе пропало. О
красоте этого сказочного дворца остается судить лишь по рисункам.
Жесткая регламентация в области культовой архитектуры, проводимая
Никоном, способствовала художественным поискам зодчих в возведении зданий
иного, гражданского предназначения. И как результат поиска - строительство
в 1679 году Печатного, а в 1696 году Монетного дворов архитекторами Т.
Шарутиным и И. Невериным. Михаил Чоглоков в 1692-1701 годах возводит
Сухареву башню. Несомненно, во второй половине семнадцатого столетия Москва
явно преображалась и хорошела. Секретарь антиохийского патриарха Макария
Павел Алеппский, побывавший в ту пору в Москве, так описывает здания
русской столицы: «... мы дивились на их красоту, украшение, прочность,
архитектуру, изящество, множество икон и колонн с резьбой, кои по сторонам
окон, на высоту этажей, как будто они крепости, на их огромные башни, на
обильную раскраску
Для зодчества характерно то, что при увеличении числа кирпичных
зданий (причем не только церковных, но и жилых и торгово-промышленных)
основным строительным материалом оставалось дерево.
Выдающимся памятником деревянного творчества стал
Царский дворец в Коломенском, разобранный во второй половине XVIII в.
В деревянном культовом
творчестве преобладали
распространение и ярусные церкви, отличающиеся размещением на четверике
нескольких последовательно
1653 г. в Торжке).
Архитектура приобрела общероссийский характер: обмирщение, сближение
культового стиля с
материала (многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали).
Никон после вступления в 1652 г. на патриаршество запретил строительство
шатровых храмов, желая вернуться к суровой монументальности прошлых веков,
взяв за образец Успенский собор в Кремле.
Но ему не удалось полностью возродить традиции XVI в. и устоять перед
новыми влияниями в кирпичной храмовой архитектуре (огромные оконные проемы
и многоцветные изразцы). К выразительным элементам храмового творчества
второй половины XVII в. относятся многоярусные колокольни, например,
шестиярусная башня
2. 1. Церковь Покрова в Рубцове
Церковь Покрова построена в середине 1620-х годов. Это была первая
крупная храмовая постройка Романовых, возведение которой приблизительно
совпало по времени с первыми серьезными работами по обустройству их
резиденции в Кремле, связанными с деятельностью представителей европейской
традиции, английских мастеров Христофора Галовея и Джона Талера.
Архитектура церкви Покрова, напротив, целиком принадлежит русскому
контексту и тесно связана с принципами построения художественной формы,
сложившимися в конце XVI в., в "годуновский" период.[5]
Победа 1618 года над Владиславом и Сагайдачным, отмеченная
строительством церкви, в 1620-е гг. воспринималось как важнейшая веха,
означавшая конец Смутного времени. Романовы имели основания праздновать
победу над Владиславом и как общегосударственную (конец Смуты), и как
родовую, романовскую (возвращение Филарета Никитича из польского плена и
временное устранение соперника Михаила Федоровича - королевича Владислава).
Это объясняет появление первого
репрезентативного памятного
усадьбе, которая ко времени избрания Михаила Федоровича на царство была его
единственной наследной
Храм принадлежат к типу бесстолпных церквей с крещатым сводом,
снаружи отраженном в пирамидальной "горке кокошников", который возник и
получил определенное распространение в последней четверти XVI в, в
"годуновский" период. Таких храмов известно немного - это придел Василия
Блаженного собора Покрова на Рву, старый собор Донского монастыря,
надвратная церковь Происхождения Древ Симонова монастыря и церковь Троицы в
Хорошеве. Вероятно, что к их числу принадлежала также церковь Николы
Явленного у Арбатских ворот, данными об устройстве внутреннего пространства
которой мы не располагаем; однако, судя по известным изображениям ее
внешнего вида, этот храм вероятнее всего должен был быть бесстолпным. Итак,
помимо церкви Покрова в Рубцове нам известно только пять бесстолпных храмов
с крещатым сводом и "горкой кокошников". Все они были построены между 1588
и 1600 гг. Первые четыре из названных храмов относятся к еще более краткому
периоду 1588 и 1598 гг. Идентичность их размеров, конструкции сводов и
некоторых приемов декоративного убранства позволяет объединить эти
памятники в компактную группу, связанную, в первую очередь, единством
конструктивного приема, состоящего в использовании ступенчатых распалубок
крещатого свода, позволяющих повысить его щелыгу. Все храмы связаны с
государственным заказом, и возможно, их сходство было следствием
сознательного повторения образца (придела Василия Блаженного).[6]
Итак, в конце XVI в. в архитектуре Москвы и Московского уезда
возникла группа бесстолпных храмов, перекрытых крещатым сводом со
ступенчатыми распалубками, и увенчанных пирамидальной "горкой кокошников".
С этими памятниками связаны наиболее смелые поиски конструктивного и
объемного решения бесстолпных храмов в конце XVI в. В XVII в. описанный тип
бесстолпного храма не получил развития, будучи вытеснен более простым
сомкнутым четырехлотковым сводом. Единственным примером его использования
вне рамок "годуновского периода" является церковь Покрова в Рубцове.
Ее сходство с перечисленными церквями хорошо заметно при первом же
рассмотрении: церковь увенчана "горкой кокошников" из трех поставленных
один над другим рядов, по три кокошника в каждом. Квадратный четверик
перекрыт крещатым сводом, к нему примыкает трехапсидный алтарь.
[pic]
Отметим основные
черты, отличающие церковь
объемов, крупный размер четверика (внутренние размеры 9*9 м) и постановка
на высоком подклете. Кроме того, в церкви Покрова заметно искажение
пропорций - тяжелый объем основания контрастирует с маленькой венчающей