Каменная рукопись Московской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:38, реферат

Описание

XVII век был сложным, бурным, противоречивым периодом в истории
России. Недаром современники называли начало века «смутой», а весь век
«бунташньм». Примерно к середине столетия последствия смутного времени
удалось преодолеть вступившей на престол в 1613г. династии Романовых. При
Алексее Михайловиче (1645-1676) жизнь страны стала налаживаться. Тогда же
«...отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его
еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее» (В.О.
Ключевский).

Содержание

Введение 3
Часть 1. Общая характеристика русской культуры XVII века 4
Часть 2. Архитектура Москвы и Московского уезда в XVII веке 7
2. 1. Церковь Покрова в Рубцове 11
Часть 3. Тенденции развития живописи в XVII веке 16
3.1. Творчество Симона Ушакова 17
3.2. Икона Богоматерь "Умиление" Муромская 20
Часть 4. Золотое и серебряное дело в Москве в XVII веке 23
4.1. Основные способы обработки драгоценных металлов 28
4.2. Техники украшения изделий из драгоценных металлов 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Каменная рукопись Московской Руси.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

стороны  побегами,  листьями,   шишечками,   бутонами;   или   пучки   трав,

перехваченные внизу кольцом; или  непрерывный вьющийся стебель  с  литьями  и

цветами.

       К середине  века орнамент утрачивает строгую  ритмичность, сдержанность

и четкость, вместо этого вытягиваясь или сужаясь  в  соотвествии  с  формами

предмета, на который  он  нанесен.  Обилиее  переплетений  и  многочисленных

отростков,  заполняющих  все  свободное  пространство,  усложняет   рисунок,

который становится трудно читаемым.

       Во  второй  половине  XVII  века  орнамент  теряет  свой  отвлеченный

характер, его формы все больше приближаются к реальным растительным  формам.

К концу XVII века все чаще  на  золотых  и  серебряных  изделиях  появляются

изображения  фруктов  и  овощей,  целые связки   плодов,   подвешенных   на

полотенцах или лентах. Знакомство с прикладным искусством Запада  и  Востока

дает возможность использовать понравившиеся мотивы в русских  изделиях.  Так,

в русское золотое и серебряное дело XVII века приходят турецкие  и  иранские

«бобы»,  «опахала»,  кипарисы,  а  также  навеянные   итальянскими   тканями

«гранатовые  яблоки»,  пышные  травы,  пропущенные  через  короны,  и  проч.

Новизна и занимательность  сюжетов  в  европейских  гравюрах  способствовали

тому, что со второй половины  XVII  века  на  московской  серебряной  посуде

появляются изображения людей,  животных  и  птиц,  библейские  сцены  и  др.

сюжеты.[13]

       Эмаль XVI века  отличается  нежной  и  гармоничной   окраской.  Она  не

покрывает больших поверхностей изделия, как это было в московском  ювелирном

искусстве XV века, а появляется в  виде узких  лент,  небольших  цветков  или

лепестков, обрамленных сканным  орнаментом. Среди цветов преобладает  голубой

со всеми  его  оттенками  от  василькового  до  бирюзового,  зеленоватого  и

лилового. Местами на эмаль посажены  золотые  капельки  зерни.  В  последней

трети XVI века орнамент золотых изделий  со сканью и  эмалью  перестает  быть

плоским, усложняется, в узоры вводятся рельефные грозди зерни и  миниатюрные

чеканные цветы и листья.

       Из всех технических  приемов, применявшихся  для   украшения  ювелирных

изделий в XVII веке, эмаль с ее яркими и разноцветными узорами больше  всего

выражает вкусы эпохи.  На  смену  богатой  оттенками,  но  сдержанной  гамме

светлых тонов эмалей XVI  века  в  XVII  веке  приходят  яркие  многоцветные

эмали, спорящие своим блеском и  глубиной красок с драгоценными камнями.

|[pic]                       |

|                            |

|                            |

|                            |

|                            |

|                            |

|                            |

|                            |

|[pic]Евангелие.Мастерские   |

|Московского Кремля. 1678 г. |

 

 

       Московские мастера  XVII века достигли совершенства в искусстве эмали.

Они не только умели покрывать эмалью гладкую поверхность,  сканный  орнамент

с мелкими лепестками и листочками, как  это  делали  московские  мастера  XV

века, но и заливали эмалью округлые стенки сосудов,  покрывали  ею  чеканный

орнамент  и  почти  скульптурные  чеканные  изображения  высокого   рельефа.

Мастера использовали как глухие тона эмали разных  оттенков,  однотонные,  с

нанесенными на них  пятнами,  точками,  усиками,  так  и  прозрачные  эмали,

сквозь которые просвечивает золотой фон.

       На первое место  в XVII веке выдвигается яркая   прозрачная  изумрудно-

зеленая эмаль, которая в середине столетия начинает преобладать. Для  второй

половины характерны золотисто-коричневый, красный,  синий,  густо-розовый  и

малиновый  тона,  в  сочетании  с  плоско  гранеными  алмазами,  рубинами  и

изумрудами.

       В последней  четверти XVII века в России впервые   появляется  эмалевая

живопись – бледные  светлые  изображения  святых  на  дробницах  крестов.  В

последней трети XVII века, когда все  настойчивее  выявляется  стремление  к

передаче объема, мастерство  чеканщика  и  эмальера,  работавших  совместно,

было доведено до совершенства.

       Черневые изделия  XVI века характеризуются тонкостью,  графичностью  и

четкостью выполнения. Только во второй половине XVI века, когда  усиливается

стремление к объемности и живописности, в черневых  изображениях  появляются

теневые пятна, которые наносятся  тонкой легкой сеткой в складках  одежд,  на

фонах и поземе. К концу столетия теневые пятна  становятся  гуще  и  темнее.

Черневые изделия начала XVII века в основном продолжают и  развивают  приемы

и  орнаментацию  предшествующего  столетия.  Узоры  трав   четко   и   тонко

вырисовываются на золотом фоне, но сам фон теперь не оставляется гладким,  а

покрывается  канфарением  или  резьбой.   Важное   значение   для   развития

московского  искусства  эмали  и  черни  имели  приезды  константинопольских

ювелиров, у которых русские  мастера учились в XVII веке.

       Чеканный  орнамент  XVI  века   отчетливо   выделяется   на   матовом

канфаренном фоне, всегда ритмичен и  имеет четкий рисунок,  который,  правда,

к  концу  века  заметно  усложняется.   Характерные   особенности   чеканных

изображений этого столетия – мягкость,  сглаженность  рельефа,  обобщенность

форм и многоплановость изображений  сближают их с современной им  резьбой  по

дереву. В чеканке и басме  московские мастера XVI века изображают  не  только

отдельные фигуры, но и сложные  многофигурные композиции. С первых  лет XVII

века в чеканные узоры свободно  вьющихся  трав  вводятся  рельефные  гладкие

точки, заполняющие пустоты. В дальнейшем  чеканные  травы  вытягиваются,  их

сложные  узоры  сплошь  обволакивают  стенки  изделий,  оставляя  лишь  едва

заметные промежутки для матового  проканфаренного  фона.  Так  же  как  и  в

деревянной резьбе, в чеканке XVII века ярко выражено стремление  к  передаче

объемных трехмерных  форм  –  это  приводит  даже  к  использованию  особого

приема,  когда   в   общею   композицию   включают   отдельно   вычеканенные

скульптурные детали.

|[pic]                     |

|                          |

|                          |

|                          |

|                          |

|                          |

|                          |

|                          |

|[pic]Серебряная братина с |

|эмалью по сканному        |

|орнаменту. Москва. XVII   |

|век.                      |

 

 

       На протяжении XVI-XVII вв. мастера создают национальные  русские формы

утвари  из  золота  и  серебра,  мягкая  округлость  которых  роднит  их   с

деревянными предметами. Изделия густо  покрываются  узорами.  К  концу  XVII

века национальные русские формы  утвари вытесняются из  быта  новыми  формами

посуды. Вместо братин и ковшей московские серебряники делают  высокие  стопы

с гранеными или округлыми стенками, стаканы разной величины,  низкие  чарки.

В 1690-х гг. появляются изготовленные  для  царского  дворца  кружки  русской

работы, покрытые резным или черневым орнаментом, и кубки на высокой  ножке  –

формы, широко вошедшие в быт в  Москве и Петербурге XVIII века.

       В последней  четверти XVII века, когда мастера   Серебряной  и  Золотой

палат   Московского   кремля   в   совершенстве   владели    многочисленными

техническими  приемами  украшений  изделий  из   драгоценных   металлов,   в

ювелирном искусстве  намечается  новое  художественное  течение,  отмеченное

особым своеобразием и  изысканностью.  Наряду  с  пышными  сплошь  покрытыми

чеканкой, эмалью и  драгоценными  камнями  изделиями,  начинают  создаваться

предметы совершенно гладкие, лишь с отдельными яркими пятнами  самоцветов  и

эмалевых украшений.

 

 

 

4.1. Основные способы обработки  драгоценных металлов

 

 

       Два  основных  способа  обработки  благородных   металлов  –  литье  и

чеканка, которые возможны благодаря таким свойствам металлов, как  плавкость

и ковкость.

       Перед литьем  мастер изготовляет модель (из  воска,  свинца,  меди  или

дерева) – отливка почти повторяет  форму. Ручки сосудов, орнаменты  и  фигуры,

т.е. те части изделия, которые должны быть  самыми  прочными,  отливаются  в

формах из песка. Для сложных  предметов  требуется  изготовление  нескольких

моделей: в них по  отдельности  отливаются  разные  части  изделия,  которые

потом  соединяются  посредством  спайки  или  привинчивания.  Чтобы   отлить

орнамент из повторяющихся мотивов  одна форма несколько  раз  последовательно

продавливалась в песке. В  XIX  веке  была  изобретена  гальванопластическая

отливка.

|[pic]                      |

|                           |

|                           |

|                           |

|                           |

|                           |

|                           |

|                           |

|[pic]Серебряный чеканный   |

|оклад иконы с видом        |

|Толгского монастыря.       |

|Ярославль, 1853 г.         |

 

 

       В отличие от  литья  чеканка  –  очень   трудоемкий  способ  обработки

металлов. Золото и серебро в  нагретом состоянии разгоняются  в  тонкий  лист,

не теряя при этом своей упругости  и эластичности. Форма  предмета  создается

в холодном состоянии при помощи разгонных молотков.

       Часто изделие   обрабатывается  на  свинцовой   или  смоляной  подушке,

которая избирается в зависимости  от  ковкости  листа.  Короткими  и  частыми

ударами молотка лист при постоянном  вращении  и  поджиме  выстукивается  по

одной или обеим сторонам, пока не получается нужная  форма;  декор  выбивают

на наковальнях с помощью  молоточков, чеканов и пуансонов (стальных  прутиков

с различными концами – в виде тупого шила, трубочки, шарика,  прямоугольника

и др.) разной величины и формы. У  хорошего мастера чеканов несколько  сотен,

причем  лучшие  мастера  изготовляли  их  сами,  соответственно  со   своими

излюбленными орнаментами. Наиболее ценными считаются изделия,  изготовленные

из цельного куска заготовки, обычно  же  их  делают  из  нескольких  кусков,

которые потом припаивают друг к  другу. Уже в древности  применялась  чеканка

по твердой модели: золотой или  серебряный лист разгонялся по  бронзовой  или

железной модели, а потом снимался с нее. Такая чеканка часто  использовалась

для выделки фигур.

|[pic]                            |

|                                 |

|                                 |

|                                 |

|                                 |

|                                 |

|                                 |

|                                 |

|[pic](фрагмент оклада)           |

 

 

       С древних времен  известна чеканка  в  твердых   формах  и  прессование

листа между двумя формами из камня, бронзы или железа  – штамповка (один

штамп несет на себе рельеф-образец,  а  другой  –  его  выемку).  Родственна

чеканке техника тиснения, при которой  образец выдавливается во всех  деталях

на одной стороне металлического  массива.  Выкованное  или  отлитое  изделие

необходимо доработать,  для  этого  существует  множество  различных  техник

украшения изделий из драгоценных  металлов,  характерных  для  определенного

времени и местности.

 

 

 

4.2. Техники украшения изделий  из драгоценных металлов

 

 

       Для правильного определения золотого или серебряного предмета вопросы

применения тех или иных технических  приемов имеют большое  значение.  Иногда

мелкие и незначительные детали  технических  приемов  могут  помочь  отнести

драгоценное изделие к определенному  художественному центру или  связать  его

с определенным мастером. Некоторые  техники украшения изделий из  драгоценных

металлов описаны ниже.

|[pic]                                    |

|                                         |

|                                         |

|                                         |

|                                         |

|                                         |

|                                         |

|                                         |

|[pic]Серебряная чеканная братина. Москва,|

|1652 г.                                  |

 

 

       Рельефная чеканка   –  одна  из  самых  трудоемких  приемов  украшения

золотых и серебряных изделий.  Предмет  в  нагретом  состоянии  кладется  на

специальную упругую подушку из вара с толченым кирпичом, налитого в  котелок

с  круглым  дном,  помещенный  в  кожаный  круг,  на  котором  он   свободно

вращается. Предмет крепко «присмаливается» к подушке.  Держа  в  левой  руке

чекан, мастер правой  рукой  наносит  по  нему  удары  молотком  и  выбивает

рельефные узоры или изображения; наиболее высокие части  рельефа  выбиваются

Информация о работе Каменная рукопись Московской Руси