Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:38, реферат
XVII век был сложным, бурным, противоречивым периодом в истории
России. Недаром современники называли начало века «смутой», а весь век
«бунташньм». Примерно к середине столетия последствия смутного времени
удалось преодолеть вступившей на престол в 1613г. династии Романовых. При
Алексее Михайловиче (1645-1676) жизнь страны стала налаживаться. Тогда же
«...отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его
еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее» (В.О.
Ключевский).
Введение 3
Часть 1. Общая характеристика русской культуры XVII века 4
Часть 2. Архитектура Москвы и Московского уезда в XVII веке 7
2. 1. Церковь Покрова в Рубцове 11
Часть 3. Тенденции развития живописи в XVII веке 16
3.1. Творчество Симона Ушакова 17
3.2. Икона Богоматерь "Умиление" Муромская 20
Часть 4. Золотое и серебряное дело в Москве в XVII веке 23
4.1. Основные способы обработки драгоценных металлов 28
4.2. Техники украшения изделий из драгоценных металлов 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
главкой, а "горка кокошников" вместо вертикальных треугольных имеет
приплюснутые одутловатые очертания. Соответственно происходит
перераспределение акцентов как в интерьере, так и в объемно-
пространственном построении храма.
Одно из важных и наиболее заметных отличий церкви Покрова заключено в
лапидарной трактовке ее фасадов, где используется самый простой набор
элементов, основанный почти исключительно на возможностях кирпичной кладки
(в отличие от изысканных "итальянизирующих" деталей Хорошевского храма).
Законченная композиция, в которой угадывается ее образец - декор
годуновских храмов конца XVI в. - достигается при помощи компоновки
простейших элементов, которые, кроме того, выглядят слишком вялыми в
сравнении с массивным объемом церкви.
Несоответствие декора масштабам здания еще раз убеждает нас в том,
что архитектура церкви Покрова была результатом намеренного воспроизведения
образца конца XVI века силами зодчих 1620-х годов. В зодчестве этого
времени, можно найти аналогии не только пропорциональному строю церкви
Покрова, но, и в еще большей мере - характерным особенностям ее
декоративного убранства. Такой близкой аналогией может послужить
архитектура уже упоминавшейся церкви Николы Надеина в Ярославле. На фасадах
этого храма использованы те же простые трехуступчатые карнизы и архивольты,
что и в церкви Покрова; эти элементы в церкви Николы трактованы так же
вяло, они так же инертны по отношению к плоскости стены, как и в церкви
Покрова. Противоречие между тяжелыми крупным объемом четверика и вялой
непластичной декорацией одинаково характерно для ярославского и московского
храма 1620-х годов. Сходство между ними может подтвердить и одинаковая
трактовка элементов "катушечного" пояса. Кроме того, в обоих храмах
излишняя массивность объемов при рассмотрении извне искупается
пространственностью интерьера.
Церковь Покрова в Рубцове - первый каменный обетный храм новой
династии, строительство которого в родовой вотчине имело репрезентативное
значение и было связано с идеей утверждения Романовых на троне, был
построен по образцу годуновской церкви Троицы в Хорошеве мастерами артели
во многом схожей по характеру используемых приемов с артелью, работавшей в
Ярославле в начале 1620 - х годов.
Влияние образца - церкви Троицы - прослеживается в композиции
симметричного двухпридельного плана, использовании крещатого свода со
ступенчатыми распалубками, карнизом на уровне пяты свода и (возможно)
машикулями, завершении четверика "горкой кокошников" с трехчастным
антаблементом в его основании, а также в применении фриза консолей в
карнизе барабана и килевидных кокошников заостренного рисунка в его
основании.
Характерные черты архитектуры 1620- х гг. проявляются в искажении
пропорций, лапидарности декоративных элементов, что определяет излишнюю
массивность и некоторую огрубленность архитектуры церкви Покрова.
Требования заказчика, возможно, проявились в крупных размерах церкви,
постановке ее на подклет и использовании двухярусной крытой галереи.
Если предположение о строительстве церкви Покрова в Рубцове по
образцу церкви Троицы верно, то к ее архитектуру следует рассматривать как
результат уникального сочетания условий заказа и обстоятельств
строительства. Рубцовский храм - единственный известный нам пример церкви
первой трети XVII в., построенной по конкретному образцу конца XVI века,
особенности архитектуры которого поэтому позволяют нам наглядно судить о
том, насколько перерыв в строительстве, вызванный Смутным временем, повлиял
на развитие архитектуры.
Проведенное сравнение не позволяет говорить о значительном забвении
годуновской архитектуры. Напротив, ее приемы и принципы были сохранены, что
позволило добиться достаточно точного повторения не только внешних форм
образца, но и деталей интерьера и конструкции свода. Архитектура церкви
Покрова в Рубцове, связанная с годуновским образцом, сыграла роль одной из
"связующих нитей" между традицией конца XVI в. и зодчеством Романовского
времени.[7]
Однако в 1620-е гг. были потеряны равновесие пропорционального строя
годуновских бесстолпных храмов и цельность системы декора, ориентированной
на итальянские постройки
нам утрату актуальности крещатого свода со ступенчатыми распалубками, т.к.
в рубцовском храме не повторена важнейшая черта этой конструкции - ее
вертикализм, а также - исчезновение интереса к "итальянизирующим" элементам
(или утрату способности к их воспроизведению).
Часть 3. Тенденции развития живописи в XVII веке
В живописи
того времени все более
удельный вес светских (исторических) сюжетов, в качестве «образцов»
используются западноевропейские гравюры.
Начало XVII века ознаменовано господством в живописи двух
художественных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи.
Названия этих направлений связаны с именами заказчиков и с их
художественными пристрастиями.
Годуновская школа ориентировалась на традиции прошлого, на рублевско-
дионисиевскую школу. Здесь палитра икон и фресок плотная, сдержанная.
Рисунок дробный, композиция перегруженная.
Строгановская школа - это искусство иконной миниатюры с тщательным
мелким письмом, изощренным рисунком, полихромным колоритом с серебром и
даже золотом.
Элементы из
Строгановской школы
творчестве царских изографов Оружейной палаты, главой которых был Симон
Ушаков (1626-1686). В 1667 году в «Слове к люботщателям иконного писания»
он изложил такие задачи живописи, которые, по существу, вели к разрыву с
иконописной традицией, принесенной из Византии вместе с христианством. Одно
из новшеств - светотени, другое - пространственность, перспектива в отличие
от икон более ранних, где тени допускались лишь под ногами парящих над
землею божеств.
В живописи XVII века проявились черты, которые станут присущи
творчеству будущего. Ярче всего это проявилось в искусстве «парсуны» -
изображении реального исторического лица, то есть портрета. Первые парсуны
появляются еще в конце XVI - начале XVII века, но особенно большое
распространение парсунное письмо получило во второй половине семнадцатого
столетия. Писание парсун и обучение этому русских художников вменялось в
обязанность иностранным художникам, приглашенным в Россию. Парсуны пишут на
холсте маслом в западной манере и технике и на доске, что более привычно
для русских мастеров. Парсуны писали и известный нам Симон Ушаков и менее
известные Федор Юрьев, Иван Безмин и другие. «Парсунное письмо» - первый
чисто светский жанр в русской живописи. Иван Максимов и Дмитрий Львов,
писавшие парсуны, были также и мастерами книжной миниатюры. «Евангелие»
1678 года содержит 1200 прекрасных миниатюр, выполненных этими мастерами.
Школа Оружейной палаты стягивала к себе самые одаренные
художественные силы со всей России. Здесь трудился Гурий Никитин -
вероятно, самый выдающийся стенописец XVII века.
Фресковая живопись в этом столетии переживает последний взлет. Артели
фрескистов насчитывают уже по 50-100 человек с узкой специализацией
каждого. В 1635 году возобновляется стенопись в Троице-Сергиевом монастыре,
а в 40-х - 50-х годах один за другим расписываются храмы Московского
Кремля. Характерной чертой фресковой живописи второй" половины XVII века
стал «бытовизм» - интерес к человеку, к его повседневной жизни. Гурий
Никитин и Сила Савин с артелью в 1681 году расписывают в Ярославле церковь
Ильи Пророка. «Жатва» - фрагмент фрески, где изображены настоящая жанровая
сцена и впервые - русский пейзаж.[8]
С середины XVII века влияния барочной культуры Западной Европы
(которая была уже культурой Нового времени) становятся все более
очевидными.
С присоединением Украины (1654) и части белорусских земель становятся
более активными культурные связи с этими землями, испытавшими сильное
влияние католической барочной культуры. Белорусские мастера были авторами
резных иконостасов и
Во фресковой росписи храмовых интерьеров, которая в XVII веке
сочетается с темперной прорисовкой, активно используются барочные
композиционные схемы, заимствуемые из европейских гравюр (особенно
популярна была "Библия Пискатора").
Возникают новые тенденции в живописи, представленные творчеством
кремлевских мастеров Оружейной палаты Симона Ушакова, Федора Зубова, Иосифа
Владимирова. Для их живописи характерно использование приемов, близких к
нехарактерной для иконописи светотеневой моделировке. Новым явлением стало
написание трактатов о живописи (С. Ушаков, И. Владимиров).
3.1. Творчество Симона Ушакова
Одной из центральных фигур в искусстве XVII века был Симон Ушаков
(1626—1686). Значение этого мастера не ограничивается созданными им
многочисленными произведениями, в которых он стремился преодолеть
художественную догму и добиться правдивого изображения — «как в жизни
бывает». Свидетельством передовых взглядов Ушакова является написанное им,
очевидно, в 60-х годах «Слово к любителю иконного писания». В этом трактате
Ушаков высоко ставит назначение художника, способного создавать образы
«всех умных тварей и вещей... с различным совершенством создавать эти
образы
и посредством различных
Выше всех «существующих на земле художеств» Ушаков считает живопись,
которая «потому все прочие виды превосходит, что деликатнее и живее
изображает представляемый предмет, яснее передавая все его качества...».
Ушаков уподобляет живопись зеркалу, отражающему жизнь и все предметы.
«Слово к любителю иконного писания» было посвящено Ушаковым Иосифу
Владимировичу, московскому живописцу, уроженцу Ярославля,
пользовавшемуся в 40—60-х годах значительной известностью.
Иосиф Владимиров — автор более раннего трактата об иконописании, в
котором он, хотя и не столь определенно, как Ушаков, также заявлял
себя: сторонником новшеств и требовал большей жизненности в искусстве.[9]
Ушаков — художник, ученый, богослов, педагог— был человеком новой
эпохи, новым типом мыслителя и творца. Будучи новатором в искусстве, он в
то же время понимал ценность старинных традиций русской культуры и
тщательно оберегал их. Достаточно вспомнить его роль при росписи
Архангельского собора в 1666 году. Именно в силу названных качеств,
отмеченной редкой широты взглядов он смог более тридцати лет стоять во
главе русского искусства.
Занимаясь воспитанием учеников и всячески стремясь передать им свои
знания, он задумал даже издание подробного анатомического атласа. «Имея от
господа бога талант иконописательства... не хотел я его скрыть в землю...
но попытался... выполнить искусным иконописательством ту азбуку искусства,
которая заключает в себе все члены человеческого тела, которые в различных
случаях требуются в нашем искусстве, и решил их вырезать на медных
досках...» — писал о своем замысле Ушаков, однако атлас, по-видимому, издан
не был.
Примером ранних работ Ушакова может служить икона «Благовещение с
акафистом» 1659 года, написанная им вместе с двумя другими иконописцами —
Яковом Казанцем и Гавриилом Кондратьевым. Великолепием архитектурных фонов
и миниатюрной тонкостью письма икона во многом напоминает работы
строгановских мастеров начала XVII века, подробно иллюстрируя сложное
песнопение.
С первых лет
самостоятельного творчества
к изображению человеческого лица. Излюбленной темой его становится Спас
Нерукотворный. Изображений Спаса работы Ушакова сохранилось несколько — в
собрании Третьяковской галереи, в иконостасе Троицкого собора Троице-
Сергиевой лавры в Загорске, в Историческом музее и т. д. Самая ранняя из
этих икон относится к 1657 году и хранится в Московской церкви Троицы в
Никитниках. Настойчиво повторяя эту тему, художник стремился избавиться от