Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа
Успешность управленческой деятельности. Понятие профессионализма менеджера и его производные. Личностная характеристика менеджера, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и креативность. Квалификационные характеристики должностей работников.
Введение
Глава 1. Профессионализм менеджера
§ 1. Понятие профессионализма менеджера
§ 2. Личностная характеристика менеджера
§ 3. Образовательный минимум
§ 4. Квалификационные требования
§ 5. Самообразование и саморазвитие
Заключение
Содержание
Введение
Глава 1. Профессионализм
менеджера
§ 1. Понятие профессионализма
менеджера
§ 2. Личностная
характеристика менеджера
§ 3. Образовательный
минимум
§ 4. Квалификационные
требования
§ 5. Самообразование
и саморазвитие
Заключение
Введение
Менеджерские
характеристики, строго говоря, -- это
те свойства индивида, которые выступают
в функции способностей, но не являются
ими. Вместе с тем их влияние и
на успешность управленческой деятельности,
и на саму возможность ее осуществления,
и на предпочтение личностью этой деятельности
в качестве своего профессионального
выбора (склонность к ней) чрезвычайно
велико.
Глава 1. Профессионализм
менеджера
§ 1. Понятие профессионализма
менеджера
Слово «профессионализм»
и его производные (профессиональный
менеджер, профессиональный подход, профессиональная
постановка дела и другие) содержатся
в лексиконе многих руководителей. В то
же время простые наблюдения показывают,
что за ним пока нет однозначно определенного
содержания. Анализ применения слова «профессионализм»
в деловом общении показал, что чаще всего
в него вкладывают следующий смысл: хорошее
знание своего дела, правильный подход
к принятию решений, обоснованный выбор
эффективных действий, знание и учет разностороннего
опыта, контроль ситуации на своем рабочем
месте. Таким образом, в практической деятельности
данный термин чаще используется для обозначения
общих признаков действий работника, успешно
справляющегося со своими производственными
заданиями, а иногда и как соответствующая
оценочная метафора.
Анализ применения
термина профессионализм в
1) совокупность
требований к работнику,
2) комплекс характеристик
субъекта деятельности, отражающих накопленный
в определенной сфере деятельности опыт,
обеспечивающий качественное выполнение
работы и достижение высоких результатов
в конкретном виде работ (от значения понятия
профессии как вида деятельности, требующего
специальных теоретических знаний и практических
навыков);
3) совокупность
качеств, выражающих моральную
и социальную ответственность
за содержание и результаты
профессиональной деятельности (понятие
профессии включает
В соответствии
с первым подходом, в котором акцентируется
внимание на формальных аспектах деятельности,
считается, что о профессионализме
можно говорить, если соблюдаются
следующие условия:
- специалист
имеет базовое образование и повышение
квалификации;
- обладает навыками,
основанными на теоретических
знаниях;
- соответствует
стандартам уровня знаний
- следует общепринятым
нормам профессионального поведения.
В данном контексте
под профессионализмом
Этот подход
имеет и другую слабую сторону. Дело
в том, что владение стандартом деятельности
еще не показатель профессионального
мастерства. Это скорее необходимый
минимум, с которого начинается становление
профессионализма. Не мало примеров, когда
работники со стандартным набором знаний
и умений в той или иной области оказываются
узкими специалистами, и во многом из-за
этого останавливаются не только в карьерном,
но и дальнейшем профессиональном росте.
В инновационных задачах и процессах,
которые занимают все большую часть работы
современного менеджера в большинстве
видов бизнеса, возможности применения
готовых стандартов деятельности вообще
ограничены. В этих случаях необходимо
изменение и инструментальное обогащение
даже признанных стандартов.
Все это свидетельствует,
скорее о некорректности или неполноте
рассматриваемого представления о
содержании понятия профессионализма,
нежели о его локальном значении
и ограниченной применимости.
Второй подход
к пониманию профессионализма основывается
на выделении содержательных параметров
деятельности человека, от которых
зависят результаты его рабочего
поведения. В этом случае профессионализм
- это характеристика деятельности
работника, которая отражает практическую
способность находить наиболее эффективные
способы выполнять определенную работу.
Прежде всего, профессионализм означает,
что работники применяют профессиональные
знания при выполнении своей работы. Работа,
выполненная профессионально, обычно
отличается тем, что она основана больше
на фундаментальных понятиях, связанных
с практическим опытом, чем на импровизированной
реакции на события, обусловленной здравым
смыслом или стереотипами привычного
поведения. Профессионализм в первую очередь
определяется уровнем результатов практической
деятельности, оцениваемых по объективным
критериям и субъективным впечатлениям
заинтересованных людей. Соответствие
стандарту или требованиям специальной
организации - это уже вторичный признак
профессионализма.
Данный подход
к пониманию профессиональной деятельности
не является принципиальной альтернативой
первому, но он шире, гибче (менее формализован)
и прагматичнее. Его можно использовать
для большинства специалистов в
самых разных областях практики, в том
числе для анализа и оценки деятельности
руководителей разного уровня.
Особенность управленческой
деятельности состоит в том, что
она по своему содержанию является
весьма разносторонней и многоаспектной.
Решаемые менеджерами
задачи, как правило, нельзя отнести
к какой-то одной конкретной специальности
или отдельно взятому виду деятельности:
инженерной, управленческой, информационной,
экономической или какой-то иной. По существу
она одновременно относится сразу ко многим
из них и включает составляющие разных
видов деятельности. Поэтому разработка
модели профессионализма руководителя
представляет собой междисциплинарную
задачу. Это значит, что в ней должны быть
органично взаимосвязаны элементы знаний,
опыта и практических умений из разных
областей и профессий, которые объединяются
логикой реальных задач и организационных
процессов конкретного производства и
бизнеса.
В настоящее
время для разработки модели профессионализма
наиболее часто используют компетентностный
подход. В соответствии с ним профессионализм
- это компетентность в конкретной области
деятельности. Компетенция, понимаемая
как практическая способность специалиста
решать конкретные задачи на основе систематизированных
знаний и отрефлексированного опыта их
применения, используется в качестве основной
единицы анализа профессиональной деятельности.
В связи с
этим целесообразно выделять три
вида компетенций: предметные (предметно-отраслевые),
управленческие и инновационные. Предметные
компетенции обеспечивают ориентацию
и способность квалифицированно действовать
в конкретных производственных технологиях
и сложившихся видах деятельности. Разновидности
предметных компетенций соответствуют
специальностям, существующим в отрасли.
Они составляют основу профессиональной
подготовки специалиста любого профиля.
Управленческие
компетенции обеспечивают практические
способности управлять
Инновационные
компетенции обеспечивают способность
заниматься совершенствованием производственных
и управленческих технологий и систем.
Эти компетенции обладают такой
же универсальностью, как и управленческие,
потому что необходимы в самых
разных видах деятельности. Понятно, что
инновационные компетенции формируются
на основе развитых предметных компетенций
(у специалистов) или управленческих и
предметных (у менеджеров).
Выделенные три
вида компетенций, по существу составляют
общую модель профессионализма, применимую
для большинства специальностей. Рядовому
специалисту необходимы лишь предметные
компетенции, классному инженеру - предметные
и инновационные, а хорошему менеджеру
требуются компетенции всех трех типов.
Сейчас для
понимания управленческого профессионализма
важно учитывать тенденции изменения
содержания деятельности современных
руководителей. Во многих компаниях, особенно
занимающихся быстро развивающимися бизнесами,
представления о профессионализме менеджеров
стали изменяться. Наиболее профессиональными
считаются уже не те, кто в совершенстве
владеет задачами текущей деятельности,
а те, кто кроме этого быстро адаптируется
к постоянно появляющимся новым. Быстрая
смена задач и основного содержания деятельности
становится все более характерной чертой
для бизнеса в самых разных отраслях. Сокращение
периода между появлением новых технологий,
новых производственных задач, с одной
стороны, и высокая динамика условий внешней
среды и соответствующие им новые требования
бизнеса, с другой, сместили акценты в
содержании понятия управленческий профессионализм.
Главным для менеджера становится скорость
и качество освоения новых знаний и компетенций,
позволяющих изменять свое поведение
и быстро адаптироваться к новым задачам
и условиям деятельности.
Учитывая рассмотренные
факторы, профессионализм менеджера
- это комплексная
§ 2. Личностная
характеристика менеджера
Управленческий
профессионализм, как строгое научное
понятие, включает не только компетентность,
но и активное отношение к своей деятельности,
выражающееся в двух аспектах ответственности:
за результаты выполняемой работы и свою
способность соответствовать изменениям
профессиональной области и бизнеса, т.е.
за свой профессиональный рост. В связи
с этим возникает необходимость выделить
в модели профессионализма менеджеров
те качества, которые определяют потенциал
роста и соответственно эффективность
развития и саморазвития всех типов компетенций,
особенно инновационных (рис.).
Рисунок. Состав
современного управленческого профессионализма
Таким образом,
основными менеджерскими
Первый фактор
-- возрастной. В целом отсутствует
какая-либо прямая и однозначная
связь между ним и успешностью
деятельности. Однако возрастной фактор,
несомненно, очень важен для ее выполнения.
Во-первых, показана связь между ним и
иерархическим уровнем руководителей.
Обычно наиболее крупные руководящие
посты (особенно в японском менеджменте)
занимают люди очень зрелого или даже
преклонного возраста. Во-вторых, функцией
возраста является богатство профессионального
опыта, а, следовательно, и возможности
эффективного осуществления управленческой
деятельности. В-третьих, пропорционально
возрасту (хотя и не автоматически) происходит
карьеровое продвижение. В-четвертых,
от возраста зависит соотношение продуктивных
и репродуктивных методов управления:
вторые, как правило, усиливаются, а первые
-- наоборот. В-пятых, имеет место и возрастная
динамика предпочитаемых стилей руководства
-- в основном, в сторону их ужесточения.
Если отмечать наиболее общую тенденцию
динамики эффективности управленческой
деятельности в зависимости от возраста,
то она будет позитивной (за исключением
наиболее старших возрастных групп руководителей).
Следующий фактор
-- фактор пола также оказывает определенное
влияние как на качество, так и -- особенно
-- на сферу профессионально-управленческих
предпочтений личности. Следует подчеркнуть,
что современная психология управления
-- это, в основном, «психология мужчин-руководителей»,
хотя и Женщина-руководитель привлекает
в последнее время все большее внимание
исследователей. Основной вывод, сделанный
из сравнительного исследования женщин-руководителей
и мужчин-руководителей, состоит в следующем.
В целом для руководителей-мужчин характерно
лучшее решение одних задач управления,
а для женщин -- других. Однако в общем случае
мужчины-руководители все же имеют преимущества.
Более того, некоторые важные для управления
личностные качества (такие, например,
как доминантность, агрессивность, активность)
являются факторами, «сцепленными с полом».
Кроме того, социальные и ролевые стереотипы
воспитания также влияют на большую успешность
выполнения управленческих функций мужчинами.
Информация о работе Коммуникативная креативность менеджера организации