Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа
Успешность управленческой деятельности. Понятие профессионализма менеджера и его производные. Личностная характеристика менеджера, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и креативность. Квалификационные характеристики должностей работников.
Введение
Глава 1. Профессионализм менеджера
§ 1. Понятие профессионализма менеджера
§ 2. Личностная характеристика менеджера
§ 3. Образовательный минимум
§ 4. Квалификационные требования
§ 5. Самообразование и саморазвитие
Заключение
Фактор культурно-
Фактор социально-
Вторую группу
характеристик эффективного менеджера
составляют личностные качества, обусловливающие
успешность управленческой деятельности
и выступающие тем самым в функции способностей.
Выделены следующие главные менеджерские
качества: доминантность, уверенность
в себе, эмоциональная стабильность, стрессустойчивость,
креативность, стремление к достижениям,
предприимчивость, ответственность, надежность
в выполнении заданий, независимость,
общительность.
Доминантность
(дословно -- господство, преобладание,
влияние) -- черта личности, состоящая
в способности и потребности оказывать
влияние на других людей и подчинять их
своей воле. Она является личностной основой
для реализации главного механизма регуляции
управленческой деятельности -- механизма
властных отношений в ней. Показано, что
при наличии достаточно жестких доминантных
отношений руководителя и подчиненных
последние реализуют свой «рабочий потенциал»
на 60--65%. Доминантность является предпосылкой
авторитарного стиля руководства. Опытные
руководители с выраженной доминантностью
стремятся, однако, сочетать авторитарные
методы с демократическими и партисипативными,
что способствует еще большему вовлечению
«рабочего потенциала» подчиненных; в
этом случае не возникает «реактивного
усиления» власти подчиненных» на «власть
руководителя», о чем было сказано выше.
Уверенность руководителя
в себе как следующее важное личностное
качество оказывает позитивное влияние
на управленческую деятельность по двум
основным направлениям. Во-первых, она
является стабилизатором личных усилий
-- индивидуальной деятельности руководителя,
придавая ей своеобразный стержень и препятствуя
внешним возмущающим воздействиям. Наоборот,
ее недостаток ведет к поведению, характерному
для так называемых руководителей-флюгеров,
чутко и чрезмерно гибко реагирующих на
внешние влияния. Их реакции, однако, столь
«гибки», что теряется самостоятельная
линия поведения. В конечном итоге, это
проистекает из-за аморфности собственной
профессиональной позиции, неуверенности
в ее правомерности и, главное, в своих
возможностях по ее реализации. Во-вторых,
подчиненные, как правило, очень хорошо
чувствуют состояние руководителя. В силу
механизмов идентификации, переноса, эмпатии
они воспроизводят поведенческие установки
руководителя в своей деятельности. Если
они негативны, то это сразу же многократно
откликается в деятельности многих людей,
выступая своеобразным резонатором напряженности,
неуверенности (что, в свою очередь, сказывается
на общем организационном функционировании).
Эмоциональная
стабильность, стрессустойчивость и
креативность. В отношении эмоциональной
стабильности надо отметить следующее.
Она важна не только для обеспечения надежной
индивидуальной деятельности руководителя.
В психологии описан механизм возникновения
отраженных состояний, когда состояние,
развивающееся у одного из членов группы,
в особенности -- у ее лидера, индуцируется
на других членов группы -- как осознанно,
так и, в основном, неосознанно. Следовательно,
и негативные состояния, возникающие у
руководителя в связи с его низкой эмоциональной
стабильностью, могут многократно отражаться
в состояниях подчиненных. Они при этом
также многократно усиливаются. Тем самым
возникают предпосылки для снижения эффективности
всей совместной деятельности группы.
Стремление к
достижениям и предприимчивость
тесно взаимосвязаны и
Во-первых, несклонность
подвергать себя чрезмерному риску,
умение ставить перед собой достаточно
взвешенные, умеренные цели; эти люди стремятся
к тому, чтобы риск был контролируем и
прогнозируем. Вместе с тем они отнюдь
не избегают риска как такового, отчетливо
понимая, что риск -- неотъемлемое условие
достижений и полностью безрисковое поведение
не приводит к ощутимым достижениям, которые
для них стоят на первом плане. Во-вторых,
они предпочитают такие ситуации, в которых
ответственность за их преодоление лежит
лично на них, а успех при этом зависит,
в основном, от личных усилий и способностей.
Иными словами, они предпочитают те ситуации,
в которых они находятся в позиции «хозяина»
своего поведения. Такое поведение удовлетворяет
еще одну присущую им потребность -- потребность
в самодетерминации. В-третьих, эти люди
не только не избегают обратной связи,
информирующей их о результатах своего
поведения (что присуще очень многим людям),
а наоборот -- позитивно относятся к ней
и стремятся получить как можно более
полную и объективную информацию о результатах
своего поведения. Эта информация рассматривается
ими как средство, на основе которого можно
и нужно корректировать свое поведение
с целью придания ему большей эффективности
и достижения более высоких результатов.
Ответственность
и надежность в выполнении заданий
также взаимосвязаны и
Наряду с этим
существуют большие индивидуальные
различия в мере принятия ответственности.
Более распространена субъективная тенденция
к уходу от ответственности. Однако в ряде
случаев ответственность может восприниматься
и как субъективно предпочитаемое явление,
и тогда говорят о своеобразной потребности
в ответственности. Она, в свою очередь,
тесно связана с мотивацией достижения
и высоким развитием потребности в самодетерминации
своего поведения. Позиция руководителя
в системе управления требует высокой
степени развития этих потребностей, что
и делает указанные личностные качества
профессионально-значимыми.
Независимость
личности. В процессе управления неизбежно
возникают разные точки зрения, столкновение
индивидуальных позиций, интересов, мнений.
Кроме того, руководитель испытывает
постоянное «давление сверху» -- со
стороны вышестоящих инстанций.
Если он не обладает достаточно устойчивыми
и сильными внутренними ресурсами, способными
противостоять этим «верховым» и «низовым»
давлениям, если он конформен, то управление
приобретает черты хаотичности, а стиль
управления трансформируется в попустительский.
Давая на первых порах некоторые иллюзорные
выгоды (например, «теплые отношения»
в коллективе, хорошая репутация в глазах
вышестоящего руководства), такая позиция
очень негативна в средне- и долгосрочной
перспективе. Наоборот, именно независимые,
так называемые «неудобные» руководители
могут вначале трудно приниматься коллективом
и вступать в конфликты с вышестоящими
инстанциями. Но в конечном итоге они добиваются
значительно больших результатов.
Общительность,
являясь очень важной сама по себе,
выступает, однако, и аспектом более общего
личностного качества -- социабельности.
Это -- способность, состоящая в умении
строить межличностные отношения, а также
в потребности к установлению широких
социальных контактов. Она имеет многочисленные
проявления, начиная от позитивного восприятия
контактов как таковых и кончая искусством
строить межличностные и профессиональные
отношения, эффективно влиять на других.
Важность этой способности для руководителя
определяется тем, что она лежит в основе
коммуникативной и организационной функций.
Они являются «сквозными», «связующими»
-- т.е. основными во всей структуре управленческой
деятельности.
§ 3. Образовательный
минимум
Чтобы выполнять
свои сложные и ответственные
функции, менеджеры должны иметь
специальные знания и обладать способностью
использовать их в повседневной работе
по управлению предприятием.
Эти знания и
умения приобретаются в процессе
изучения управленческой науки, ее законов,
принципов, методов, средств работы
с информацией. А так
как сама наука,
отвечая на растущие требования практики,
выдвигает и разрабатывает все новые идеи
и концепции управления, то обучение менеджменту
приобретает непрерывный характер. Менеджер,
работающий
профессионально,
обязательно использует те достижения
науки в области процессов, методов,
форм управленческой деятельности, которые
повышают эффективность хозяйствования.
«Государственный
образовательный стандарт
Специалист должен:
? иметь системное
представление о структурах и
тенденциях развития
? понимать многообразие
экономических процессов в
? иметь представление
о приоритетных направлениях
развития национальной
знать:
- теоретические
основы и закономерности функционирования
рыночной экономики, включая переходные
процессы;
- законодательные
и нормативные правовые акты,
регламентирующие
- принципы принятия
и реализации экономических и
управленческих решений;
- отечественный
и зарубежный опыт в области управления
и рациональной организации экономической
деятельности предприятия в условиях
рыночной экономики;
- методы изучения
рыночной конъюнктуры;
- отраслевую
номенклатуру продукции, виды
выполняемых работ и
- условия поставки,
хранения и транспортировки продукции,
стандарты и технические условия на поставку
продукции; порядок разработки договоров
с поставщиками и потребителями (клиентами),
контроль их выполнения;
- номенклатуру
потребляемых материалов; основы
технологии производства в
- основы социологии
и психологии труда;
- формы и системы
оплаты труда, материального и морального
стимулирования, порядок установления
доплат, надбавок и коэффициентов к заработной
плате, разработки положений о премировании;
- организацию
бухгалтерского учета на
- организацию
производства в отрасли и на предприятии,
профиль, специализацию и особенности
структуры предприятия; материально-техническое
обеспечение, организацию складского
хозяйства, транспорта, погрузочно-разгрузочных
работ на предприятии и других вспомогательных
службах;
- современные
методы планирования и
- меры социальной
и профессиональной
уметь:
- выявлять проблемы
экономического характера при
анализе конкретных ситуаций, предлагать
способы их решения и
- систематизировать
и обобщать информацию, готовить
справки и обзоры по вопросам
профессиональной деятельности, редактировать,
реферировать, рецензировать тексты;
- использовать
информационные технологии для
решения экономических задач
на предприятии;
Информация о работе Коммуникативная креативность менеджера организации