Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 07:56, реферат
Свою культурологическую концепция Зигмунд Фрейд впервые изложил и
обосновал в работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры» изданной
в 1913 году. Именно эту работу мы использовали в качестве основы для
рассмотрения взгляда Фрейда на происхождение культуры. Продолжением этой
работы можно считать знаменитую работу «Недовольство культурой», которая
первоначально была названа Фрейдом «Недовольство в культуре».
Содержание 1
Введение 2
Часть 1. Концепция зарождения культуры 3
Эволюция «культуры» 3
Основа концепции 4
Часть 2. Концепция происхождения современной культуры 5
Путь к культуре 5
Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре 6
Культура как регулирующий фактор социальных отношений 8
«Культурные запреты» 9
Культурный процесс в современном обществе 11
Культура и личность 12
Эпилог 13
Список литературы 15
культурного процесса, как отзвук древних событий в генетической памяти.
Аналогичным
образом Фрейд объясняет
«Громадное большинство людей, — замечал он, — нуждается во власти, которой
они могут восхищаться, которой они могут подчиняться, которая господствует
над ними... Из психологии индивида мы узнали, откуда происходит эта
потребность масс. Это тоска по отцу, живущая в каждом из нас с детских
дней». Любая религия, согласно Фрейду, представляется в виде некоего
навязчивого невротического состояния. Страх перед отцом, чувство вины
порождают беспредметное беспокойство, уходящее лишь в результате регулярных
ритуалов-церемоний.
Положение об аналогии, близости поведения человека-невротика и индивида
— участника ритуала Фрейд развивал в работах "Навязчивые действия и
религиозные обряды" (1907) и "Будущность одной иллюзии" (1927). Обосновывая
близость
психологической структуры
отмечал, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение,
интенсивный страх при отступлении от религиозного или невротического
церемониала. Таким образом, религия и невроз, согласно его точке зрения, —
это защита против неуверенности и страха, порожденных подавленными
влечениями. В соответствии с этим религия — универсальный невроз
навязчивости, а невроз можно рассматривать в качестве личной религии
индивида.
Часть 2.
Концепция происхождения
Путь
к культуре
Теория о развитии культуры, как защиты от общества и общественных
отношений получила развитие в работе Фрейда «Недовольство культурой». Она
представляет интерес тем, что написана она была довольно поздно в 1930
году, что представляет возможность как можно ближе познакомиться со
взглядами
Фрейда.
Повторимся, что Фрейд подчеркивает - «слово «культура» обозначает всю
сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших
животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и
урегулированию отношений между людьми». Чтобы лучше понять это, рассмотрим
по отдельности
характерные черты культуры.
К культуре мы относим все формы деятельности, все ценности, которые
приносят человеку пользу, «подчиняют ему землю», защищают его от
воздействия природы и т. п. Обращаясь к далекому прошлому, мы находим
первые культурные деяния - применение орудий, покорение огня, постройку
жилищ, среди которых особенно выделяется покорение огня. Что касается
других достижений, то с ними человек вступил на путь, по которому он в
дальнейшем шел все время. Фрейд пишет: «Всеми своими орудиями человек
усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или же
раздвигает рамки их применения…жилище - эрзац материнского лона, первого
и, может быть, доныне желанного обиталища, в котором мы пребываем в
безопасности
и так хорошо себя чувствуем».
В результате получаем прямое исполнение большинства сказочных
пожеланий: все это человек создал посредством науки и техники,
появившись на земле поначалу как «слабое животное», на земле, «где и ныне
каждый индивид должен являться на свет как беспомощный младенец». Все
это человек должен рассматривать как достижение культуры. С давних времен
человек создавал себе идеальное представление о «всемогуществе и
всезнании», воплощением которых были боги. Им он приписывал все то, что
было ему запрещено. Можно сказать, что боги и были его культурными
идеалами. Теперь он очень близко подошел к достижению этих идеалов, он
сам сделался чуть ли не богом, правда лишь настолько, насколько
человеческий здравый смысл вообще признает эти идеалы достижимыми. В одних
случаях они совершенно неисполнимы, в других - наполовину. Человек стал
«богом на протезах», величественным, когда употребляет все свои
вспомогательные органы, но они с ним не срослись и доставляют ему порой
еще немало хлопот. Однако при всем своем богоподобии современный человек не
чувствует
себя счастливым.
Роль
красоты, чистоплотности и порядка
в культуре
Мы оцениваем культурный уровень страны по тому, как в ней все
обустроено, насколько рационально используется: как обрабатываются
земли, как служат человеку силы природы и каковы средства защиты от их
разрушительного воздействия. В такой стране «укрощены реки, угрожающие
наводнениями, их воды отведены в каналы и по ним доставляются туда, где
они необходимы». Минеральные ресурсы добываются и перерабатываются в
необходимые орудия труда и приспособления. В достатке имеются средства
сообщения. Но мы предъявляем культуре и другие требования. Как бы
отказавшись
от первоначально заявленного
культурности, видя человека интересующегося вещами, которые вовсе не
являются полезными, то есть не приносят прямой материальной пользы. Они
кажутся, скорее, бесполезными, когда парковые насаждения, полезные городу
как игровые площадки и резервуары чистого воздуха, имеют к тому же
цветочные клумбы. Либо, когда квартирные окна украшены цветочными
горшками. Необходимо заметить, что бесполезным, высокую оценку которого
мы ожидаем от культуры, является прекрасное. От культурного человека
требуется почитание красоты - как встречаемой им в природе, так и
созданной его собственными руками. Этим критерии культурности,
установленные обществом, не исчерпываются, нам хочется видеть также
признаки чистоты и порядка. Всякая нечистоплотность кажется несовместимой
с культурой. Это требование распространяется и на человеческое тело. Нас
не удивляет, что употребление мыла кому-то кажется прямо-таки мери лом
культуры.
То же самое и с порядком.
Но если от природы не стоит ждать особой чистоты, то порядок был,
скорее, в ней преднайден. Наблюдения астрономическими циклами дали человеку
не только прообраз, но и исходный пункт для привнесения порядка в свою
жизнь. Порядок является принудительным повторением «единожды
установленного». Он определяет, когда, где и как нечто должно делаться,
дабы избежать промедлений и колебаний во всяком схожем случае. Неоспоримы
благодеяния порядка, он обеспечивает человеку лучшее использование
пространства и времени, сберегает его психические силы. Можно было бы
ожидать, что порядок с самого начала и без принуждения установится в
человеческой деятельности; удивительно, что этого не произошло -
небрежность, ненадежность, беспорядок в повседневной работе таковы, что их
можно считать природной склонностью человека. «Он трудно воспитуем для
следования
небесным образцам».
По Фрейду, красота, чистоплотность и порядок занимают особое место
среди требований культуры. Хотя они и не столь же важны для жизни, как
покорение сил. Но их и не отодвинешь в сторону, как нечто второстепенное.
Культура предполагает не одну лишь пользу - это видно уже на примере
красоты, которую нам никак не хочется исключать из интересов культуры.
Польза от порядка очевидна, чистоплотность включает в себя гигиенические
требования. Можно предположить, что польза от чистоты не ускользала от
внимания людей даже в те времена, когда еще не было научно обоснованного
предупреждения болезней. Но полезность и в данном случае не дает полного
объяснения
этого стремления, тут должно
присутствовать и нечто иное.
Культура
как регулирующий фактор социальных
отношений
В качестве далеко немаловажной характеристики культуры мы должны
удостоить внимания тот способ, каким регулируются взаимоотношения людей,
социальные отношения, касающиеся человека. Здесь нельзя отойти от
определенных идеальных требований и уловить, что вообще в данном случае
принадлежит к культуре. Фрейд считает, что, возможно, с самого начала
следовало бы заявить, что элемент культуры присутствует уже в первой
попытке урегулировать социальные отношения. Не будь такой попытки, эти
отношения подчинялись бы произволу, т. е. устанавливались бы в зависимости
от интересов и влечений физически сильного индивида. Совместная жизнь
Информация о работе Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда