Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 07:56, реферат
Свою культурологическую концепция Зигмунд Фрейд впервые изложил и
обосновал в работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры» изданной
в 1913 году. Именно эту работу мы использовали в качестве основы для
рассмотрения взгляда Фрейда на происхождение культуры. Продолжением этой
работы можно считать знаменитую работу «Недовольство культурой», которая
первоначально была названа Фрейдом «Недовольство в культуре».
Содержание 1
Введение 2
Часть 1. Концепция зарождения культуры 3
Эволюция «культуры» 3
Основа концепции 4
Часть 2. Концепция происхождения современной культуры 5
Путь к культуре 5
Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре 6
Культура как регулирующий фактор социальных отношений 8
«Культурные запреты» 9
Культурный процесс в современном обществе 11
Культура и личность 12
Эпилог 13
Список литературы 15
центрального тела, отдельный человек, следуя по своему собственному
жизненному пути, принимает участие и в развитии человечества». У каждого
человека сталкиваются два стремления - к собственному счастью и к единению
людей; точно так же враждуют и оспаривают друг у друга место под солнцем
процессы индивидуального и культурного развития. Но эта борьба прямо
не вытекает из непримиримого антагонизма двух первичных влечений, Эроса
и Смерти. Эта борьба допускает согласие человека с обществом в культуре
будущего,
сколь бы этот раздор не отягощал
сегодняшнюю жизнь индивида.
Культура
и личность
Систематизацию и разработку психоаналитическое учение о культуре
получило в работе «Я и Оно» (1923). В ней 3игмунд Фрейд дополняет "принцип
удовольствия", влечение к Эросу стремлением к смерти (Танатос) как второй
полярной силой, побуждающей человека к действию. Для понимания этой
психоаналитической концепции весьма важна его усовершенствованная модель
личности, в которой Я, Оно и Сверх-Я борются за сферы влияния. Оно (id) —
глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности, над
которым надстраиваются остальные элементы. Я (Ego) — сфера сознательного,
посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью
(культурной и природной). Сверх-Я (Super Ego) — сфера долженствования,
моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и
установленных
норм в культуре.
Сверх-Я есть соединяющий мостик между культурой и внутренними слоями
личности. Данная структурная схема — универсальный способ объяснить
поведение, деятельность человека современной и архаической культуры,
нормального и безумного. Кроме указанных ранее стремлений к Эросу и
Танатосу, 3. Фрейд отмечает у людей врожденную склонность к разрушению и
необузданную страсть к истязанию (садизм). В связи с таким негативным
портретом человеку необходима культура, которую в этом контексте Фрейд
определяет как нечто, «навязываемое сопротивляющемуся большинству неким
меньшинством, сумевшим присвоить себе средства принуждения и власти».
Части, элементы культуры (Фрейд имеет в виду в основном духовную культуру)
— религия, искусство, наука — есть сублимация (вытеснение) подавленных
бессознательных
импульсов в социокультурных формах.
Эпилог
Подводя итог культурологии Фрейда, нельзя не увидеть в его концепции
массу недостатков, прежде всего недопустимость сведения всего многообразия
культуры к особенностям индивида, да еще и патологическим; несоответствие
ряда положений Фрейда фактам антропологических исследований (даже его
исходная "циклопическая" семья — это плод воображения Аткинсона);
пансексуализм как ведущий объяснительный принцип, который отвергнут даже
последователями Фрейда как несостоятельный. Список противоречий и
недостатков
культурологии Фрейда можно продолжать.
Но хотелось бы, чтобы противоречия психоаналитической концепции
культуры 3. Фрейда не заслоняли его несомненных достижений. В качестве
последних хотелось бы выделить: расширение предмета исследований
культурологов, вовлечение в сферу научного анализа новых объектов изучения
(стереотипы сексуального поведения, ранний период детства, сны,
эмоциональная сфера личности); выделение значительной роли бессознательного
в деятельности человека и функционировании культуры; создание концепции
личности, ориентированной на взаимодействие с культурой, которая стала
основой
для осуществления
и-личность»; исследование компенсаторной, психотерапевтической функции
культуры; формирование направления изучения особенностей отклоняющего
поведения, соотношение нормы и патологии в различных культурах,
впоследствии составившее основу этнопсихиатрии или транскультурной
психиатрии.
Психоаналитический подход к изучению культур получил дальнейшее
развитие в культурологии XX в. В качестве наиболее убежденных и правоверных
последователей Фрейда в области исследования культур были В. Райх, О. Ранк,
Г. Рохейм. Значительное место постулаты фрейдизма, правда в
модернизированной форме, заняли в концепциях М. Мид, Р. Бенедикт, Дж.
Долларда и других представителей направления «Культура-и-личность»
(психологическая антропология). Самостоятельную психоаналитическую
концепцию культур разработал К. Юнг. Обновленный вариант психоаналитической
теории культур создал Э. Фромм. Но все же самым известным продолжателем
дела Фрейда в области применения догм классического психоанализа в изучении
культур
был Г.Рохейм.
Список
литературы
1. «Тотем и табу», Новый век, Москва, 2001 г.
2. «Недовольство культурой», Олимп, Москва, 1997 г.
3. «Я и Оно», Олимп, Москва, 1997 г.
4. Сборник сочинений Зигмунда Фрейда, Новый век, Москва 1995 г.
5. «Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия», 2003, полная версия.
-----------------------
[1] ОНТОГЕНЕЗ (от греч. on, род п. ontos — сущее и ...генез)
(индивидуальное развитие организма), совокупность преобразований,
претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни (КиМ).
Скачать
| Найти похожие документы
Карта сайта
Информация о работе Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда