Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 20:05, контрольная работа
Вопрос 1. Роль языка в культуре
Вопрос № 2. Основные памятники художественной культуры египтян
Вопрос 3. Основные достижения и памятники культуры Вавилонии и Ассирии.
Вопрос 4. Основные религиозные учения Древней Индии.
Вопрос 5. Средневековая культура Западной Европы.
Вопрос 6. Основные достижения и памятники Древнего Китая.
В дальнейшем, однако, активную политику в области культуры начинают проводить римские папы, подчиняя ее решению идеологических и социальных задач. Наиболее ярко смысл культурной деятельности римских пап проявился во время правления папы Григория 1 (590— 604). В отличие от Кассиодора, этого «последнего римлянина», основавшего первую средневековую мастерскую письма и соединившего в ее деятельности античные и христианские культурные традиции, Григорий 1 считает абсолютно неприемлемым доктрину мирного сосуществования различных идеологий.
Такого рода нетерпимость в области культуры, существенным элементом которой является религия Христа, способствовала росту нетерпимости к инакомыслящим единоверцам и впоследствии послужила одним из культурных оснований для создания священной инквизиции. В средние века росли доходы и владения церкви, усиливалось ее могущество. На Западе в условиях отсутствия стабильной централизованной власти она накопила значительные богатства, которые оставлены ей были королями варварских государств, возникших на территории Западной Римской империи. Значимость католической церкви обусловлена была исключительным значением религии в средние века — она представляла собой идеологическую форму внеэкономического принуждения, составлявшего существенную черту классовых отношений в феодальном обществе.
Римский народ после 382 г., а также германские и славянские племена воспринимали христианскую веру путем крещения их вождей и дружин. В этот момент вожди брали на себя обязательство подчиняться папе в области духовной жизни и в области некоторых тогдашних дел. Христианизация вождей была тождественна христианизации племен и народов в соответствии с принципом «народ исповедует веру короля». В силу этого правового принципа христианином становился каждый член племени или народа, чей владыка принял христианство. Поскольку христианство было государственной религией, постольку повиновение светскому и духовному владыке влекло за собой легитимизацию христианства..
Религиозная
универсальность, основанная на юридическом
и аграрном характере индивидуальной
религиозности, в регионе своего
существования не могла быть терпимой
ни к религиозной
Христианство
в феодальном обществе Западной Европы
выполняло функцию
Многое
в этом плане христианством было
взято из предшествующих эпох и культур
и трансформировано в соответствии
с потребностями папской
возникшего на Востоке; аскетизмом завершается древнегреческая философия в неоплатонизме. Августин Блаженный обратился к этим трем источникам при написании своих трудов, к тому же он сам культивировал аскетизм, он придал аскетизму высокий статус своим учением о первородном грехе, совершенным Адамом и передающемся по наследству. Августин Блаженный считал, что следствием этого греха является похоть, поэтому отречение от похоти, борьба с ней является как бы возвращением к первоначальной, райской чистоте. В этом плане монашество — это уже не особый образ жизни, а высокое призвание человека.
Контраст между аскетическим настроением средневекового общества Западной Европы и завоевательными стремлениями римско-католической церкви является характерной чертой истории средних веков (хотя в конечном счете ни та, ни другая цель не были достигнуты). Поборники аскетизма и церковной иерархии ведут упорную борьбу, чтобы установить в мире господство теократии и подчинить средневековому мировоззрению все сферы человеческой жизнедеятельности — государство, общественный строй, экономику, право, литературу и науку. Можно сказать, что стремление к отречению от мира и стремление к господству над миром, по сути, едины; что переход от аскетического христианства к завоевательной политике папства имеет свою логику; что притязания средневековой церковной иерархии на власть имели свои основания не в произволе отдельных личностей, а в самой логике развития религиозной системы католицизма. Религиозный фанатизм служил одним из средств в стремлении римско-католической церкви установить тоталитарное управление над западным обществом. Более того, римско-католическая церковь от имени бога пыталась добиться также «интернационализации» своей власти — пробиться на Восток^хотя и потерпела в этом поражение. В остальном же католическая церковь продемонстрировала необыкновенную живучесть. Она успешно находила выход из ситуации, которые, казалось, грозили ее гибелью. Достаточно вспомнить о многочисленных сектах, имеющих свои истоки и опору в массовых общественных движениях, — катарах, вальденсах, флагеллантах, немецких и фландрских мистиках XIV в., гуситах и других «еретиках», наконец, о движениях эпохи Реформации. И одним из эффективных орудий решения такого рода задач выступала священная инквизиция, вскормленная в атмосфере религиозного фанатизма и сама представляющая собою фанатическое учреждение.
Инквизиция возникла в XII—XIII вв. и закончила свое существование в первой половине XIX в. Следует отметить, что к концу XIII в. Западная Европа, находящаяся под влиянием католической церкви, была покрыта сетью инквизиционных трибуналов. В ту эпоху священная инквизиция выступала в качестве международной полиции, ибо у нее были длинные руки и хорошая память. Она внушала мистический ужас в силу таинственности ее деятельности и ее сверхъестественной бдительности. Деятельности инквизиции были присущи разнообразные методы и формы — от пыток в застенках и аутодафе в средние века до анафем, отлучений и Индекса запрещенных книг в Новое и Новейшее время.
Однако деятельность священной инквизиции не смогла предотвратить Реформации, и падение римско-католической церкви казалось неизбежным. Это случилось в тот момент, когда Европу со всеми ее мирянами, духовенством и монашескими орденами охватили сомнения в истинности доктрин римско-католической церкви. Взрывы подобного рода сомнений органически связаны с тем, что ее нетерпимость переплетается с неопределенностью многих догм христианства. Поэтому для борьбы с «христовыми врагами» и отступниками был создан в середине XVI в. орден иезуитов, во главе которого стал Игнатий Лойо-ла, основатель этой полувоенной-полумонашеской организации. Именно этому фанатичному ордену удалось потеснить множество других католических орденов (доминиканцев, францисканцев и др.) и осуществить тотальный контроль над мыслями, духовной жизнью многих людей в мире.
Римско-католическая
церковь с самого начала установила монополию
на интеллектуальное образование, она
использовала некоторые знания античности
при организации епископских и монастырских
школ, необходимых для обучения клириков.
В них Боэцием и Кассио-дором было введено
(VI в.) деление «семи свободных искусств»
на две части: тривиум (три пути знания:
грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум
(четыре пути знания: геометрия, арифметика,
астрономия и музыка). В XII и XIII вв. из них
иногда возникали университеты (в том
случае, если в школах были крупные профессора
богословия, философии, медицины и римского
права). В 1200 г. во Франции был основан Парижский
университет, в Италии находились такие
знаменитые школы, как Болонская юридическая
и Салернская медицинская школы.
Вопрос 6. Основные достижения и памятники Древнего Китая.
Ответ:
Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый Чжан Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинский каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын (150-219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и лечения
эпидемиологических заболеваний.9
Конец эпохи древности отмечен
К выдающимся успехам
Со времен «открытия» Великого шелкового пути империя Хань Становиться всемирно известным поставщиком шелка. Китай был единственной страной древнего мира, освоившей культуру шелкопряда.
Великим вкладом Древнего
В период Хань производится сбор, систематизация и комментирование древних памятников. По сути все, что осталось от древнекитайского духовного наследства, дошло до нас благодаря записям, осуществленным в это время. Тогда же зародились филология, поэтика, были составлены первые словари. Появились крупные произведения художественной прозы, прежде всего исторической.
Некоторые достижения
Древнего Китая – бумага, порох,
компас и пр. – были
заимствованы у китайцев
другими цивилизациями. Благодаря
этим достижениям мир претерпел
значительные изменения. И тот
мир, который мы видим сейчас,
является результатом тех изменений,
которые произошли благодаря открытиям
разных цивилизаций, в том числе и цивилизации
Древнего Китая. Древнейшие произведения
китайского искусства датируются III тыс.
до н. э. Они представлены в основном керамическими
изделиями: сосудами, раковинами, небольшими
скульптурными изображениями в виде статуэток.
Основным рабочим материалом была глина.
Изделия изготовлялись гладкими или расписными.
Большая часть сосудов отличается грубой
отделкой, хотя встречаются сосуды, окрашенные
в красный или черный цвет
снаружи и полированные внутри, ряд изделий
с геометрическим орнаментом. Керамика
была изготовлена с помощью гончарного
круга. Наряду с бытовой посудой изготовлялись
и жертвенные сосуды (“дин”), Памятники
искусства иньского периода характеризуются
большим разнообразием. В городищах эпохи
Инь обнаружены ремесленные мастерские
по выделке каменных, бронзовых предметов
и ювелирных изделий. Бронзовые предметы
представлены военным снаряжением и обрядовой
утварью. В этот период бронзовые изделия
отмечаются богатством форм и искусной
отделкой.
Чаще всего
Такие произведения искусства могли быть созданы только высококвалифицированными мастерами. В древнем Китае сложилась определенная группа лиц, обладавших специальным мастерством — “байгун”. Они из поколения в поколение передавали свои навыки и по знаниям в области ремесла превзошли ремесленников соседних государств того времени. Вместе с тем ремесленникам были предоставлены привилегии: они были освобождены от воинской повинности и могли успешно заниматься только своим делом.
Наряду с остальными
видами искусства музыкальное
Постепенно песни и пляски обособляются, совершенствуется техника музыкальной игры и музыкальные инструменты. Древнекитайские музыкальные инструменты составляли три основные группы: струнные, духовые и ударные. При дворе знати создается специальная музыкальная служба. Древними китайцами так определялась социальная функция музыки: “Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать”.
Архитектура
древнего Китая первой половины I тыс.
не столь богата и разнообразна и
представлена зданиями, основу конструкции
которых составляли не стены, а столбы.
В то время полагали, что без столбов
и соединяющих их балок здания вообще
быть не может. Стены сооружались из утрамбованной
глины, крыша покрывалась черепицей, а
по фасаду закреплялись концевые декоративные
черепичные диски. Здание сооружалось
на приподнятой платформе. В период междоусобных
войн и борьбы за взаимопоглощение правители
княжеств, стремясь подчеркнуть свое величие,
возводили роскошные дворцы.