Контрольная работа по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 20:05, контрольная работа

Описание

Вопрос 1. Роль языка в культуре
Вопрос № 2. Основные памятники художественной культуры египтян
Вопрос 3. Основные достижения и памятники культуры Вавилонии и Ассирии.
Вопрос 4. Основные религиозные учения Древней Индии.
Вопрос 5. Средневековая культура Западной Европы.
Вопрос 6. Основные достижения и памятники Древнего Китая.

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТОРОЛогия.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

    В дальнейшем, однако, активную политику в области культуры начинают проводить  римские папы, подчиняя ее решению  идеологических и социальных задач. Наиболее ярко смысл культурной деятельности римских пап проявился во время правления папы Григория 1 (590— 604). В отличие от Кассиодора, этого «последнего римлянина», основавшего первую средневековую мастерскую письма и соединившего в ее деятельности античные и христианские культурные традиции, Григорий 1 считает абсолютно неприемлемым доктрину мирного сосуществования различных идеологий.

    Такого  рода нетерпимость в области культуры, существенным элементом которой  является религия Христа, способствовала росту нетерпимости к инакомыслящим единоверцам и впоследствии послужила одним из культурных оснований для создания священной инквизиции. В средние века росли доходы и владения церкви, усиливалось ее могущество. На Западе в условиях отсутствия стабильной централизованной власти она накопила значительные богатства, которые оставлены ей были королями варварских государств, возникших на территории Западной Римской империи. Значимость католической церкви обусловлена была исключительным значением религии в средние века — она представляла собой идеологическую форму внеэкономического принуждения, составлявшего существенную черту классовых отношений в феодальном обществе.

    Римский народ после 382 г., а также германские и славянские племена воспринимали христианскую веру путем крещения их вождей и дружин. В этот момент вожди брали на себя обязательство подчиняться папе в области духовной жизни и в области некоторых тогдашних дел. Христианизация вождей была тождественна христианизации племен и народов в соответствии с принципом «народ исповедует веру короля». В силу этого правового принципа христианином становился каждый член племени или народа, чей владыка принял христианство. Поскольку христианство было государственной религией, постольку повиновение светскому и духовному владыке влекло за собой легитимизацию христианства..

    Религиозная универсальность, основанная на юридическом  и аграрном характере индивидуальной религиозности, в регионе своего существования не могла быть терпимой ни к религиозной индифферентности, ни к инаковерию. Согласно тогдашним представлениям, неконформистское поведение нарушало порядок природы — угрожало расстройством общественной стабильности и нарушением ритмов природы, т.е. влекло за собой катастрофические последствия. Если кто-то не принимал веру, тот «не умещался» в существующем общественном устройстве. Толпа устраивала над ним самосуд; власти, защищая его перед самоволием плохо сдерживаемой толпы, отдавали под суд. Сильная связь, существовавшая между церковью, государством и обществом, приводила к тому, что каждый, кто хотел жить в обществе, должен был быть одновременно и христианином.8

    Христианство  в феодальном обществе Западной Европы выполняло функцию идеологического  интегратора, что привело к консолидации его организации — римско-католической церкви, представляющей собой строго иерархически централизованную систему во главе с римским папой и стремящейся к главенству в «христианском» мире. Вековое сооружение папской теократии основано на двух взаимоисключающих принципах — принципе аскетизма (отречения от мира) и принципе всемирной власти (владычества над миром). История средних веков Западной Европы свидетельствует о взаимосвязи этих двух принципов. Аскетизм, отречение от мира и вера в бога служили существенным инструментом в руках католической церкви для достижения ее целей.

    Многое  в этом плане христианством было взято из предшествующих эпох и культур  и трансформировано в соответствии с потребностями папской власти. Религия и философия Древнего мира проповедуют аскетизм и отречение от мира, христианство же провозглашает, что царство божье не от мира сего; аскетизм лежит в основе манихейства,

    возникшего  на Востоке; аскетизмом завершается  древнегреческая философия в  неоплатонизме. Августин Блаженный  обратился к этим трем источникам при написании своих трудов, к тому же он сам культивировал аскетизм, он придал аскетизму высокий статус своим учением о первородном грехе, совершенным Адамом и передающемся по наследству. Августин Блаженный считал, что следствием этого греха является похоть, поэтому отречение от похоти, борьба с ней является как бы возвращением к первоначальной, райской чистоте. В этом плане монашество — это уже не особый образ жизни, а высокое призвание человека.

    Контраст  между аскетическим настроением  средневекового общества Западной Европы и завоевательными стремлениями римско-католической церкви является характерной чертой истории средних веков (хотя в конечном счете ни та, ни другая цель не были достигнуты). Поборники аскетизма и церковной иерархии ведут упорную борьбу, чтобы установить в мире господство теократии и подчинить средневековому мировоззрению все сферы человеческой жизнедеятельности — государство, общественный строй, экономику, право, литературу и науку. Можно сказать, что стремление к отречению от мира и стремление к господству над миром, по сути, едины; что переход от аскетического христианства к завоевательной политике папства имеет свою логику; что притязания средневековой церковной иерархии на власть имели свои основания не в произволе отдельных личностей, а в самой логике развития религиозной системы католицизма. Религиозный фанатизм служил одним из средств в стремлении римско-католической церкви установить тоталитарное управление над западным обществом. Более того, римско-католическая церковь от имени бога пыталась добиться также «интернационализации» своей власти — пробиться на Восток^хотя и потерпела в этом поражение. В остальном же католическая церковь продемонстрировала необыкновенную живучесть. Она успешно находила выход из ситуации, которые, казалось, грозили ее гибелью. Достаточно вспомнить о многочисленных сектах, имеющих свои истоки и опору в массовых общественных движениях, — катарах, вальденсах, флагеллантах, немецких и фландрских мистиках XIV в., гуситах и других «еретиках», наконец, о движениях эпохи Реформации. И одним из эффективных орудий решения такого рода задач выступала священная инквизиция, вскормленная в атмосфере религиозного фанатизма и сама представляющая собою фанатическое учреждение.

    Инквизиция  возникла в XII—XIII вв. и закончила свое существование в первой половине XIX в. Следует отметить, что к концу XIII в. Западная Европа, находящаяся под влиянием католической церкви, была покрыта сетью инквизиционных трибуналов. В ту эпоху священная инквизиция выступала в качестве международной полиции, ибо у нее были длинные руки и хорошая память. Она внушала мистический ужас в силу таинственности ее деятельности и ее сверхъестественной бдительности. Деятельности инквизиции были присущи разнообразные методы и формы — от пыток в застенках и аутодафе в средние века до анафем, отлучений и Индекса запрещенных книг в Новое и Новейшее время.

    Однако  деятельность священной инквизиции не смогла предотвратить Реформации, и падение римско-католической церкви казалось неизбежным. Это случилось в тот момент, когда Европу со всеми ее мирянами, духовенством и монашескими орденами охватили сомнения в истинности доктрин римско-католической церкви. Взрывы подобного рода сомнений органически связаны с тем, что ее нетерпимость переплетается с неопределенностью многих догм христианства. Поэтому для борьбы с «христовыми врагами» и отступниками был создан в середине XVI в. орден иезуитов, во главе которого стал Игнатий Лойо-ла, основатель этой полувоенной-полумонашеской организации. Именно этому фанатичному ордену удалось потеснить множество других католических орденов (доминиканцев, францисканцев и др.) и осуществить тотальный контроль над мыслями, духовной жизнью многих людей в мире.

    Римско-католическая церковь с самого начала установила монополию на интеллектуальное образование, она использовала некоторые знания античности при организации епископских и монастырских школ, необходимых для обучения клириков. В них Боэцием и Кассио-дором было введено (VI в.) деление «семи свободных искусств» на две части: тривиум (три пути знания: грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (четыре пути знания: геометрия, арифметика, астрономия и музыка). В XII и XIII вв. из них иногда возникали университеты (в том случае, если в школах были крупные профессора богословия, философии, медицины и римского права). В 1200 г. во Франции был основан Парижский университет, в Италии находились такие знаменитые школы, как Болонская юридическая и Салернская медицинская школы. 

    Вопрос 6. Основные достижения  и памятники Древнего Китая.

    Ответ: 

          Ханьский период был своего  рода  кульминацией  культурных  достижений Древнего  Китая.  На   основе   вековых   астрономических   наблюдений   был усовершенствован  лунно-солнечный  календарь.  В 28  г.  до  н.э.  ханьские астрономы впервые отметили  существование солнечных пятен.   Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее  поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала  на  Юг.  Ученый  Чжан Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в  мире  сконструировал  прототип  сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий.  Им была  разработана  теория  Земли  и  безграничной  Вселенной  во  времени  и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в  истории изобрели  отрицательные  числа,  уточнили  значение  числа  П.   Медицинский каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов  по  разным  болезням.  Чжан  Чжуецзын (150-219  гг.)   разработал   методы   пульсовой   диагностики   и   лечения

    эпидемиологических  заболеваний.9

          Конец эпохи древности отмечен   изобретением  механических  двигателей, использующих силу падения воды, водоподъемного  насоса,  усовершенствованием плуга.

          К выдающимся успехам материальной  культуры  относится  древнекитайское  лаковое производство.  Лаковые   изделия  составляли  важную  статью  внешней торговли Ханьской  империи.

          Со времен «открытия» Великого шелкового пути империя Хань  Становиться всемирно  известным  поставщиком  шелка.  Китай  был  единственной   страной древнего мира, освоившей культуру шелкопряда.

          Великим вкладом Древнего Китая   в  общечеловеческую  культуру  явилось изобретение бумаги. Изобретение бумаги и туши создало  условие  для  техники эстампов, а затем и возникновению печатной книги. С  бумагой  и  тушью  было связано и усовершенствование китайской письменности.

          В период Хань  производится  сбор,  систематизация  и  комментирование древних памятников. По сути все, что осталось от древнекитайского  духовного наследства, дошло до нас благодаря  записям,  осуществленным  в  это  время. Тогда же зародились филология,  поэтика,  были  составлены  первые  словари. Появились  крупные   произведения   художественной   прозы,   прежде   всего исторической.

            Некоторые достижения  Древнего Китая – бумага, порох,  компас  и  пр.  – были  заимствованы  у  китайцев  другими   цивилизациями.   Благодаря   этим достижениям мир претерпел значительные изменения.  И  тот  мир,  который  мы видим  сейчас,  является  результатом  тех  изменений,   которые   произошли благодаря открытиям разных цивилизаций, в том числе и  цивилизации  Древнего Китая. Древнейшие произведения китайского искусства датируются III тыс. до н. э. Они представлены в основном керамическими изделиями: сосудами, раковинами, небольшими скульптурными изображениями в виде статуэток. Основным рабочим материалом была глина. Изделия изготовлялись гладкими или расписными. Большая часть сосудов отличается грубой отделкой, хотя встречаются сосуды, окрашенные в красный или черный цвет 
снаружи и полированные внутри, ряд изделий с геометрическим орнаментом. Керамика была изготовлена с помощью гончарного круга. Наряду с бытовой посудой изготовлялись и жертвенные сосуды (“дин”), Памятники искусства иньского периода характеризуются большим разнообразием. В городищах эпохи Инь обнаружены ремесленные мастерские по выделке каменных, бронзовых предметов и ювелирных изделий. Бронзовые предметы представлены военным снаряжением и обрядовой утварью. В этот период бронзовые изделия отмечаются богатством форм и искусной отделкой.

          Чаще всего встречаются  бронзовые сосуды, предназначенные  для жертвоприношений и исполнения ритуалов. Эти сосуды подразделяются на три типа — дин (треножник с двумя ручками), ли (треножник с полыми ножнами) и сянь (сложный сосуд). Поверхность сосудов всех типов в основном была рельефной с изображением представителей животного и мифического мира. Чаще всего изображали драконов и чеканили иероглифы. В чжоус-кий период на сосудах стали выгравировывать большие надписи, которые состояли из нескольких сотен иероглифов. Помимо бронзы, все чаще исходным материалом служит нефрит и яшма. Изделия из яшмы были обязательной принадлежностью различных обрядов знати. Крупные и мелкие чиновники вана часто приказывали в память о каком-нибудь событии изготавливать подобные изделия. В дальнейшем произошло обогащение сложившихся ранее художественных форм. Изделия становятся более легкими и оригинальными по форме, рисунок на них приобретает тонкость и изящество, надписи делаются главным образом рифмованные, иероглифы — стилизованные, меняется первоначальный стиль.

          Такие произведения искусства могли быть созданы  только высококвалифицированными мастерами. В древнем Китае сложилась определенная группа лиц, обладавших специальным мастерством — “байгун”. Они из поколения в поколение передавали свои навыки и по знаниям в области ремесла превзошли ремесленников соседних государств того времени. Вместе с тем ремесленникам были предоставлены привилегии: они были освобождены от воинской повинности и могли успешно заниматься только своим делом.

          Наряду с остальными видами искусства музыкальное искусство  возникло в очень отдаленное время. Вначале музыка сопровождала обрядовые и ритуальные пляски. В чжоуский период музыкальное искусство получает дальнейшее развитие, песни и пляски перестают быть только ритуальными.

    Постепенно  песни и пляски обособляются, совершенствуется техника музыкальной игры и музыкальные инструменты. Древнекитайские музыкальные инструменты составляли три основные группы: струнные, духовые и ударные. При дворе знати создается специальная музыкальная служба. Древними китайцами так определялась социальная функция музыки: “Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать”.

    Архитектура древнего Китая первой половины I тыс. не столь богата и разнообразна и  представлена зданиями, основу конструкции  которых составляли не стены, а столбы. В то время полагали, что без столбов и соединяющих их балок здания вообще быть не может. Стены сооружались из утрамбованной глины, крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски. Здание сооружалось на приподнятой платформе. В период междоусобных войн и борьбы за взаимопоглощение правители княжеств, стремясь подчеркнуть свое величие, возводили роскошные дворцы. 

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"