Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 20:05, контрольная работа
Вопрос 1. Роль языка в культуре
Вопрос № 2. Основные памятники художественной культуры египтян
Вопрос 3. Основные достижения и памятники культуры Вавилонии и Ассирии.
Вопрос 4. Основные религиозные учения Древней Индии.
Вопрос 5. Средневековая культура Западной Европы.
Вопрос 6. Основные достижения и памятники Древнего Китая.
Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Одни только имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Льва Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей.
Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах "Евгений Онегин", который Белинский назвал энциклопедией русской жизни, явился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка", "Дубровский" и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.
Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени", во многом созвучный с пушкинским романом "Евгений Онегин", считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Его основным эстетическим ориентиром является творчество Байрона и Пушкина периода романтизма. Сильное влияние на последующую литературу оказал лермонтовский метод психологического анализа, "диалектики чувств".
В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. В его "Вечерах на хуторе близ Диканьки" художественно осуществлена концепция Малороссии - этого славянского древнего Рима - как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Вместе с тем Гоголь является основателем "натуральной школы" (школы критического реализма); не случайно 30-е - 40-е годы прошлого века Н. Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы. "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя", - образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя на развитие русской литературы. В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.
Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Особое явление в русской и мировой литературе - роман "Война и мир"; в этом уникальном феномене искусства Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и многофигурностью эпической фрески.
Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого великого русского писателя - Достоевского, который в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он заставляет "уходить в подполье", дабы увидеть, что же происходит в действительности, он заставляет нас видеть себя в самом себе. Благодаря потрясающей способности проникать в самую человеческую душу. Достоевский одним из первых, если не самым первым, дал описание современного нигилизма. Его характеристика этого настроя ума неизгладима, она до сих пор завораживает читателя глубиной и необъяснимой точностью14.
В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы.
Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер "Майская ночь" и "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Кузнец Вакула" ("Черевички") Чайковского и т. д.
Римский-Корсаков
создал целый "сказочный" мир опер:
от "Майской ночи" и "Снегурочки"
до "Садко", для которых о6щим является
некий идеальный в своей гармоничности
мир. Сюжет "Садко" построен на различных
вариантах новгородской былины - повествованиях
о чудесном обогащении гусляра, его странствиях
и приключениях. "Снегурочку" Римский-Корсаков
определяет как оперу-сказку, назвав "картинкой
из Безначальной и Бесконечной Летописи
Берендеева царства".
В операх подобного рода Римский-Корсаков
использует мифологическую и философскую
символику. Если "Снегурочка" связана
с культом Ярилы (солнца), то в "Младе"
представлен целый пантеон древнеславянских
божеств. В содержание эстетического идеала
Римского-Корсакова, который лежит в основе
его музыкального творчества, в качестве
безусловной ценности входит категория
прекрасного в искусстве. Образы высокопоэтического
мира его опер весьма наглядно показывают,
что искусство представляет собой действенную
силу, что оно покоряет и преображает человека,
что оно несет в себе жизнь и радость. Подобная
функция искусства соединялась у Римского-Корсакова
с пониманием его как эффективного средства
нравственного совершенствования человека.
Творчество П. Чайковского способствовало расцвету русской музыкальной культуры и внесло новизну в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера "Евгений Онегин", предупредительно названная им не оперой, а "лирическими сценами". Новаторская сущность оперы заключалась в том, что она отразила веяния новой передовой литературы. В своем стремлении создать "интимную", но сильную драму Чайковский хотел достичь на сцене иллюзии обыденной жизни с ее повседневными разговорами.
В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. "Знамением" времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре.
В XIX - начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: Соловьев, Грановский, Срезневский, Буслаев, Пирогов, Мечников, Сеченов, Павлов, Чебышев, Остроградский, Лобачевский, Зинин, Бутлеров, Менделеев, Ленц, Якоби, Петров, Бэр, Докучаев, Тимирязев, Вернадский и др.
В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название "серебряного века" русской культуры, который начинается "Миром искусства" и заканчивается акмеизмом. "Мир искусства" - это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники - Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Головин, Добужинский, Врубель, Серов, Коровин, Левитан, Нестеров, Рерих, Кустодиев, Петров-Водкин, Малявин, Ларионов, Гончарова и др.
Благодаря деятельности Дягилева (мецената и организатора выставок) русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им "Русские сезоны" в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка "Два века русской живописи и скульптуры", которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания "Мира искусства", а также открытия русской живописи XVIII - начала XX в. в целом для западной критики и настоящий триумф русского искусства.
Виднейшим
направлением рубежа века был символизм
- многогранное явление, не вмещающееся
в рамки "чистой" доктрины. Краеугольный
камень направления - символ, заменяющий
собой образ и объединяющий платоновское
царство идей с миром внутреннего опыта
художника. Среди виднейших западных представителей
символизма или тесно связанных с ним
- Малларме, Рембо, Верлен, Верхарн, Метерлинк,
Рильке… Русские символисты - Блок, Белый,
Иванов, Соллогуб, Анненский, Бальмонт
и др. - опирались на философские идеи от
Канта до Шопенгауэра, от Ницше до Соловьева.
Конец XIX - начало XX в. является русским
философским Ренессансом, "золотым
веком" русской философии. Проблемы
полноты и ценности, неразделенности человеческой
личности, высокий этический пафос размышлений
о человеке оказываются общими для всей
русской философской антропологии XIX века.
Но в разнородных идейных течениях эти
проблемы получают различную аранжировку.
"Идея человека" пронизывает, центрирует
русскую философию XIX века. Во всех различных
течениях русской мысли главным является
утверждение того, что "Человек в своей
индивидуальности является нравственной
ценностью высшей иерархической ступени"
(Бердяев). Существенно отметить, что философская
мысль серебряного века русской культуры,
представляющая собой золотой самородок,
сама явилась на свет как преемница и продолжательница
традиций русской классической литературы.
Именно так сложились отношения между
русской классикой и философским возрождением
конца века, которое представлено именами
Соловьева, Розанова, Булгакова, Бердяева,
Шестова, Федотова, Франк и др.
Библиография
Учебная
литература