Контрольная работа по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 20:05, контрольная работа

Описание

Вопрос 1. Роль языка в культуре
Вопрос № 2. Основные памятники художественной культуры египтян
Вопрос 3. Основные достижения и памятники культуры Вавилонии и Ассирии.
Вопрос 4. Основные религиозные учения Древней Индии.
Вопрос 5. Средневековая культура Западной Европы.
Вопрос 6. Основные достижения и памятники Древнего Китая.

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТОРОЛогия.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)
ign="justify">    В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина "Вольность", его "Послание в Сибирь" декабристам и "Ответ" на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева "К временщику" (Аракчееву), стихотворение Лермонтова "На смерть поэта", письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил. 

    Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Одни только имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Льва Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей.

    Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах "Евгений Онегин", который Белинский назвал энциклопедией русской жизни, явился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка", "Дубровский" и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. 

    Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени", во многом созвучный с пушкинским романом "Евгений Онегин", считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Его основным эстетическим ориентиром является творчество Байрона и Пушкина периода романтизма. Сильное влияние на последующую литературу оказал лермонтовский метод психологического анализа, "диалектики чувств". 

    В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. В его "Вечерах на хуторе близ Диканьки" художественно осуществлена концепция Малороссии - этого славянского древнего Рима - как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Вместе с тем Гоголь является основателем "натуральной школы" (школы критического реализма); не случайно 30-е - 40-е годы прошлого века Н. Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы. "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя", - образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя на развитие русской литературы. В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества. 

    Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Особое явление в русской и мировой литературе - роман "Война и мир"; в этом уникальном феномене искусства Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и многофигурностью эпической фрески.

    Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого великого русского писателя - Достоевского, который в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он заставляет "уходить в подполье", дабы увидеть, что же происходит в действительности, он заставляет нас видеть себя в самом себе. Благодаря потрясающей способности проникать в самую человеческую душу. Достоевский одним из первых, если не самым первым, дал описание современного нигилизма. Его характеристика этого настроя ума неизгладима, она до сих пор завораживает читателя глубиной и необъяснимой точностью14

    В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы.

    Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер "Майская ночь" и "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Кузнец Вакула" ("Черевички") Чайковского и т. д. 

    Римский-Корсаков создал целый "сказочный" мир опер: от "Майской ночи" и "Снегурочки" до "Садко", для которых о6щим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет "Садко" построен на различных вариантах новгородской былины - повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. "Снегурочку" Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав "картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства".  
В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику. Если "Снегурочка" связана с культом Ярилы (солнца), то в "Младе" представлен целый пантеон древнеславянских божеств. В содержание эстетического идеала Римского-Корсакова, который лежит в основе его музыкального творчества, в качестве безусловной ценности входит категория прекрасного в искусстве. Образы высокопоэтического мира его опер весьма наглядно показывают, что искусство представляет собой действенную силу, что оно покоряет и преображает человека, что оно несет в себе жизнь и радость. Подобная функция искусства соединялась у Римского-Корсакова с пониманием его как эффективного средства нравственного совершенствования человека. 

    Творчество П. Чайковского способствовало расцвету русской музыкальной культуры и внесло новизну в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера "Евгений Онегин", предупредительно названная им не оперой, а "лирическими сценами". Новаторская сущность оперы заключалась в том, что она отразила веяния новой передовой литературы. В своем стремлении создать "интимную", но сильную драму Чайковский хотел достичь на сцене иллюзии обыденной жизни с ее повседневными разговорами.

    В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. "Знамением" времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре. 

    В XIX - начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: Соловьев, Грановский, Срезневский, Буслаев, Пирогов, Мечников, Сеченов, Павлов, Чебышев, Остроградский, Лобачевский, Зинин, Бутлеров, Менделеев, Ленц, Якоби, Петров, Бэр, Докучаев, Тимирязев, Вернадский и др.

    В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название "серебряного века" русской культуры, который начинается "Миром искусства" и заканчивается акмеизмом. "Мир искусства" - это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники - Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Головин, Добужинский, Врубель, Серов, Коровин, Левитан, Нестеров, Рерих, Кустодиев, Петров-Водкин, Малявин, Ларионов, Гончарова и др. 

    Благодаря деятельности Дягилева (мецената и организатора выставок) русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им "Русские сезоны" в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка "Два века русской живописи и скульптуры", которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания "Мира искусства", а также открытия русской живописи XVIII - начала XX в. в целом для западной критики и настоящий триумф русского искусства. 

    Виднейшим направлением рубежа века был символизм - многогранное явление, не вмещающееся в рамки "чистой" доктрины. Краеугольный камень направления - символ, заменяющий собой образ и объединяющий платоновское царство идей с миром внутреннего опыта художника. Среди виднейших западных представителей символизма или тесно связанных с ним - Малларме, Рембо, Верлен, Верхарн, Метерлинк, Рильке… Русские символисты - Блок, Белый, Иванов, Соллогуб, Анненский, Бальмонт и др. - опирались на философские идеи от Канта до Шопенгауэра, от Ницше до Соловьева.  
Конец XIX - начало XX в. является русским философским Ренессансом, "золотым веком" русской философии. Проблемы полноты и ценности, неразделенности человеческой личности, высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей русской философской антропологии XIX века. Но в разнородных идейных течениях эти проблемы получают различную аранжировку. "Идея человека" пронизывает, центрирует русскую философию XIX века. Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того, что "Человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью высшей иерархической ступени" (Бердяев). Существенно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской классической литературы. Именно так сложились отношения между русской классикой и философским возрождением конца века, которое представлено именами Соловьева, Розанова, Булгакова, Бердяева, Шестова, Федотова, Франк и др.
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиография

    Учебная литература 

  1. Культурология. /Под ред.Б. А. Эренгросс– М.:Книга по требования, 2007. – 480 с.
  2. Культурология/ Под ред. С. В. Лапина- М.: ТетраСистемс, 2009 – 176 с.
  3. Культурология. Курс лекций/ Под ред.  З. Р. Жукоцкой – М.:  КомКнига, 2006- 232 с.
  4. Культурология. Теория и история культуры/ Под ред.  Е. В. Мареева – М.: Экзамен, 2008 – 448 с.
  5. Древний мир. Культура, искусство, история. Иллюстрированная энциклопедия/ Под ред. О.В. Перзашкевич,  В. А. Федосик, М.: Эксмо,2008
  6. История русской культуры: XIX век.  / Под ред. Яковкина Н.И. Спб: Лань, 2002 — 576 с.  

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"