Контрольная работа по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 20:05, контрольная работа

Описание

Вопрос 1. Роль языка в культуре
Вопрос № 2. Основные памятники художественной культуры египтян
Вопрос 3. Основные достижения и памятники культуры Вавилонии и Ассирии.
Вопрос 4. Основные религиозные учения Древней Индии.
Вопрос 5. Средневековая культура Западной Европы.
Вопрос 6. Основные достижения и памятники Древнего Китая.

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТОРОЛогия.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

      Вопрос № 8.      Основные модели современного философского мышления.

      Ответ:         

      Основными философскими концепциями  современности  являются: позитивизм, экзистенциализм, неотомизм, философия  бессознательного.

          На становление и развитие  философии  нового  времени   оказало  влияние развитие  политических систем, науки, религии  и церкви, искусств и техники   в XX   веке.   

          1.  Позитивизм  объявляет  себя  современной  «философией   науки»  или «научный философией». Представители позитивизма: О.  Конт,  Г.  Спенсер,  Д. Милль. О. Конт представитель «первого позитивизма»  рассматривал  позитивизм как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом. Наука по Конту познает  не сущность, а феномены, «позитивные факты».

          Второй позитивизм или эмпириокритицизм  (Мах,  Авенариус)  «позитивные  факты» толкует как ощущения. Неопозитивизм (или третий  позитивизм)  в  лице Б. Рассела и     Л. Витгенштейна считает, что  человеческое сознание  состоит   из «атомарных» (неделимых на  более  простые)  высказываний,  которые  являются воспроизведением  «атомарных  фатов»,  составляющих  «реальный   мир».   Эти «факты» истолковываются как ощущения. Познавательной сущностью  позитивизма является отрицание объективной истины, ее плюрализм, сведение реальности  к языку.

          2.   Экзистенциализм   рассматривает   личность    как    человеческое  существование.    «Экзистенция»     переводится     как     «существование». Родоначальником  экзистенциализма является датский   философ  С.  Кьеркегор  — XIX в. В начале XX в. эти идеи развивает русский философ Н.  А.  Бердяев.  В 1926 году немецкий философ М. Хайдеггер опубликовал книгу «Бытие  и  время», где  сформулировал  основные  принципы  экзистенциализма.  Затем  эти   идеи развивает в трехтомной работе «Философия» (1932 г.) другой немецкий  философ К. Ясперс.

          В начале 30-х гг. экзистенциализм  распространяется во  Франции  (Ж.-П. Сартр, Т. Марсель, А.  Камю). Представители этого  направления   считают,  что современное общество приводит  к  обесчеловечиванию  личности  в  результате определенной сложившейся системы  общественных  отношений.  Для  преодоления этого необходимо  «отрешиться»  от  повседневного  бытия  и  прислушаться  к идущему от глубины экзистенции «зову судьбы». Одни экзистенциалисты  считают смыслом человеческого бытия  смерть  (Хайдеггер),  другие  свободу  (Сартр). Человек, пишет Сартр,  в  своих  природно-биологических,  социально-ролевых, классовых,  профессиональных  и  других  характеристиках  повторим,  подобен другим. Его неповторимость  выражается  в  его  целях,  проектах,  замыслах, обращенных к  будущему.  В  этой  обращенности,  считает  Сартр,  —  главная особенность человеческого бытия.

          3.  Неотомизм  —  религиозно-философское   направление  в   современной философии. По своей сущности неотомизм есть возрождение и  приспособление  к современным  условиям  теолого-философского  учения   XIII   века   —   Фомы Аквинского. 12 Центральным тезисом его учения  является  «гармония веры  и разума».

          4.  Философия  бессознательного,  то  есть   лежащего   за   пределами постигаемого  разумом,  недоступного   постижению   в   рамках   логического  мышления. Под бессознательным в  философии понимается  нечто   противоположное разуму, полагающее разум неспособным охватить все богатство и разнообразие духовной  и материальной  реальности.  Представителем   этого   направления является 3. Фрейд.

          В работах русских философов  Х1Х-ХХ  вв.  (Н.  Бердяев,  С.  Франк,  С. Булгаков, Л. Шестов,  Д.  Мережковский,  П.  Флоренский,  А.  Чижевский,  В. Вернадский, В.  Соловьев)  рассматривается глубокое  влияние философии на духовный мир человека.

          Понимание единства культуры  и философии,  позволило  В.  С.  Соловьеву развить идею  единства,  представленную  в  триединой  формуле  ИСТИНА-ДОБРО-КРАСОТА (знание, нравственность,  искусство).  Идею  активности  творческого начала  человеческой  деятельности  русские   философы   рассматривали   как органичное продолжение божественного творения  мира.  Как следствие этого, давали обоснование необходимости духовной свободы, вне которой не  мыслится творческая  созидательная деятельность  человека  в сфере культуры.   Они глубоко и всесторонне обосновали   возможность   подлинного   культурного творчества в условиях свободы, в том числе и внутренней свободы человека  от догм и ложных идеалов. 

    Вопрос 9. В чем самобытность древнерусской культуры?

    Ответ:

    Самобытность, уникальность, неповторимость древнерусской культуры в значительной степени объясняются существованием в ней, казалось бы, несовместимого – языческих и христианских традиций. Ортодоксальное православие считает, что политеистические и монотеистические формы сознания не могут существовать одномоментно и что с X в. господствующей и единственной формой религиозного сознания являлось православное христианство.

    На  протяжении многих веков православное христианство являлось доминантой в  духовном развитии русского общества, пропитывало все сферы развития культуры. Но пристальный взгляд легко  обнаруживает в образах, формах, символике, эстетических канонах христианской культуры такие напластования, которые не имеют прямого отношения ни к идеологии, ни к пантеону христианства.13

    Растительные  и звериные орнаменты, почтительное отношение к животным и птицам, фантастические звери, украшающие резные наличники и коньки деревянных изб, терема с клетями, подклетями, шатровыми перекрытиями, кокошниками – все эти формы и образы тяготеют к дохристианскому мироотношению, к славянской мифологии. Христианство не смогло поглотить или ассимилировать это мироотношение.

    Феномен живучести дохристианских традиций в древнерусской  культуре общепризнан. Еще в конце XIX в. А. Виноградов отмечал, что христианские сюжеты в древнерусской иконописи настолько плотно обволакиваются пестрой тканью дохристианских реминисценций, что адекватное восприятие замысла иконописца становится возможным только в лучах живого языческого сознания . Православное христианство в византийском варианте активно пропитывало культуру высших слоев древнерусского общества. Особенно быстро распространялось оно в южных и юго-западных областях, значительно слабее – на севере. Академик В. А. Рыбаков отмечает устойчивость языческих верований населения Новгорода в XII—XIV вв. Постепенно вытесненное из официальной культуры язычество укрылось в фольклоре прикладном искусстве, народных обрядах и обычаях, в быте русских людей.

    В религиозных верованиях восточных  славян особое место занимали культ  природы и культ предков. Именно в результате тесной связи с природой, постоянных наблюдений за ней и получил поднепровец первые «откровения», первые знания о космических законах. Эти первобытные формы религиозных верований соответствовали физическим, духовным, психологическим возможностям человека. Они сформировались в результате практически творческой деятельности наших пращуров. Основные занятия восточных славян – земледелие, скотоводство, лесные промыслы. Именно в связи с потребностями этих видов деятельности и сложились пантеон языческих богов, языческие праздники. Все доступные сферы (небесную, воздушную, наземную, подземную, подводную) ваши предки заселили духами. Каждый вид деятельности вмел своих покровителей.

    Приняв  христианство, древнерусский народ  не перестал быть земледельцем, скотоводом, охотником и т. д. Если язычество отражало практически образную связь с окружающей природой, то христианство открыло славянам тайну индивидуального духовно-нравственного совершенствования. Обе эти системы соприкасались в жизни конкретного человека, они не противоречили друг другу, вполне уживались, правда, часто не смешиваясь, существуя самостоятельно. Очевидно, в этом одна из причин одномоментного существования языческих и христианских традиций в древнерусской культуре.

    Вопрос 10. Достижения русской  культуры XIX века.

    Ответ:

    Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России. 

    Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Гоголь, Лесков, Мельников-Печерский, Достоевский и др. создавали свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, - от Пушкина и Льва Толстого до Блока - несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Огромный интерес вызывают картины Нестерова, Врубеля, Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное иконописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Бортнянского, Чайковского и Рахманинова.  
В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка "элитарной" культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись Кипренского, Тропинина, Брюллова, Иванова и других крупных художников XIX в. 

    Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. 'Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам Соловьева, Булгакова, Флоренского, Бердяева, Бакунина и многих других. 

    В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. 

    Первую треть XIX называют "золотым веком" русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. 

    Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью: здание Адмиральтейства по проекту Захарова, здание Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества. 

    В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие - открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей. 

    В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий - духовенства и дворян. В первой половине XIX в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа - крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты).

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"