Контрольная работа по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 10:54, контрольная работа

Описание

Основополагающими документами в сфере законодательства о финансовой деятельности Республики Беларусь являются нормативные правовые акты, регулирующие вопросы бухгалтерского учета и отчетности, аудиторской деятельности, декларирования доходов, имущества и источников денежных средств. Отдельным блоком следует выделить нормативные правовые акты, составляющие сферу финансового контроля (проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности).

Содержание

Вопрос 1. 3
Вопрос 2. 10
Задача 16
Список использованных источников 21

Работа состоит из  3 файла

БГУ вар 5 положение фермерского хозяйства+регулирование ветеринарной деятельности+задача.doc

— 97.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

БГУ вар. 5 Регулирование бухучета и адита+монополистическая деятельность+2 задачи.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

1. Правовое  регулирование бухгалтерского  учета и аудиторской  деятельности

     Основополагающими документами в сфере законодательства о финансовой  деятельности  Республики  Беларусь  являются нормативные  правовые  акты, регулирующие вопросы  бухгалтерского   учета   и  отчетности,  аудиторской   деятельности, декларирования доходов, имущества  и  источников денежных средств. Отдельным блоком следует выделить нормативные  правовые  акты, составляющие сферу финансового контроля (проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности).

     Система нормативных  правовых  актов  Республики  Беларусь  в области  бухгалтерского   учета   и  отчетности базируется на специальном  законе –Законе Республики  Беларусь  от 18 октября 1994 года «О  бухгалтерском   учете   и  отчетности» (далее - Закон о  бухгалтерском   учете ), нормативных  правовых  актах Совета Министров Республики  Беларусь , Министерства финансов Республики  Беларусь  в этой области (в том числе на Типовом плане счетов  бухгалтерского   учета , утвержденном постановлением Министерства финансов Республики  Беларусь  от 30 мая 2003 г. № 89 «Об утверждении Типового плана счетов  бухгалтерского   учета   и  Инструкции по применению Типового плана счетов  бухгалтерского   учета »), а также нормативных  правовых  актах органов, которым законодательством предоставлено право регулировать эту сферу законодательства о финансовой  деятельности . Кроме того, необходимо отметить роль актов Президента Республики  Беларусь  в области государственного  регулирования   бухгалтерского   учета   и  отчетности. В частности, Декрет Президента Республики  Беларусь  от 30 июня 2000 г. № 15 «О порядке проведения переоценки имущества  и  обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют  и  отражения в  бухгалтерском   учете  курсовых разниц» [9].

     Что касается соотношения актов белорусского законодательства в области  бухгалтерской  отчетности  и  международных  стандартов финансовой отчетности, то следует отметить, что в Республике  Беларусь  продолжается процесс реформирования сферы  бухгалтерского   учета   и  отчетности, направленный на приведение национальной системы  бухгалтерского   учета  в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности.

     Основным  актом, регулирующим работу по приведению законодательства Республики  Беларусь  в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности, является постановление Правительства  Республики  Беларусь  от 4 мая 1998 г. № 694 «О государственной программе перехода на международные стандарты  бухгалтерского   учета  в Республики  Беларусь » (далее – Программа).

     Одним из направлений развития сферы  бухгалтерского   учета   и  отчетности в Республике  Беларусь  является ее упрощение. Одним из первых шагов в этом направлении стало подписание Указа Президента Республики  Беларусь  от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения». Данный нормативный  правовой  акт устанавливает условия применения упрощенной системы, перехода на упрощенную систему налогообложения  и  прекращения ее применения, а так же устанавливает круг лиц, которые освобождаются от обязанности ведения  бухгалтерского   учета   и  составления  бухгалтерской  отчетности. Положения данного Указа нашли свое отражение в Законе Республики  Беларусь  26 декабря 2007 года «О внесении дополнений  и  изменений в некоторые законы Республики  Беларусь   и  признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики  Беларусь   и  их отдельных положений по вопросам налогообложения».

     Значимым  действием по приведению нормативных  правовых  актов по  бухгалтерском   учету   и  отчетности Республики  Беларусь  в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности  и  упрощению  бухгалтерского   учета следует считать принятие Закона Республики  Беларусь  от 29 декабря 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики  Беларусь  «О  бухгалтерском   учете   и отчетности». Изменения, внесенные указанным Законом, упростили ведение  бухгалтерского   учета   и  составление  бухгалтерской  отчетности для отдельных лиц, а также унифицировали состав  бухгалтерской  отчетности с международными стандартами финансовой отчетности.

     В Республике  Беларусь  сфера  аудиторской   деятельности, так же, как  и  сфера  бухгалтерского   учета   и  отчетности, базируется на специальном законе – Законе Республики  Беларусь  от 8 ноября 1994 года «Об  аудиторской   деятельности » в редакции Закона Республики  Беларусь  от 18 декабря 2002 года (далее – Закон об аудите). Данный нормативный  правовой  акт определяет  правовые  основы осуществления  аудиторской   деятельности  на территории Республики  Беларусь, устанавливает права  и  обязанности  аудиторских  организаций  и  аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного  регулирования   аудиторской   деятельности.

     Помимо  Закона об аудите сферу  аудиторской   деятельности  регулируют  и  иные законодательные акты. В частности, Декрет Президента Республики  Беларусь  от 22 сентября 2005 г. № 12 «О парке высоких технологий»; Указ Президента Республики  Беларусь  от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой  деятельности»  и  др. [9]

     Помимо  перечисленных, к основным актам, регулирующим данную сферу общественных отношений, относятся постановление Совета Министров Республики  Беларусь  от 4 января 2008 г. № 7 «О некоторых вопросах  аудиторской   деятельности»  и  иные акты Правительства Республики  Беларусь, устанавливающие республиканские правила  аудиторской   деятельности.

 

2. Понятие  и формы монополистической  деятельности. Правовое  регулирование конкуренции

     Согласно  ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XІІ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», монополистическая   деятельность  - это   противоречащие Закону  действия (бездействие) хозяйствующих  субъектов, государственных  органов,  направленные на недопущение, ограничение или   устранение  конкуренции,  а  также  причиняющие  вред  правам, свободам и законным интересам потребителей.

     Выделяют  следующие признаки монополистической  деятельности:

     1)  это  запрещенная  экономическая  деятельность,  связанная  с производством,  распространением  и  потреблением  товаров   (работ, услуг), на не имеет ничего общего с законным предпринимательством и свободой экономической деятельности;

     2)  монополистическая  деятельность -  антипод  конкуренции.  В этом  своем качестве она подрывает усилия государства по созданию  и реализации   таких   условий   экономических   отношений,    которые стимулируют позитивные тенденции на товарных рынках;

     3) это деятельность, являющаяся правонарушением;

     4)  ее  субъектами  являются  физические  и  юридические  лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность;

     5) она совершается только целенаправленно (умышленно);

     6)  монополистическая деятельность  может выражаться как в форме действий, так и бездействия;

     7)  она выступает в качестве системной  категории, состоящей  из нескольких подгрупп:

     а)   деяния,  заключающиеся  в  злоупотреблении  хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке;

     б)    соглашения    (согласованные   действия)    хозяйствующих субъектов, имеющих целью ограничение конкуренции;

     в)    стандартные   условия   сделок,   могущие   привести    к монополизации  рынка и ограничению конкуренции. Все эти  три  группы имеют  общую   направленность  на   недопущение,   ограничение   или устранение конкуренции;

     8) монополистическую   деятельность   ее   субъекты    могут осуществлять как сами по себе, так и в различных вариантах  действий хозяйствующих субъектов, согласованных между ними [8, c. 91].

     Разновидностями монополистической деятельности хозяйствующих субъектов являются злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке, соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции, стандартные условия сделок.

     Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим  доминирующим положением на рынке.

     Такую деятельность субъекты хозяйствования могут осуществлять самостоятельно либо совместно с другими субъектами хозяйствования. При этом не требуется, чтобы субъект хозяйствования был внесен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (далее - Реестр). Достаточно установления факта его доминирования на соответствующем товарном рынке. Для уяснения сущности данного вида монополистической деятельности необходимо выяснить, что представляет собой доминирующее положение. В научной литературе такое положение рассматривается как основополагающая категория антимонопольного законодательства. В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности доминирующим положением на товарном рынке признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В данном определении указан качественный признак доминирующего положения - исключительность положения хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, которое дает возможность совершать указанные действия. При этом возникает вопрос: что значит «возможность оказывать решающее влияние на соответствующем товарном рынке» и «затруднение доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам». Указанные формулировки имеют описательный характер и для их практического применения необходимо установление конкретных параметров. В качестве таковых действуют количественные признаки доминирующего положения. Они определяются долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке, т. е. количественной оценкой положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, определяемой как выраженное в процентах отношение объема реализованных хозяйствующим субъектом товаров к общему объему реализации данных и взаимозаменяемых товаров на товарном рынке (подп. 5 ч. 2 п. 1 Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной Приказом Минэкономики от 10 октября 2002 г. № 229) Если доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную в Приложении к указанной Инструкции (за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии), его положение признается доминирующим. Например, для хозяйствующих субъектов - производителей товаров народного потребления и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, предельная величина, устанавливающая факт доминирования, составляет 30 %, т. е. если доля такого субъекта превышает 30 %. его положение признается доминирующим. Для хозяйствующих субъектов - производителей товаров производственно-технического назначения такая доля составляет 45 %. Кроме того, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченный республиканский орган государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, установит, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим (п. 3 ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности). Данное обоснование имеет еще более пространный характер [7, c. 269]. Сразу же возникает вопрос - как перевести на язык конкретной правовой нормы такой критерий, характеризующий товарный рынок, как «стабильность доли хозяйствующего субъекта относительно размера принадлежащих конкурентам долей», где установлены «иные критерии», характеризующие товарный рынок?

     Установление  факта доминирования хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке является основанием для включения его в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о котором утверждено Приказом Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 г. № 13 (далее - реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках).

     Однако  для констатации монополистической  деятельности необходимо, чтобы хозяйствующий субъект злоупотребил доминирующим положением. Конкретные действия (бездействия), квалифицируемые как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, могут быть самыми разнообразными. Критерий отнесения тех или иных действий (бездействий) к рассматриваемому виду монополистической деятельности - наступление или возможность наступления результата в виде ограничения конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей. В ст. 5 Закона о противодействии монополистической деятельности содержится примерный перечень действий (бездействий), которые приводят или могут привести к указанному результату. Условно их можно разделить на две группы:

     1) совершение хозяйствующем субъектом  односторонних действий (внедоговорные);

     2) совершение действий касающихся условий заключения договора (договорные).

     Первую  группу составляют действия, направленные на:

     - создание препятствий для доступа  на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

     - изъятие товаров из обращения,  ограничение производства, имеющих  целью создание или поддержание  дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

     - установление (поддержание) цены  для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов.

     Во  вторую группу входят такие действия, как:

     - заключение и (или) исполнение  договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;

процесс БГУ вар. 1 Исключительная подсудность+понятие постановлений+2задачи.doc

— 64.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"