Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:58, контрольная работа
Культура - это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще "лучами культуры". Нас вдохновляют тишина, закатная заря, одиночество в лунной ночи или пронизанная солнечным светом листва. Все это воспринимается и переживается как нечто высокое и торжественное. Иначе говоря, реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения.
1. Подходы к проблеме взаимодействия культуры и цивилизации.
2. Смысл понятия «диффузия культуры».
3. Смысл понятия «культурная инновация». Примеры.
4. Литература
По «Культорологии»
1. Подходы к проблеме взаимодействия культуры и цивилизации.
2. Смысл понятия «диффузия культуры».
3. Смысл понятия «культурная инновация». Примеры.
4. Литература
1. Какие существуют подходы
к проблеме взаимодействия
Феномен культуры
Культура - это материальные и духовные
ценности. Под ценностью имеется
в виду определение того или иного
объекта материальной или духовной
реальности, высвечивающее его
Та или иная вещь обладает в наших
глазах определенной ценностью благодаря
не только своим объективным свойствам,
но и нашему отношению к ней, которое
интегрирует в себе и восприятие
этих свойств, и особенности наших
вкусов. Ведь не даром же говорят: "Он
мне мил не потому, что хорош, а
хорош, потому, что мил". Таким
образом, можно сказать, что ценность
-это субъективно-объективная
Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней функцию и поэтому имеет общественную ценность, например стол - это не просто доска, опирающаяся на четыре ножки, а вещь, сидя за которой, люди питаются или работают. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или
ложной, субъективной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и
ценностное отношение к нему
находятся в неразрывном
ценности тесно связано с понятием культуры.
Культура, трансформируясь, передается,
словно по эстафете, от одного
поколения другому. История
ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.
На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного общества было, по выражению Маркса, "вплетено" в материальную деятельность людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него.
Также особенностью первобытной социальности
был ее "естественный" характер.
Родо-племенные, а также внутри и
межобщинные отношения "естественно"
возникали в процессе совместной
жизни и деятельности людей, в
суровой борьбе за поддержание своего
существования. Разложение и распад
этих отношений в процессе перехода
к классовому обществу был одновременно
глубинным переворотом в
Анализируя переход от первобытности
к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет
ее основные характеристики: общественное
разделение труда и в особенности
отделение города от деревни, умственного
труда от физического, возникновение
товарно-денежных отношений и товарного
производства, раскол общества на эксплуататоров
и эксплуатируемых и как
Понятие цивилизации долгое время
оставалось на периферии интересов
марксистов. Связанная с ним проблематика
не становилась предметом
Термин "цивилизация" происходит от латинского стИз (гражданский, государственный, политический). В литературе этот термин отождествляется с понятием "культура" (человек культурный и цивилизованный - характеристики однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное "тело" общества в противоположность культуре как началу духовному ; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества,
пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт), предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По О.Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культуры, ее старения.
Современные представления о цивилизации
рассматриваются мыслителями
Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:
1) в общефилософском смысле - как
социальная форма движения
2) как общая социально-
качественно-определенных стадий его развития;
3) как культурно-исторический
тип, характеризующий
4) как обозначение
Итак, главная мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.
Первым ввел отличие культуры от
цивилизации И.Кант, чем существенно
прояснил эту проблему. Ранее под
культурой в отличие от природы
понимали все созданное человеком.
Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер,
хотя уже тогда было ясно, что
человек немало в своем творчестве
делает не просто плохо, но даже совсем
плохо. Позднее возникли взгляды
на культуру, уподоблявшие ее идеально
функционирующей системе и
Исходя из своего понимания сути культуры. Кант со всей четкостью противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же органичны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура. Ведь и общество есть некий чрезвычайно сложный своего рода организм - имеется в виду органическая единоцельность социума, являющего собой удивительное подобие, разумеется, при явном сущностном отличии.
Бесспорно, что следует различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не
общепринятыми нормами,
Такой подход Канта к
Часто понятием "цивилизации"
обозначается вся
Как уже было сказано выше,
термин "цивилизация" во многом
совпадает по смыслу с понятием
"культура". Если первое , возникнув
в 18 веке, фиксировало окультуривание
человека в системе